Культурологическая концепция

В основание типологии культуры М. К. Петров положил различение способов передачи новому поколению приобретенных навыков и выработанных программ действий.

Зарождение и бурный расцвет в Древней Греции искусств, наук, философии — феномен, названный Э.

Ренаном «греческим чудом», привлекал и еще долго будет привлекать внимание исследователей, поскольку здесь — истоки нашей собственной современной культуры и корни тех явлений, от осмысления которых мы ждем ответов на вечные вопросы: кто мы и куда идем?

Античность, как уже говорилось, была первой философской любовью М. К. Петрова. Рассматривая концепцию возникновения философии в Древней Греции, предложенную Дж. Том- соном, М. К. Петров отмечает, что у английского автора, тяготеющего к марксизму, развитие философии связано с экономическим и в значительно меньшей степени с политическим развитием общества. Возникновение философии представлено Дж. Томсоном как закономерный переход от родового мировоззрения, использующего для объяснения-понимания мира принцип-модель полового воспроизводства, к мировоззрению рабовладельческому, использующему иной принцип — функционирование денег в товарном производстве. Однако, как отмечает М. К. Петров, подобная однозначная увязка мифа с генетическо-половой, а возникающей философии с товарно- денежной моделью вызывает сомнения.

Дж. Томсон, по мнению М. К. Петрова, исходит из произвольной посылки, согласно которой для какого-либо фиксированного периода может быть только одна модель миропонимания. Уже в мифе мы встречаем довольно широкое использование трудовой модели, которая будет играть большую роль в философско-мировоззренческих построениях античной классики, а в философско-мировоззренческих учениях Гераклита, Парменида и даже Демокрита используются генетические модели. Одной из причин принятия этой предпосылки является, по М. К. Петрову, частичное отождествление Дж. Томсоном модели, используемой им, как историком философии, для изучения и интерпретации историко-философского процесса, с моделью, опираясь на которую философы истолковывали мир, создавали философско-мировоззренческие построения. Между тем различение собственной объяснительной модели историко- философского процесса и модели, которая использовалась мыслителями для объяснения и интерпретации мира и которая сама является одним из предметов историко-философской науки, — обязательное условие научности проводимого историком философии анализа.

В философско-мировоззренческих построениях в качестве модели берется нечто, возникшее стихийно и представленное в общественной жизни в наглядной, осязаемой форме. Мировоззренческая модель только постулирует структуру связей в предмете, но не предлагает методов, способных подтвердить или отвергнуть этот постулат. В науках же модели обыкновенно выступают как более или менее сложные умозрительные конструкции, гипотезы, которые в отличие от мировоззренческих моделей содержат явно или неявно указания на пути их возможной верификации и фальсификации.

М. К. Петров считает, что в период возникновения древнегреческой философии в роли моделей миропониманий, возникающих в контексте философских размышлений, могли выступать и действительно выступали и половое порождение, и трудовой процесс (Платон и Аристотель), и товарно-денежное обращение, и отношения между элементами внутри языка. Моделирующую роль лингвистических отношений Дж. Томсон, по мнению М. К. Петрова, не исследует. Английский историк Античности не замечает, что появление в Греции (фактически одновременно с появлением денег) письменности нового типа, позволившей закрепить все стороны структуры языка и способствовавшей тому, что грамотность стала не просто прерогативой профессионала, а всеобщим гражданским достоянием, придало лингвистическим отношениям высокую степень наглядности, возможность выступать в роли философско-мировоззренческих моделей. Такие языковые модели мы встречаем у Гераклита и Демокрита, у Анаксагора и софистов.

Моделью подобных конструкций, как платоновская теория идей и логико-структурные построения Аристотеля, мог служить, полагает М. К. Петров, только язык.

Уже работая преподавателем английского языка, он продолжает исследования по античной культуре. Им был подготовлен ряд статей по античной философии, опубликованных в «Философской энциклопедии». Включившись в 1965 г. в работу по изучению науки в рамках науковедения, которая в то время разворачивалась на кафедре философии РГУ, готовя диссертацию «Философские проблемы "науки о науке", он получает новый импульс для обращения к Античности. Широко распространенная мысль, что современная наука есть мышление о мире по способу древних греков, указывала на то, что истоки научного подхода к миру надо искать в Античности.

Охватывая события в жизни греческого народа, его культуры от крито-микенского периода до эпохи эллинизма включительно, М. К. