ВЕНГЕРСКИЙ МИЛЛЕНИУМ - НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТРИУМФ В ЗЕНИТЕ СЛАВЫ


Вторая половина XIX в. началась для Венгрии с поражения революции и освободительной борьбы 1848-1849 гг., но уже в 1867 г. венгерская политическая элита сумела добиться федерализации империи Габсбургов, обеспечив Венгрии равные с Австрией права во вновь созданной двуединой монархии.
Последовавшие затем тридцать лет стали временем бурного экономического развития, буржуазных преобразований государства и общества, высоких достижений в области литературы и науки. Даже если первые уверенные шаги венгерского капитализма сопровождались дальнейшим обнищанием беднейших слоев населения, предпочитавших прозябанию на родине эмиграцию в Новый Свет, а рост национальных движений невенгерских народностей удавалось сдерживать только с помощью более авторитарной, чем в Цислейтании, политики, отрицать успехи модернизации было невозможно. Через год после пышного празднования первого тысячелетия в Европе, в 1897 г., когда пришло время перезаключить договор о доле Венгрии и Австрии в общих расходах на ближайшие десять лет, в Вене сочли, что бурный экономический рост и прирост населения служат достаточными основаниями для того, чтобы взнос Венгрии был увеличен с 31,5 до 42%2.
Эпоху, когда две великие идеи XIX в. - либерализм и национализм - столь зримо восторжествовали в Венгрии, необходимо было прославить в глазах современников и увековечить в памяти потомков. Тысячелетний юбилей прихода мадьярских племен в бассейн Карпат представлялся наиболее подходящим поводом. Учитывая принципиальную важность вопроса, венгерское правительство загодя, еще в 1882 г., поручило Венгерской академии наук вычислить достоверную дату “обретения родины” (по-венгерски - honfoglalas)3. После жарких споров, так и не придя к согласию, ученые заявили: “Судя по имеющимся в нашем распоряжении данным, с полной уверенностью можно утверждать лишь то, что территория современной Венгрии не была заселена мадьярами до 888 г. и овладение ею завершилось к 900 г.” В 1892 г. правительство назначило празднование Миллениума на 1895 г., но поскольку уже через год стало очевидно отставание от намеченного графика, торжества перенесли на 1896 г.3 В многотомном лексиконе “Паллас”, издание которого пришлось на время подготовки и проведения празднеств, в частности, говорилось: “Правительство и общество всеми силами и средствами стремились к тому, чтобы венгерский Миллениум стал заметным событием и со всех концов света к нам съехались толпы иностранных гостей, которые увидели бы истинное положение дел, узнали правду о великом прошлом венгерской нации и ее вселяющем оптимизм будущем”4.

Вид на парк Варошлигет в Будапеште. Гравюра из лексикона “Паллас”. Конец XIX в. Фото автора


