СВЯТАЯ ВЕНГЕРСКАЯ КОРОНА

тов, изготовленных в разное время и в разных местах независимо друг от друга. Нижняя ее часть - так называемая греческая корона - в 1074 г. была подарена королю Гезе I византийским императором Михаилом Дукой. Верхнюю часть, так называемую латинскую корону (долгое время считалось, что именно ее подарил папа Сильвестр II), изготовили в конце XI или XII в., где - неизвестно. Можно назвать лишь приблизительную дату, когда обе части святой венгерской короны были соединены воедино: не ранее конца XI - не позднее середины XIII в. В 1235 г. корона впервые была названа “святой”.
С изменением прерогатив королевской власти менялось смысловое наполнение термина “корона”. По мере ослабления центральной власти, возвышения феодальной аристократии, чередования правящих династий на престоле венгерская корона начинала обозначать как верховную власть и ее носителей, так и территорию страны, т.е. Венгерское королевство с присоединенными к нему частями. Получая долю реальной власти в стране и перераспределяя в свою пользу королевский домен, магнаты все чаще именовали себя “членами” святой венгерской короны.
С оформлением сословно-представительной монархии дворянство, добившееся права участвовать в управлении государством, также начало считать себя членами святой короны, что нашло свое отражение в самостоятельном учении, впервые сформулированном в частной кодификации венгерского феодального права - “Трипартитуме”, составленном в 1514 г. Иштваном Вербёци (1458-1541). В его интерпретации территория государства стала территорией святой короны, королевские доходы и владения - владениями святой короны и все права собственности брали в ней свои начала, а владельцы свободных имений получили долю власти и именовались теперь членами святой короны. Особое значение приобретала церемония коронации, во время которой власть по воле сословий нисходила на вновь избранного короля, а тот, в свою очередь, в особой коронационной грамоте приносил торжественную клятву соблюдать права и привилегии дворянского сословия.
На самом деле, как показал современный венгерский историк права Л. Петер, несмотря на всю последующую риторику сословий о том, что корона принадлежит не королю (corona regia), а стране (corona regni), с формально-юридической точки зрения взаимоотношения короны и короля остались неизменны. Сословия включались в понятие короны лишь в том смысле, что у них была доля тех прерогатив, которыми в средние века располагал король. Но термин “корона королевства Венгрии”, к которому так часто прибегали сословия, по-прежнему обозначал власть и достоинство короля. Корона могла принадлежать сословиям лишь в одном специфическом смысле: они обладали правом избирать короля, когда трон был свободен. Однако необходимо различать право заполнять вакантное место, с которым связаны определенные полномочия, предоставляемые короной, и право осуществлять власть в рамках этих полномочий29.
Вне зависимости от сугубо правовых трактовок взаимоотношений господствующего класса и короля корона в венгерском общественном мнении все прочнее связывалась со страной и ее благополучием. Можно предположить, что вера, будто только святая корона делает власть вновь избранного

Святая венгерская корона и регалии. Рисунок из лексикона “Паллас”,
Конец XIX в. Фото автора
короля законной, стала результатом веков феодальной раздробленности, политической нестабильности, смены правящих династий на венгерском престоле. Когда в 1551 г. Габсбурги вывезли корону в Вену, а затем в Прагу, что не запрещалось законом, это вызвало сильнейшее недовольство в среде венгерского дворянства. В 1608 г. сословия запретили вывозить корону из страны без их согласия. Если раньше ее охраняли наемные солдаты, то теперь было создано специальное войско, расходы по поддержанию которого несли и король, и сословия30.
К началу XVII в. относится появление первого сочинения по истории короны - труд бывшего хранителя короны Петера Реваи. Он доказывал, что корона обладает притягательной силой, которая сильнее магнетической, что корона “сверхъестественным” образом влияет на судьбы Венгрии: пока корона в стране, венгров хранит Бог, когда же корона вывозится из страны или с ней обращаются небрежно - на них обрушиваются страшные несчастья31. Кстати, Реваи имел возможность собственными глазами видеть сокровище, и в то время крест на короне еще не был искривлен. Знаменитый наклон креста произошел, как недавно установил венгерский историк Геза Палфи, скорее всего, в 1638 г., когда в спешке, предшествовавшей коронации супруги Фердинанда III, Марии Анны, ларец с короной либо уронили, либо подвергли сильному механическому воздействию32.
Последовавшие затем отмена выборности короля (1687) и признание права наследования по женской линии дома Габсбургов (1723) мало отразились на судьбе короны. Габсбурги официально признавали, что корона принадлежит государству, символизирует высшую власть и единство монарха и политической нации. Со своей стороны, сословия продолжали считать корону Иштвана Святого единственным источником легитимной королевской власти. Конфликт между королем и политической нацией разразился в годы правления Иосифа II, отказавшегося, как говорилось выше, короноваться, чтобы не подтверждать права и свободы сословий, которые намеревался отменить. За это он получил ироническое прозвище “король в шляпе”, а когда (в нарушение закона) в 1784 г. император увез корону в Вену (где намеревался хранить регалии всех земель и провинций), по стране стала ходить гравюра, на которой изображалась несостоявшаяся в действительности коронация, где у Иосифа не было головы. Протесты венгерских комитатов не прекращались до конца 80-х годов, поэтому декретом от 28 января 1790 г. смертельно больному императору пришлось вернуть корону в Венгрию. Новость эта вызвала бурю ликования, которое не смогло ни омрачить, ни затмить известие о последовавшей вскоре кончине государя33.
