2. Идеология других разновидностей европейского фашизма первой половины XX века и ницшеанство.

Конечно, "Майн кампф" - это классический из классических образцов фашистской идеологии. Но на нем одном свет клином не сошелся. Есть и другие плоды фашистской мысли, на примере которых можно проследить и доказать ее связь с ее ницшевским первоисточником.
Таков, например, "Дух нашей

*

старины" идейного отца украинского фашизма - Дмитра Донцова.

В отличие от Гитлера и Гесса, Донцов счел нужным прямо сослаться на Ницше, признав, таким образом, преемственность между ним и собою.

"Пророком, предсказавшим этот "век масс", век "европейского нигилизма", как он его называл, - был среди прочих Фридрих Ницше. Он уже в 80-х годах прошлого столетия возвышал свой вдохновенный голос против новых демократических "господ", героев заурядности, узкоглядства и выгоды. Противопоставлял им тип и стиль старых европейских элит, стиль викингов, арабской, японской и гомеровской аристократии. Он еще тогда писал о "Фергеслихунг Европас", которую принесли с собой демократические "швитценде плебеер", он еще тогда поднимал на высокий постамент древнее, уже неизвестное демократизированному 19 веку "Форнемгайт" (благородство, ноблес), как основную характеристику касты владык. Он один из первых осуждал современную ему культуру демократической Европы, культуру "Herdentier", а толпе с ее "ругельос барабаришен Трайбен унд Вирбельн", с ее "неугомонной варварской суетой и гомоном" противопоставлял культ великих людей, недочеловеку демократии - своего сверхчеловека. Он осуждал бескультурье демократических городов, упадок государственной дисциплины. Он нападал на такие демократические институты, как всеобщее избирательное право, называя демократию - "исторической формой упадка государства"" [11, с. 296].

Донцов сразу схватывает у Ницше самое основное - его концепцию извечно присущего жизни человечества деления людей на господ и рабов и его критику "смазывания" этого деления как якобы упадка и деградации общества.

Вот что он пишет об идеях своей книги:

"Идеи этой книги в основе своей отличны от идей демократии, классократии или нациократии. ...Им противопоставляю идею иерархизированного общества.

Оригинальной является и идея этой книги про руководящий слой. Базой создания этого слоя является для меня не мифический "демос", не масса (демократия), не тот или иной класс ("классократия"), не партийно-политическая программа (нациократическая монопартия), но лишь каста "лучших людей"... Ни демо-кратия, ни классо-кратия, ни нацио-кратия, только аристо-кратия, каста лучших людей.

Под кастой понимаю здесь не что-то подобное замкнутым кастам Индии, но нечто иное. Под правящей кастой, под "аристократией" подразумеваю нечто

Заглавие книги и цитаты из нее даны в моем переводе с украинского. - В. Б.

52

подобное Ордену, обособленный по положению в обществе и духу слой "лучших людей"... слой, который бы пополнялся выходцами из всех слоев общества на основе сурового отбора лучших, а с другой стороны тщательным процеживанием, "чисткой" охранял бы свое духовное и моральное превосходство и чистоту, свою форму и силу.

Таким подходом к основной проблеме нашего времени выходит этот труд за пределы нашей национальной проблемы, касаясь важнейшей проблемы общеевропейского характера, которую испанец Ортега-и-Гассет охарактеризовал как кризис руководящих слоев, как кризис "века масс", я бы сказал - века черни» [там же, с. 6-7].

Поучительное во многих отношениях зрелище - последовательный националист Донцов, полагающий в качестве основной проблемы нашего времени проблему "кризиса руководящих слоев" (читай: кризиса господства эксплуататорских классов), классовую проблему.

Не стоит придавать особо серьезного значения его нападкам на "идеи классократии": Донцов просто не хочет замечать, что его «каста лучших людей» - не что иное, как принявший в его сознании иллюзорную, недостижимо-идеальную форму господствующий класс. Донцов исповедует тот же самый классовый подход, по-идеалистически перевернутый вверх тормашками, что и Ницше. Притом этот классовый подход, как и у Ницше, осознан; просто он осознан в неадекватных терминах вроде "касты лучших людей", осознан помимо таких адекватных его сути терминов, как, например, "классы общества".