Вид на парк Варошлигет в Будапеште. Гравюра из лексикона “Паллас”.
Конец XIX в. Фото автора
Масштаб развернувшегося строительства был впечатляющ5. Тысячелетний юбилей придал венгерской столице, Будапешту, ее современный облик. В Будайской крепости реконструировали и существенно расширили (нео)готическую церковь Богородицы, также известную как церковь Матя- ша. Крутой берег Дуная украсил Рыбацкий бастион, названный так в память о находившейся на этом месте в средние века гильдии рыбаков, оборонявших Буду от турок. В Пеште пустили подземную трамвайную линию - первое на континенте метро, возвели здание верховного королевского суда (ныне Этнографический музей), близилось к завершению строительство парламента. От центра города к парку Варошлигет был проложен широкий проспект, символично названный в честь графа Дюлы Андраши (1823-1890) - революционера, в 1849 г. заочно приговоренного к смертной казни и ставшего в 1867 г. первым министром иностранных дел двуединой монархии.
Проспект Андраши завершался архитектурно-скульптурным комплексом площади Героев с музеем изобразительных искусств и выставочным залом. Далее, на территории парка Варошлигет, разбитого на месте Ракош- ского поля, где в древности проводились сословные собрания, воздвигли выставочные павильоны, представлявшие достижения в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, народном образовании, на транспорте и т.п. Чтобы подчеркнуть целостность территории и единство исторической судьбы Венгрии, в одном из уголков Варошлигета возвели точные копии знаме
нитых архитектурных сооружений (или их отдельных элементов) различных архитектурных стилей из разных частей страны, в том числе романо-готического портала католического храма в Яке (Западная Венгрия) и поздне- ренессанского замка Вайдахуняд в Трансильвании.
Историческая экспозиция рисовала наиболее яркие страницы тысячелетней национальной истории. Момент вступления мадьяр на территорию новой родины воспроизводила большая круговая панорама, написанная Ар- падом Фести после консультаций с ведущими историками и тщательного изучения археологических и этнографических свидетельств эпохи. Выставка делилась на семь разделов: “Эпоха обретения родины: от племенных вождей до Иштвана Святого”, “От Иштвана Святого до прекращения династии Арпадов (1000-1301)”, “Эпоха разных династий, до катастрофы при Мохаче (1301-1526)”, “От Мохача до изгнания турок (1526-1699)”, “Новое время до наступления засилья западных влияний (1700-1750)”, “От эпохи западных влияний до графа Иштвана Сечени (1750-1825)”, “Эпоха национального пробуждения, борьбы за свободу, восстановления конституции (1825-1867)” и “Эпоха конституционализма, до юбилея коронации Франца Иосифа (1867-1892)”6.
В основе подобной периодизации лежал мотив борьбы за национальногосударственную свободу и конституцию. Первые шесть с лишним веков истории Венгрии как суверенного королевства были представлены в экспозиции по династическому принципу, однако после утери государственной независимости и территориальной целостности в битве с османами при Мохаче главным становился мотив освобождения: сначала от турок, затем от “западных влияний”, под которыми прежде всего подразумевался габсбургский абсолютизм. Соглашение 1867 г., по которому Венгрия обрела максимально возможный в рамках двуединой монархии государственный суверенитет, неслучайно связывалось с “восстановлением” конституции.
Венгрия, как и Англия, не имела писаной конституции7. Ее начала символически возводились к “скрепленному кровью договору” вождей семи племен во главе с Арпадом. В средние века и Новое время конституция включала в себя комплекс так и не сведенных воедино законодательных актов. Таким образом, свободолюбивые мадьяры в конце XIX в., как и тысячу лет назад, вновь жили по своим законам и были хозяевами собственной судьбы.
В хронологии национальной истории, как она была представлена на выставке, обнаруживается несомненное влияние истории национальной литературы. Так, период “засилья западных влияний” в политике (1750-1825) соответствовал “эпохе упадка” в литературе, длившегося от заключения Сат- марского мира[‡‡‡] в 1711 г. до выхода в свет пьесы Д. Бешеней[§§§] на венгерском
языке “Трагедия Агиса” в 1772 г. Начавшийся в конце XVIII в. расцвет венгерской литературы, в свою очередь, к 1825 г.[****] подготовил пробуждение и освобождение нации от “засилья западных влияний”. Имя графа Иштвана Сечени (1791-1860) - выдающегося мыслителя, политического деятеля, мецената, верившего, что свободы и процветания Венгрия сможет достичь только в союзе с династией, связывалось организаторами выставки с обретением свободы и конституции. Это лишний раз подчеркивало их политические идеалы: парламентские формы борьбы в “эпоху реформ”, конституционный период революции 1848 г. (когда лично Сечени входил в правительство, назначенное императором)8, наконец, торжество идей Сечени в Соглашении 1867 г. Мотив противостояния с правящей династией был, напротив, сглажен. Антигабсбургские походы трансильванских князей во второй половине XVII в. стали частью периода борьбы с османами, освободительная война под предводительством Ференца II Ракоци (1676-1735) пришлась на безвременье “до наступления засилья западных влияний”, а “эпоха борьбы за свободу” вобрала инициированное тогдашним главой правительства Лайошем Кошутом (1802-1894) низложение Габсбургов в 1849 г.
С точки зрения прославления идеалов венгерской свободы показательно, как на выставке, например, была представлена, а точнее, не отражена реформаторская деятельность императора Иосифа II (1780-1790). Этот государь вступил на престол с благородным намерением покончить с пережитками феодализма, будь то налоговый иммунитет дворянства, социальное неполноправие зависимого крестьянства, религиозная нетерпимость или церковный контроль над цензурой. Его конфликт с венгерской политической элитой (и даже политически активной частью общества в целом) коренился в пренебрежении императора к древним государственно-правовым и культурным традициям королевства, отказе короноваться и санкционировать свои разумные и полезные декреты на сословном Государственном собрании, как того требовали законы страны. Иосиф, столкнувшийся с оппозицией своему курсу реформ, перед смертью в 1790 г. отменил большинство распоряжений в отношении Венгрии, сам же он превратился в массовом сознании в нарицательный пример того, как не надо управлять этой страной. Интересно, что наследовавший ему Леопольд II (1790-1792), мастер политической интриги, узаконил многие из реформ старшего брата, пойдя на долгую и многотрудную процедуру их утверждения Государственным собранием.
У экспозиции была не только развлекательная, но и дидактико-просве- тительская функция. Лучшим способом показать историческую неправоту Иосифа II было как можно реже упоминать о его правлении9. Так, вслед за залами, посвященными Марии Терезии (1740-1780), следовали залы, прославлявшие венгерское оружие в годы наполеоновских войн. В зале № 40 выставлялась мемориальная кровать, на которой почивала великая импера
трица во время своего визита в Эстерхазу, в зале № 46 висел парадный конный портрет Марии Терезии в одеянии венгерского короля, в зале № 47 представлены карты, оружие, награды, штандарты времен войны за “австрийское наследство” и тут же экспонаты, связанные с последним созывом венгерского дворянского ополчения в годы наполеоновских войн (1809). Имя императора-реформатора встречается лишь в контексте принятия Леопольдом II в 1792 г. закона о веротерпимости (хотя декрет о веротерпимости издал именно Иосиф), а также в разделе о народном образовании: вниманию посетителей предлагались подарки государя различным учебным заведениям - восковые муляжи из анатомического кабинета Будайского университета, громоотвод из коллегиума в Дебрецене и микроскоп из гимназии в Шарошпатаке10.
Государственной символикой и пафосом прославления многовековой венгерской истории были проникнуты фрески, украшающие здание парламента. Оно построено в неоготическом стиле с элементами неоренессанса, что служило напоминанием о величии и могуществе средневековой Венгрии. Силуэт венгерского парламента не был, конечно же, точной копией английского, но единство архитектурного стиля вызывало в памяти недвусмысленные параллели между неписанными конституциями обеих стран и укрепляло веру в родство венгерской и английской политической культуры. Внутри здание украшали полотна, фрески, витражи и скульптуры на сюжеты из национальной истории и изображения гербов городов Венгерского королевства. Возведение внушительного по размерам и причудливо орнаментированного парламента затянулось до 1902 г., поэтому торжественное заседание обеих палат летом 1896 г. пришлось проводить в купольном зале незавершенного строения.
Можно предположить, если бы на конец XIX в. не приходился тысячелетний юбилей “обретения венграми родины”, то эту дату несомненно следовало бы выдумать. Эпохе необходимо было воздвигнуть памятник и одновременно идеологически оформить официальную концепцию национальной истории как истории одного из европейских народов, показать всему миру величие венгерской (а по сути мадьярской) нации, ее неоспоримое право на государственный суверенитет (пусть формально несколько ограниченный) и само собой разумеющуюся культурную гегемонию над невенгерскими народами королевства. Что же представляла из себя венгерская нация и объединяющая ее национальная идея на рубеже XIX-XX вв.?  
<< | >>
Источник: В.А. Тишков, В.А. Шнирельман. Национализм в мировой истории. 2007