Подтверждением тому, что и в XIX столетии корона по-прежнему служила символом свободы и независимости страны, стали драматические события революции 1848-1849 гг. Покидая окруженный императорскими войсками Пешт, революционеры вывезли ларец с регалиями и спрятали в известном лишь ограниченному кругу лиц тайнике. Только в 1853 г. ларец был выкопан и по железной дороге отправлен в Вену. На всем пути следования архиепископ эстергомский, сопровождавший сокровища, показывал корону из окна поезда и благословлял тех, кто пришел собственными глазами посмотреть на святыню. В Вене, в дворцовой капелле, был отслужен торжественный молебен в присутствии императора Франца Иосифа I, после чего святая корона была возвращена в Буду. Церемония коронации состоялась лишь в 1867 г. в церкви Матяша как акт, увенчавший заключение соглашения о дуализации империи.
В Австро-Венгрии теория святой короны стала краеугольным камнем венгерского национализма и сыграла свою роль в идеологическом оформлении венгерской нации. Постепенно членство святой короны распространи
лось на непривилегированные сословия королевства, и понятие “нация” стало обозначать все население страны безотносительно к сословным и этническим различиям. Правда, в условиях непрекращающихся конфликтов венгерского государства с национальными меньшинствами теория, служившая оправданием единства земель и народов, подвластных короне, косвенно способствовала росту центробежных тенденций.
Наиболее одиозными и наименее правдоподобными, хотя и крайне популярными трудами по истории святой короны в начале XX в. были сочинения правоведа Акоша Тимона (1850-1925), который испытал сильное влияние немецких идеалистических правовых теорий. К постулату о неделимости территории королевства он добавил идею об уникальности самой теории, которой, по его мнению, не было аналогов в европейской истории. Так в начале XX в. теория святой короны превратилась в символ исключительности и превосходства венгерского национального духа. Она служила для Тимона и его единомышленников зримым воплощением конституционной ментальности, которая (якобы) была свойственна венграм уже во времена скрепленного кровью договора вождей семи племен и с особой силой проявилась в средние века как реакция на феодальные теории, проникавшие в страну с Запада34.
Взгляды Тимона, получившие поддержку венгерской политической элиты, разделяло большинство венгерских ученых. Одни - по искреннему убеждению, другие - из опасения подвергнуться остракизму. Лишь в 30-е годы в. венгерские историки Ференц Экхарт (1885-1957) и Эмма Бартониек (1894-1957) сумели подойти к изучению теории святой короны как к объекту исторического исследования, не абсолютизируя и не мифологизируя это явление юридической и исторической мысли. Экхарт писал, что ученые должны более пристально изучить социально-политическую историю страны, прежде чем экстраполировать правовые нормы прошлого на современное общественное развитие. Экхарт справедливо указывал на близость социальных систем и культурной традиции Венгрии с Польшей и особенно с Чехией, где в средние века сложилась схожая теория короны св. Вацлава35. Глубоко научный, аргументированный анализ теории святой короны, проведенный Экхартом, научное сообщество страны расценило как атаку на славное прошлое и единство венгерской нации. Патриотически настроенные ученики и последователи Тимона в университете, парламенте и прессе начали травлю ученого, который едва не лишился университетской кафедры, обвиненный в покушении на идею уникальности и непревзойденности венгерского конституционного развития.
Век XX лишь усилил веру в мистическую взаимосвязь между святой короной и охраняемой ею страной. В конце Второй мировой войны регалия таинственным образом исчезла из Венгрии, всплыла в Соединенных Штатах Америки и только в 1974 г. была возвращена правительству Яноша Кадара. С тех пор корона вместе с коронационными атрибутами выставлялась в специально отведенном зале Национального музея, пока в 2000 г. правительство не решило, что национальной святыне место в здании, олицетворяющем венгерскую государственность - парламенте, где она также доступна для обозрения в определенные для того часы.
Еще по теме СВЯТАЯ ВЕНГЕРСКАЯ КОРОНА:
- Корона и парламент.
- Сокровища Короны
- Израиль, Святая земля
- НА ПУТИ К КОРОНЕ
- Фотографы Короны
- «Призрак короны»
- ВЕНГЕРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Дмитрий Михель СУПРУЖЕСКАЯ СПАЛЬНЯ: К «СВЯТАЯ СВЯТЫХ» СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ И ОТ НЕЕ
- ВЕНГЕРСКАЯ МУЗЫКА. ЛИСТ
- ОТ «ОБРЕТЕНИЯ РОДИНЫ» К ВЕНГЕРСКОМУ КОРОЛЕВСТВУ
- ХОРВАТСКО-ВЕНГЕРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1868 г.
- СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗДЕЛА ВЕНГЕРСКОГО ГОСУДАРСТВА
- ВЕНГЕРСКИЙ МИЛЛЕНИУМ - НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТРИУМФ В ЗЕНИТЕ СЛАВЫ
- БОРЬБА ЗА ВЕНГЕРСКОЕ КОРОЛЕВСТВО
- АВСТРО-ВЕНГЕРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ 1867 г.
-
Внешняя политика и международные отношения -
Вопросы политологии -
Геополитика -
Государственное управление. Власть -
История международных отношений -
История политических и правовых учений -
Общие вопросы политологии -
Политика -
Политическая философия -
Политические исследования -
Политические режимы и партии -
Политология в Украине -
Социальная политика -
Социология политики -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -