Русский Эрос (концептуальный обзор)

Интересный обзор концепции русского Эроса проведен В.П. Шестаковым1. Приведем его подробнее. Автор пишет, что русская философия любви XIX века чрезвычайно бедна. Он указывает на единственное исключение — статью Н.Г.
Чернышевского «Русский человек на rendez-vous». В ней Чернышевский отмечает такую особенность русского характера: русский мужчина там, где ему нужно проявить решительность в отношении к любимой женщине, оказывается нерешительным, медлит, морализирует, сомневается и готов бежать от женщины, которую любит, проявляя чисто женскую застенчивость и пассивность. Он готов пылко любить, но скорее в мечте, чем в реальности.

К началу XX в. в Западной Европе доминирующей концепцией, определяющей понимание и интерпретацию секса, эротики, любви, стал фрейдизм, поставивший биологические потребности человека над социальными.

В отличие от западных философов русские мыслители развивали гуманистическую традицию в понимании любви и, обращаясь к потаенным вопросам пола, связывали сексуальную энергию человека не только с продолжением рода, но и с пониманием духовной культуры человека. В.П. Шестаков обращает внимание на синкретизм как характерную особенность русского Эроса. Любовь оказывается предметом обсуждения философии, этики, эстетики, психологии.

Широкую популярность имели взгляды В. Розанова («Уединенное», «Опавшиелистья», «Мимолетное»), критиковавшего христианское учение о любви. С одной стороны, христианство всегда с подозрением относилось к полу, видело в нем знак греховности человеческого рода, но, с другой стороны, оно всегда оправдывало семью и брак как условие продолжения рода. В противоположность христианским идеологам

1 Русский Эрос, или Философия любви в России. Вступительная статья. М., 1991.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Розанов шел к язычеству, обожествляя плоть, половую любовь как источник жизни. Он провозглашал силу и вечную мощь родовой любви.

По мнению В. Соловьева («Чтения о боготворчестве», «Смысл любви»), у человека любовь носит индивидуальный характер. Смысл человеческой любви, говорит Соловьев, есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма. Это происходит потому, что посредством любви утверждается безусловное значение другой индивидуальности. Соловьев видел в любви два начала: природное (половая любовь) и идеальное (духовная любовь) .

В. Соловьев описывает любовь нисходящую, восходящую и равную. Основания для такого представления он усматривает в соотношении вкладов каждого партнера в эмоциональные отношения. Равная любовь предполагает равенство эмоционального вклада тому, что поступает в ответ.

В этом смысле можно обсуждать следующие виды эмоциональных отношений:

• любовь: если мне хорошо оттого, что тебе хорошо, и я могу отказаться от своих потребностей, чтобы тебе было лучше, — то я тебя люблю;

• ненависть: если мне хорошо оттого, что тебе плохо, то я тебя не люблю;

• соперничество: если мне плохо, когда тебе хорошо, — то я тебе завидую;

• безразличие: если мне все равно, хорошо тебе или плохо, — то я к тебе равнодушен.

Он подчеркивает значение любви в индивидуальной жизни человека, обращает внимание на то, что любовь лишает эгоизма, смещает центр отношений на другого. Воистину воплощаются вечные строчки: «будут два в плоть едину...». Но любовь у Соловьева не только воссоединение двух половин, но и слияние с мировой душой.

Им же обсуждается сильная страсть и ее последствия для человека. Никакого соотношения между силой любовной страсти и значением ее для потомства он не усматривает.

Сильная страсть, связанная с частичной или полной потерей своего «Я», является для многих людей

1 Философия любви. В 2-х ч. / Под общ. ред. Д П. Горского. М., 1990.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

критерием любви. Однако Соловьев утверждает, что самая сильная любовь весьма часто остается нераз-деленною. Более того, при взаимности сильная страсть приводит к трагедии. Соловьевым подмечено, что очень счастливая любовь остается бесплодною, а если сильная любовь производит потомство, то оно весьма заурядно.

Проблемы пола и любви занимают значительное место в творчестве Н. Бердяева («Метафизика пола и любви», «Смыслтворчества», «Миросозерцание Достоевского»). Он относится к эротической энергии как вечному источнику творчества и связывает эротику с красотой. По Бердяеву Эрос означает поиски и путь к прекрасному.

Бердяев, анализируя творчество Достоевского, описывает вслед за ним два типа любви, свойственные русскому характеру: любовь-сладострастие и любовь-жалость. Получается, что русский человек любит либо из сладострастия, либо из жалости.

Л. Карсавин, анализируя сущность любви («Петербургские ночи»), истолковывает ее в «двуединстве» жизни и смерти, свободной личности и абсолютного бытия, тела и духа, разума и чувства, в слиянии любви и любящего.

Б.

Вышеславцев известен в русской теории любви («Этика преображенного Эроса») своей полемикой с психоанализом 3. Фрейда по поводу проблемы сублимации, трактуя ее как возведение низшего к высшему.

3. Гиппиус («Влюбленность», «О любви», «Арифметика любви», «Черты любви», «Искусство и любовь») выделяла три основных принципа любви: андрогинизм (совмещение в одной личности мужского и женского начал), духовно-телесность, богочеловечностьлюбви.

Другая линия в концепции русского Эроса — ортодоксально-богословское направление, представленное именами П. Флоренского, С. Булгакова, И. Ильина.

П. Флоренский («Столп и утверждение Истины») рассматривает любовь как способ познания божественной сущности. Любовь, по Флоренскому, всегда — вхождение в Бога.

С. Булгаков («Свет Невечерний») подчеркивает греховность пола в человеческой природе, отстаивает необходимость победы над сексуальностью. Концепция 13*

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

христианской любви, которую обосновывает Булгаков, заключается в страдании, жалости, терпении.

И. Ильин («Поющее сердце», «Путь духовного обновления») видел в любви главный источник духовного обновления, возрождения духовной культуры.

Таким образом, в истоках отечественной мысли о любви обнаруживается противостояние, связанное с двумя точками зрения на любовь. Согласно одной, любовь трактуется как Эрос, согласно другой, — как сострадание. Синтез этих философско-психологических направлений не завершен и в настоящее время.

Любовь как отрядом шВОспга оеадеккатносп

Некоторые авторы (Л. Каслер, 3. Фрейд, В. Райх) пытались обрисовать потребность в любви, как признак неадекватности. Однако, понятие неадекватности по-разному используется разными авторами.

3. Фрейд видел в любви в основном сексуальные феномены, или выражение полового инстинкта. Эросом родоначальник психоанализа считал любое объединение, например разговор, еду, чтение книги и т. п. Такой любви он противопоставлял стремлен1ие к распаду, разрушению, так называемый Танатос1.

Чувство слиянности, единства с другим человеком для Фрейда — патологический феномен, возвращение к состоянию раннего, «неограниченного нарциссизма». Ибо любовь — это всегда удовлетворение неизбежного желания самоутвердиться. Человек любит не другого человека, а себя в своем отражении в газах любимого.

Так же, как и Фрейд, В. Райх рассматривал любовь в качестве отраженного восприятия собственных не достигнутых идеалов в партнере.

В психоанализе проводят параллель между использованием наркотиков и любовью (зависимость от чувства удовлетворения способствует занижению своей самооценки) . Так, зависимость клиентов психотерапевтов от своих партнеров показывает, что «неадекватные личности более зависимы от любви, чтобы выжить психологически».

1 Фрейд 3. О психоанализе Пять лекций // История психологии. М. 1992, С. 207-243.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Согласно Л. Каслеру, любовь также является признаком невротической личности. Любовь у Каслера связана с удовлетворением потребности в признании и сексуальной потребности, а также с конформистской реакцией (так принято), и является сплавом совокупности эмоций, среди которых ведущую роль играет страх потери источника удовлетворения своих потребностей. Отсюда зависимость влюбленного человека, которая мешает личностному развитию. Любовь и брак все еще признаются за традиционную ценность, мы программируем этот путь с рожденья, и поэтому принимаем невротическую потребность в любви за естественную человеческую потребность.

А. Афанасьев выводит теорию дефицитарной любви как особого состояния эйфории, вызванное иллюзией обрести «счастье» в паре с тем субъектом, который сможет восполнить недостающие психические свойства.

Концепция, интерпретирующая любовь с позиций двухфакторной теории эмоций (если причину охватившего субъекта возбуждения он приписывает привлекающему его человеку, то с большей долей вероятности он называет это любовью; после, когда возникают новые источники возбуждения, субъект склонен видеть причину этого возбуждения в объекте любви; и чем больше возбуждение, тем сильнее чувство любви) и теории вознаграждающей привлекательности (нас привлекают те, кто чем-то нас вознаграждает или ассоциируется у нас с каким-либо во1знаграждением), отводит личности пассивную роль1.

В целом, возникновение и углубление привязанности зависит от обстоятельств, факторов окружающей действительности. Единственное, что зависит от личности субъекта любви, — его склонность или не склонность приписать причину возникшего возбуждения привлекающему человеку.

<< | >>
Источник: Шнейдер Л.Б.. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.—М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга.— 768 с.— («Gaudeamus»). 2006

Еще по теме Русский Эрос (концептуальный обзор):

  1. « Пришла Проблема Пола, румяная фефела, и ржет навеселе» (С. Черный): русский Эрос Серебряного века
  2. ОБЗОР МОРСКИХ ПОХОДОВ РУССКИХ
  3. М.Д. Головятинская, Н.И. Цицилина. Русская философия истории: основные концептуальные подходы XIX века: Учебное пособие. — Волгоград: Изд- во ВолГУ. — 72 с., 2001
  4. Владимирский -Буданов М. Ф.. Обзор истории русского права, 2005
  5. Висковатов А.В.. Краткий исторический обзор морских походов русских и мореходства их вообще до исхода XVII столетия, 1994
  6. НАРКОТИК-ЭРОС
  7. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СХЕМА
  8. Тема ЯЗЫЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА СКЛАДЫВАНИЕ ХАРАКТЕРА РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА (РУССКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ)
  9. Что такое Универсальные принципы и Концептуальное ядро
  10. Лекция 12 Концептуальное освоение социального пространства
  11. Концептуальная история «Культуры и Личиости»
  12. ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МОНДИАЛИЗМА
  13. Концептуальные основы
  14. 1.3. Концептуальные основания «консервативной программы» Н.М. Карамзина
  15. ТРАНСФОРМАЦИИ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ЗНАНИЯ
  16. Концептуальные идеи эксперимента
  17. Концептуально-методологические подходы
  18. 3. СРАВНЕНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО И ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕМАНТИЧЕСКИХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ АППАРАТОВ И ОЦЕНКА УЧЕНИЯ О НОЭМЕ
- Cоциальная психология - Детская психология общения - Детский аутизм - История психологии - Клиническая психология - Коммуникации и общение - Логопсихология - Матметоды и моделирование в психологии - Мотивации человека - Общая психология (теория) - Педагогическая психология - Популярная психология - Практическая психология - Психические процессы - Психокоррекция - Психологический тренинг - Психологическое консультирование - Психология в образовании - Психология личности - Психология менеджмента - Психология педагогической деятельности - Психология развития и возрастная психология - Психология стресса - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Самосовершенствование - Семейная психология - Социальная психология - Специальная психология - Экстремальная психология - Юридическая психология -