ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К этому положительному содержанию следует отнести периодизацию Шпенглером политических эпох, которая во многом схожа с аналогичной платоновской периодизацией, хотя Шпенглер придал ей совершенно иную форму. Как и Платон, он считает идеальным сословное общество, где основную роль играют духовенство и дворянство (у Платона — философы и стражи). Кризис идеального государства происходит в результате последовательного чередования наполеонизма, демократии и цезаризма (у Платона — тимократии, олигархии, демократии и тирании). Характеристики этих периодов Шпенглером во многом совпадает с платоновскими. Кроме философии Платона идеи Шпенглера близки взглядам Николая Данилевского и Константина Леонтьева. С первым Шпенглера сближает его концепция исторических культур, со вторым — консерватизм и антидемократизм. Социология политики Шпенглера имеет в России не только предшественников, но и последователей, к которым можно отнести некоторых представителей евразийства.
Положительным содержанием политической социологии Шпенглера является и анализ демократического устройства современного ему общества. Шпенглеру удалось взглянуть на демократический способ правления с исторической дистанции и указать его место в политическом цикле культуры. В своем стремлении решить проблемы демократии Шпенглер создает модель будущего цезаристского правления, которое, по его мнению, будет основываться на немецком понимании государства и политики. По существу, речь здесь идет о модели бюрократического государства, которая уже долгое время существовала в Германии. Эта модель предлагается Шпенглером в качестве эталона для всех современных государств.
Можно выделить следующие основные идеи шпенглеровской социологии политики. В качестве основного элемента государства
у Шпенглера выступает сословие дворянства, которое вырастает на почве крестьянства. Крестьянство не является актером истории, но оно выполняет функции корней, которые поставляют растению культуры. Дворянству противостоит духовенство, оторванное от жизни, ориентированное на духовное, со своими ценностными установками. Борьба между этими сословиями приводит к традиционному противостоянию государства и церкви. Дворянство и духовенство, по выражению Шпенглера, являются «вечными», «всемирно-историческими» сословиями. С их появлением в недрах культуры начинается ее историческая жизнь, именно эти два сословия являются единственными творцами культуры. Каждое сословие имеет свою мораль: духовенство — «мораль смерти» (жертва), направленную к умерщвлению жизни, дворянство — мораль жизни и истории (честь). С приходом к власти буржуазии, которая по своей сути несословна и либеральна, в позднюю эпоху культуры центр исторического развития перемещается в город. Культура в эту эпоху окостеневает и переходит в цивилизацию.
Шпенглер разработал свою периодизацию исторических эпох культуры. В традиционную эпоху государство находится «в форме», но по мере кризиса государственной формы происходит отказ от старых правил и традиций, от дипломатии, которая, по мнению Шпенглера, является основной формой политики «высоких культур». В период «наполеонизма» начинается постепенный возврат в первоначальную стихию природной борьбы за существование, «войны всех против всех». В результате наступает эпоха «цезаризма», завершающая политический цикл «высокой культуры» и ведущая к окончательному распаду цивилизации. Анализ исторических культур Шпенглер ведет с использованием социологических категорий. Особое место при этом уделяется противопоставлению города и деревни. Культура появляется в деревне, она тесно связана с природным ландшафтом, а заканчивается в большом городе, свободном от окружающей его природной среды.
Основными чертами политической социологии Шпенглера являются консерватизм, империализм, национализм, надежды на сильное немецкое государство, оправдание агрессивной завоевательной внешней политики. Некоторые идеи Шпенглера сопоставимы с такими элементами политики национал-социалистов, как лозунг «крови и почвы», переход на готический алфавит, поддержка крестьянства, меры по увеличению рождаемости, подчеркнутый милитаризм .
и т. д. Однако имели место и существенные идейные расхождения, которые в конечном счете привели к конфликту между Шпенглером и национал-социалистами. Несмотря на близость Шпенглера к идеологии и практике национал-социализма, не следует полностью отождествлять его идеи с нацистскими. Защита и обоснование империалистических планов Германии, безусловно, является важным моментом, сближающим Шпенглера с фашизмом. Однако аристократизм и антидемократизм мировоззрения Шпенглера не позволили ему не только сотрудничать с новым режимом, но и смириться с его существованием.
Важным вкладом Шпенглера в политическую социологию является обоснование им современной консервативной политики. Несмотря на непоследовательность своего консерватизма, Шпенглер смог обозначить основные моменты консервативной политики, поэтому он является одним из важных теоретиков современного консерватизма. Непоследовательность консерватизма Шпенглера объясняется тем, что бюрократическое государство как основной политический институт общества призвано у него осуществлять свою политику независимо от церкви. Более последовательно с консервативной точки зрения рассматривает Шпенглер проблему соотношения государства и экономики, проблему, актуальную сегодня не только для европей-' ской политики. Однозначно высказываясь за приоритет государства в решении всех политических проблем общества, Шпенглер выступает как последовательный сторонник укрепления государства и сохранения традиций, лежащих в его основании.
Позицию Шпенглера можно охарактеризовать как консервативную, хотя сам он критикует консервативные партии, считая ^их подобием либеральных. Здесь налицо некоторое внутреннее Противоречие, которое присутствует и у других консервативных революционеров Веймарской Германии. Критикуя либерализм, они, однако, не хотели возврата к порядкам Кайзеровской Германии. Поэтому их идеалом стал предшествующий период в истории Европы — период феодализма. Но Шпенглер осознавал реалии своего времени и понимал невозможность вернуться в прошлое, поэтому j практической политике он был последователем так называемого прусского социализма — немецкого варианта империализма, основывающегося на военных традициях средневековых орденов. .Консерватизм социологии политики Шпенглера, как наиболее •известного представителя политической социологии Германии,
состоял главным образом в неприятии либерализма и демократии. В качестве антипода этим, по его мнению, английским формам империализма, Шпенглер противопоставляет немецкую модель империализма — модель тотального чиновнического государства.
Если исходить из того, что основной чертой либеральной политики является господство экономики над государством, то для консервативной политики — это господство церкви над государством. В этом смысле позиция Шпенглера не была последовательно консервативной, так как ее автор не высказывается за возрождение политической роли Римско-католической церкви. Но тот факт, что Шпенглер предлагает организовать немецкое государство по модели рыцарских орденов католической церкви, позволяет охарактеризовать его позицию как консервативную. О важности консервативной установки для мировоззрения Шпенглера говорит то обстоятельство, что первоначальным названием для его книги «Закат Европы» было название «Либеральное и консервативное».
Кроме консерватизма для Шпенглера характерен аристократизм, наметившийся уже в раннем его творчестве, когда он занимался проблемами искусства. Считая эпоху барокко расцветом европейской культуры, Шпенглер всегда испытывал ностальгию по ее цветущему аристократическому стилю. При анализе современных ему политических событий Шпенглер пытается встать на точку зрения немецкого дворянства — наследника аристократических традиций. С позиций аристократии все исторические события в Германии того времени — отречение кайзера, принятие новой конституции, революция — означали не что иное, как катастрофу, уход с исторической арены этого сословия. Крах старинных укладов и отмену старых привилегий немецкого дворянства Шпенглер воспринял как закат Европы.
На самом деле Шпенглер не был представителем дворянства, а выражал интересы немецкого чиновничества, которое в Кайзеровской Германии значительно выросло и опасалось, что его привилегии вследствие революционных событий и нового демократического порядка Веймарской Германии могут быть утеряны.
На основе своих исторических познаний Шпенглер выработал не только своеобразную интерпретацию политики, он приспособил свои
теоретические схемы для анализа современной ему политики. В центре его анализа была Германия. Политическая ситуация в Германии начала XX века носила двойственный характер. С одной стороны, это рост экономического и политического влияния на европейскую и мировую политику, с другой стороны, поражение в войне и Версальский договор, ухудшение экономической конъюнктуры. Несмотря на тяжелую ситуацию в стране, Шпенглер считал Германию одной из ведущих держав мира, способной вести борьбу за мировое господство. В анализе актуальных политических проблем Шпенглер не ограничивается внутренними политическими проблемами Германии, а пытается подобрать ключ и к решению мировых проблем. В анализе современных ему политических проблем Шпенглер опирается на тот методологический инструментарий, который он выработал в процессе своей интерпретации истории. Это позволило ему взглянуть на современные события с необычной точки зрения и увидеть новые перспективы, что определило оригинальность его подхода и интерес к его творчеству.
Политические проекты Шпенглера ориентированы на то, что для Германии не все еще потеряно и если ей удастся справиться с «белой» и «цветной» революциями, то за ней ближайшее будущее. Эти проекты Шпенглера противоречат его пессимизму относительно общей судьбы европейской культуры. Многие оценки Шпенглера относи- ¦ тельно политического состояния современного мира не потеряли своей актуальности и сегодня, несмотря на то, что после выхода в свет его книг над планетой прошла гроза второй мировой войны. Еще до войны, и Шпенглер эго отмечает, европейские страны стали терять свое стратегическое положение на планете, а США, наоборот, становились крупной мировой державой. Уже тогда обозначилась Япония как один из важных центров мировой политики. Для Шпенглера культурное творчество Запада — в прошлом. Впереди лишь борьба за всемирное ммущество, в которой Германия, по его мнению, призвана сыграть важную роль.
Шпенглер констатирует «падение государственности» в Европе. Этот процесс, по его мнению, начался в XIX веке с появлением национализма. Нация теперь понималась как бесформенная, не 'нуждающаяся в жестких государственных формах. Эта тенденция отмирания государственности в европейских странах проявилась в изоляции настоящих политических деятелей, в приоритете внутренней политики в ущерб внешней, а также в возрастании роли экономики. В последних своих работах Шпенглер еще раз обращает внимание на
те опасности, которые угрожают европейским странам. Однако одного осознания проблем бывает недостаточно тогда, когда живые силы покидают народы. Это судьба, с которой только остается смириться. Шпенглер, пожалуй, сделал многое для того, чтобы европейцы смирились со своей судьбой, и эта негативная заслуга не позволяет ему быть в достаточной мере оцененным европейскими учеными.
Анализ Шпенглером современных ему политических проблем осуществлен им на достаточно высоком теоретическом уровне с использованием своеобразной историко-философской терминологии, при этом доминирующим моментом выступает критика либерализма как в реальной политике, так и в теории. В своей социологии политики Шпенглер подвергает критике основные демократические устои, что было характерно для всех консервативных революционеров в Германии эпохи Веймарской республики. Шпенглер указал на многие недостатки демократических институтов, показал их партийный характер, их связь с абстрактными теориями и идеалами. Однако за критическим отношением Шпенглера к демократии трудно понять его положительный идеал. Грядущий цезаризм, который во многом напоминает распространенные представления о социалистическом строе, судя по многим высказываниям Шпенглера, также не вызывает его симпатий. Остается предположить, что идеальное политическое устройство для Шпенглера находится в прошлом, что видно и в предложенных им «таблицах одновременных исторических эпох», где так называемое абсолютное государство располагается примерно в середине исторического цикла культуры и представляет тем самым некий пик, после которого начинается деформация политических и культурных форм.
Многие исследователи отмечают определенный цинизм шпенг- леровской политической концепции. В ней содержится призыв к оправданию того нового варварства, которое приходит в политическую жизнь Запада. Здесь имеет место одно из внутренних противоречий Шпенглера. Он восхищается богатыми культурными формами старой Европы и в то же время признает современный политический нигилизм, то есть отказ от старых культурных форм и традиций. Эта внутренняя противоречивость позиции Шпенглера характерна и для других представителей консервативной революции в Германии.
Исторический анализ эволюции политических форм позволил Шпенглеру указать на политические формы, ожидающие европейскую цивилизацию в недалеком будущем. Именно эти прогнозы ,
представляют интерес для современного исследователя, который может судить насколько реализовались пророчества Шпенглера. Следует отметить, что, несмотря на отдельные неприемлемые с точки зрения демократии идеи, в работах Шпенглера содержится множество интересных и оригинальных идей, не потерявших своей актуальности и в наши дни. Историческая эрудиция позволила Шпенглеру взглянуть на происходящие в нашем веке события с достаточной дистанции и определить главные тенденции в развитии политической жизни не только Германии, но и всего мира.