Еще по теме ВЕНГЕРСКИЙ МИЛЛЕНИУМ - НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТРИУМФ В ЗЕНИТЕ СЛАВЫ:

  1. О.В. Хаванова ВЕНГЕРСКИЙ МИЛЛЕНИУМ 1896 ГОДА: МЕЖДУ “ПОТЕМКИНСКОЙ ДЕРЕВНЕЙ” И “ГРАДОМ КИТЕЖЕМ”
  2. ВВЕДЕНИЕ АМЕРИКАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В ЗЕНИТЕ МОГУЩЕСТВА
  3. 7. 1892 год. На пороге мировой славы
  4. СВЯТАЯ ВЕНГЕРСКАЯ КОРОНА
  5. § CLXXIX О том у что атеист может жаждать славы и похвал
  6. ВЕНГЕРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
  7. ВЕНГЕРСКАЯ МУЗЫКА. ЛИСТ
  8. Триумф
  9. ОТ «ОБРЕТЕНИЯ РОДИНЫ» К ВЕНГЕРСКОМУ КОРОЛЕВСТВУ
  10. ХОРВАТСКО-ВЕНГЕРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1868 г.
  11. Триумф императора Проба. 281 г.
  12. ТРИУМФ «МЕДВЕДЯ»
  13. ДАРВИН И ТРИУМФ НАУКИ
  14. СИЦИЛИЙСКИЕ ВОЙНЫ ТРИУМФА
  15. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗДЕЛА ВЕНГЕРСКОГО ГОСУДАРСТВА
  16. БОРЬБА ЗА ВЕНГЕРСКОЕ КОРОЛЕВСТВО
  17. АВСТРО-ВЕНГЕРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ 1867 г.