Не следует также придавать особого значения тому, что Донцов отмежевывается от "нациократии". Это не значит, что он в той или иной мере порывает со своим воинствующим национализмом. Понятие "нациократии" он сводит к правлению одной партии с националистической программой и противопоставляет ему правление "представляющей нацию" касты, "подобной Ордену" (чем же является эта орденоподобная организация "господствующей касты", как не идеализированной партийной организацией?). Очевидно, под влиянием политического банкротства фашистской партии ОУН - Организации украинских националистов, сотрудничавшей с нацистами (цитируемая книга Донцова была впервые издана в 1944 году ), Донцов пытался дистанцироваться от заложенных в основу ее программы "нациократических" идей; однако он не сумел сделать этого иначе, как противопоставив им те же самые идеи, но в немного иной упаковке.

Донцов оказался наследником Ницше также и в своем расизме [см. 11, с. 218-236]:

"Щербаковский утверждает, что на Украину в неолитическую эпоху в третьем тысячелетии до Рождества Христова пришли люди двух культурных кругов, земледельческого и кочевнического. Каждый из тех культурных кругов был создан отдельной расой, отдельной физически и психически. Наши апостолы толпы были представителями подвластного слоя, а не того, что создал культуру, руководящего слоя княжеского Киева и казачества" [там же, с. 77].

По адресу демократии и демократов Донцов сыплет длинными очередями ругательств [см., напр., там же, с. 302-307]. Главная претензия Донцова к

И не где-нибудь, а в оккупированной нацистами Праге, вполне легально: это означает, что нацисты не воспринимали осуждение Донцовым идей "нациократии" как нечто враждебное себе. Кстати, Донцов критиковал своих же духовных детей: именно на его статьях и книгах воспитывалось не одно поколение ОУНовцев.

53

демократам - в том, что они не смогли противостоять той силе, которую Ницше знал под именем "социализм", Гитлер в "Майн кампф" называл марксизмом, а сам Донцов называет большевизмом. И так же, как Ницше, Донцов мечтает о новой касте господ, которая укротит "толпу" и уничтожит ее воинствующее движение - в данном случае большевизм [там же, с. 311-326].

Во всех своих произведениях Донцов выступает в качестве последовательного ницшеанца. Но не только он: Ницше вообще был крайне популярен среди украинских фашистов накануне второй мировой войны. Один из них, О. Бабий, в 1930 году писал: "Кажется, имя ни одного философа не является таким популярным среди украинцев, как имя Ницше" [цит. по: 12, с. 92] (под "украинцами" имеются в виду украинские националисты).

Сильнейшее влияние Ницше оказал также на румынских фашистов [см., напр., 13, с. 75], говоривших о себе как о "молодом поколении, обогащенном идеями Ницше". Вообще, европейские фашисты первой половины XX века частенько признавались в своем духовном родстве с Ницше.

<< | >>
Источник: Бугера В. Е.. Социальная сущность и роль философии Ницше. - М. -с.. 2004

Еще по теме 2. Идеология других разновидностей европейского фашизма первой половины XX века и ницшеанство.:

  1. § 2. Трактовки «славной революции» в английской историографии второй половины XVIII - первой половины XX века (Э. Бёрк, Дж. Расселл, Т. Б. Маколей, Г. М. Тревельян)
  2. 4.6.1. Экономическое развитие России в первой половине XIX века
  3. Русское искусство первой половины XIX века
  4. ЛЕКЦИЯ 10.ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
  5. Раздел 5 МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
  6. 5. Русская философия XIX - первой половины XX века.
  7. ВОЙНЫ США В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
  8. РУСЬ В XIII-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIV ВЕКА
  9. Глава IV Русская социология искусства первой половины XX века
  10. 1. Влияние ницшеанства на идеологию нацизма.
  11. ГЛАВА I СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
  12. ОПЕРАЦИИ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ АНГЛИЙСКОГО БЮРГЕРСТВА И КУПЦОВ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV ВЕКА
  13. 3.11. КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ АНГЛИЙСКИХ ЭКОНОМИСТОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
  14. Ионин Л.Г., Осипов Г.В. История буржуазной социологии первой половины XX века, 1979
  15. Состояние специального образования в первой половине XIX века. Инициативные правительственные проекты
  16. Анастасия Егорова Русский помещик в литературе первой половины XIX века (по произведениям А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя)
  17. Философское движение в русских духовных школах в первой половине XIX века (Голубинский, Сидонский, Карпов, Авсенев, Го гоцким, Юр кевич и др.)
  18. ГЛАВА 3 САМОИЗОЛЯЦИЯ КИТАЯ В КОНЦЕ XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. НАЧАЛО ПРОНИКНОВЕНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В КИТАЙ
  19. философское движение в русских духовных школах в первой половине XIX века (Голубинский, сидонский, карпов, Авсенев, Гогоцкий, Юркевич и др.)
  20. Раздел 6 МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА 6.1. Страны Западной Европы и США во второй половине XX века