Шпенглеру удалось выяснить механизм социально-политической дезинтеграции общества. Он сформулировал причины падения культуры и указал на те социальные силы, которые заинтересованы в этом процессе. Приход к власти в государстве в период цивилизации низших слоев общества приводит к тому, что само общество «очищает» себя от остатков прежней культуры, освобождая место простым животным потребностям и инстинктам. Тем самым происходит возврат к доисторическому существованию, что означает конец «высокой культуры».
Шпенглер сделал много для пропаганды школы реализма в меж‘ дународных отношениях. В его работах содержатся прогнозы мирового развития в XX и XXI веках. Несмотря на то что он не увидел центральной роли Америки в международной политике грядущего столетия, он правильно определил империалистический характер современной эпохи и обосновал необходимость укрепления государств для борьбы за мировое господство. Некоторые конкретные прогнозы Шпенглера выдержали проверку временем. Это прежде всего его тезис о грядущих мировых войнах, о гонке вооружений, о становлении новой мировой империи.
Шпенглер заметил, что некоторые современные тенденции развития мировой экономики способствуют снижению внимания к политической сфере, что приводит к ослаблению обороноспособности государств. Подобная пацифистская трактовка мировой политики характерна для многих современных либеральных теорий, которые полагают, что мировая политика должна уступить место мировой экономике. Шпенглер указывает на опасности этих иллюзий. Критикуя либеральный подход в международных отношениях, он отмечал, что невнимание к обороноспособности может привести любую нацию к гибели, поскольку империалистический характер современной эпохи для него был очевиден. Будущее цезаристское правление, по
мнению Шпенглера, будет не только не пацифистским, но даже и не либеральным, поскольку политическая инициатива перейдет в руки частных лиц, отдельных выдающихся личностей, которые свирепо будут бороться друг с другом, удовлетворяя свои личные амбиции.
Особый интерес для исследования представляет трактовка Шпенглером российской культуры, как культуры нового тысячелетия, причем он предельно ясно отделяет историю Европы от российской истории. Именно Россия, по его мнению, должна распространить в следующем тысячелетии новую форму христианства по своему миру. Российская цивилизация способна создать новые нации и их оригинальную культуру, наполнить историю новыми событиями, обогатить культурную сокровищницу человечества. Шпенглер предсказал крушение большевизма в России, считая его явлением европейским по своей природе. Он выступал за экономическое сотрудничество Германии и России. Сегодня, спустя почти столетие после выхода в свет его работ, эти планы становятся реальностью.
Политические лдеи Освальда Шпенглера нашли многочисленных последователей не только на Западе, но и в нашей стране. Среди них известный историк Арнольд Тойнби, социолог Питирим Сорокин, этнолог Лев Гумилев и политолог Самуэль Хантингтон. Последний, опираясь на идеи Тойнби и Шпенглера, предложил концепцию «столкновения цивилизаций», которая вот уже на протяжении десятилетия продолжает оставаться в центре политологических дискуссий во всем мире.
Еще по теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
- Брак: понятие, условия заключения и расторжения 16.2.1. Порядок и условия заключения и расторжения брака
- 9. Момент заключения договора
- § 1. Заключение договора
- Противоречивость заключений.
- ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
- Оценка экспертного заключения.
- § 4. Обвинительное заключение
- 5. Заключение договора в обязательном порядке
- § 3. Обвинительное заключение
- 2. Порядок и стадии заключения договора
- Глава 4. Заключение эксперта
- 6. Заключение договора на торгах
- 1. Понятие заключения договора
-
Внешняя политика и международные отношения -
Вопросы политологии -
Геополитика -
Государственное управление. Власть -
Гражданское общество -
История международных отношений -
История политических и правовых учений -
Общие вопросы политологии -
Политика -
Политическая философия -
Политические исследования -
Политические режимы и партии -
Политология в Украине -
Социальная политика -
Социология политики -
Этнополитология -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Журналистика -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -