Контекст родовых, национальных и межнациональных отношений. В процессе
В сфере индивидуальных символов человека необходима некая система, позволяющая его сознанию, чувствам и нравственности обладать определенной константой, способствующей сохранению чувства личности, целостности его «Я».
Человек в мире живет в многонациональном окружении.
57
мифологии, традициям народов мира и отношения этносов, проживающих в одном геоисторическом пространстве. В первом случае — в XX в. человечество проявляет глубокий интерес к культуре всех народов мира. Во втором — отношения этносов, проживающих рядом или вместе друг с другом, имеют свою специфику: наряду с культивацией доброго соседства эти народы имеют историю взаимной предвзятости. Восприятие и понимание людьми друг друга внутри одного этноса и межэтнические восприятие и понимание — основная проблема человечества, возникшая еще на заре его истории и являющаяся актуальной и в наши дни.
Со времен Л. Леви-Брюля1 научными изысканиями установлено, что человеческое сознание гетерогенно — оно происходит из различных по происхождению составляющих.
Исследование разных культур дает науке о человеке знание о его сущности в зависимости от условий жизни и особенностей сложившихся форм реализации человеческого духовного потенциала. Истина о человеке как социальной единице (родовом индивиде), о человеке как личности может быть раскрыта объективно лишь через исследование прошлого — истории человечества, его сегодняшнего дня и предвосхищение будущего развития человеческого рода. В то же время личность может быть понята через анализ индивидуальных, личностных смыслов, которые организуются в сознании человека в структурные звенья, общие для всех и каждого внутри одного этноса: по наименованию и культурному абрису.
Системообразующими факторами самосознания являются: 1) имена собственные, типичные для данного этноса; телесные, физические и поведенческие особенности (этнический тип, мимика, позы и жесты); 2) содержание притязаний на признание, характеризующих уровень социального развития той или иной этнической общности; 3) половая идентификация, типичная в своих нюансах для каждого конкретного этноса; 4) прошлое, настоящее и будущее конкретного индивида и этноса, к которому он принадлежит; 5) обязанности и права, которыми обладает каждый индивид в системе своего государства и национальных традиций2.
Социальное пространство, безусловно, включает в себя этнические традиции, психологию этноса и стиль межэтнических отношений.
В самосознании каждого человека особое место занимают его отношение к своей национальной принадлежности и отношение
1 См.: Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М., 1985.
2 См.: Мухина B.C. Проблема генезиса личности. — М., 1985; Она же. Феноменология бытия и развития личности: Психологи отечества. — М.; Воронеж, 1999.
58
к представителям иной национальности (народности). Для человека в отдельные моменты его жизни может стать остроактуальным взаимодействие на уровне межэтнических отношений. Общение представителей разных этнических общностей — весьма сложная психологическая проблема. Здесь и стремление к взаимному постижению, к взаимной идентификации, но здесь же и взаимное отталкивание, отчуждение. Качание маятника эмоций зависит от простой любознательности к новому, иному, чем «Я» («Кто такой?»), и от настороженности к чужому и потому возможно опасному.
Следует вспомнить принципиально важное для нашего анализа положение Б.Ф.Поршнева о том, что человек в своей истории открыл для себя сначала иноплеменника, а затем свое племя, сначала появилось обозначение «Они», а затем «Мы». Для того чтобы появилось субъективное «Мы», требовалось повстречаться с какими-то «Они» и обособиться от них1. При этом, как показывает история развития межэтнических отношений, в первобытном обществе «Мы» — это всегда «люди», «человеки», а «Они» — не совсем люди, не люди. Поэтому отношение к «Они» принципиально отличалось от отношений людей внутри «Мы». Еще Ч.Дарвин писал о том, что примитивные люди были добродетельны по отношению к членам своего племени и вели себя противоположным образом по отношению к чужим: «...индеец доволен собой и уважается другими, когда он скальпирует человека другого племени...»2. Прошло более ста лет со времени написания этих строк, но и сегодня можно указать на впечатления Н.Фалько-Ренне о путешествии по Новой Гвинее. Он сообщает, что в чужой деревне человек «рискует быть убитым и съеденным»3.
Здесь речь идет о первобытной родовой культуре. Но и современные межэтнические войны по конечному результату (взаимное уничтожение) и психологической позиции (отчуждение, агрессия, «Они», другие и т.д.) недалеко уходят от первобытно-общинных.
В стабильные периоды межэтнической консолидации в «чистом виде» феномен «Они» и «Мы» перестает выступать в своей амбивалентности. Как указывал Б.Ф. Поршнев, при всей мощи пружины взаимного отталкивания и отчуждения примитивных племен диалектика отношений «Они» и «Мы» приводит их к необходимости взаимопроникновения и взаимоуважения. С этого и начинаются межэтнические связи.
1 См.: Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М., 1979.
2 Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор // Собр. соч. — М., 1953.-Т. 5.-С. 23.
3 Фалько-Ренне Н. Путешествие в каменный век. — М., 1985.
59
История человечества — это и история межэтнических связей: идентификации, обособления и отчуждения. Сегодня мы должны уметь ориентироваться в динамике межэтнического восприятия, понимания стереотипов, взаимодействия живущих рядом различных этнических общностей. Наибольшие проблемы возникают в отношениях соседствующих народностей и наций.
Особое влияние на самосознание соседствующих этносов оказывают различия в вероисповедании. Разные боги, требующие разных ритуалов и правил, создавали у людей установки только на своих кумиров как единственно истинных, принимаемых верой до конца, безоглядно. Правда, в XX в. появляются новые мифы, объединяющие все религии1. Территория духовной идентификации на основе вероисповедания охранялась прежде и охраняется нынче так же безоглядно и агрессивно, как и территория, отмеченная границами Земли. Кровавые расправы ради религии — это не только история человечества, но и ее сегодняшний день. Каждый отдельный человек как представитель своей нации включен в эти отношения.
Реальность социального пространства — весь нерасторжимый комплекс знаковых систем предметного и природного мира, а также человеческих отношений и ценностей. Именно в реальность человеческого бытия как условие, определяющее индивидуальное развитие и индивидуальную человеческую судьбу, входит каждый человек с момента своего рождения и пребывает в ней в течение своей земной жизни.
Еще по теме Контекст родовых, национальных и межнациональных отношений. В процессе:
- РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СЕРИЯ "НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В СССР И В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ"
- 3. Межнациональные отношения
- Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты
- МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА ЛИЧНОСТНОМ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ
- ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- ОСТАТКИ ПАТРИАРХАЛЬНО-РОДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
- 4.1. Традиции и национальный характер русского народа в контексте правогенеза
- РОССИЙСКАЯ ПСЕВДОЭЛИТА И ЕЕ ИДЕНТИФИКАЦИЯ В МИРОВОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТАХ
- Глава V. Гомеровский (предполисный) период. Разложение родовых отношений и создание предпосылок полисного строя. XI—IX вв. до н. э
- О.П. Бибикова, к.э.н. Н.Н. Цветкова. Страны Востока в контексте современных мировых процессов: социально-политические, экономические, этноконфес- сиональные и социокультурные проблемы., 2013
- § 2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ (ЭТНИЧЕСКИЕ) АСПЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
- 2.2. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СМЫСЛА: СМЫСЛ В КОНТЕКСТЕ ЖИЗНЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
- ПОДЪЕМ НАЦИОНАЛЬНО- ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В 60-е ГОДЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- § 4. Ленинская национальная политика в отношении «малых» народов Севера
- Углубление процесса национально-освободительного движения на Ближнем и Среднем Востоке
- Тройственное отношение: национализирующиеся государства, национальные меньшинства и внешняя этническая родина
- § 14. Обязательства родовые и альтернативные А. Родовые обязательства
- РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ И НОРМИРОВАНИЯ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ДО КОНЦА 30-х ГГ. XIX В.*
- § 2. Десакрализация Верховной Власти королей в процессе ее возвышения и становления суверенной национальной государственности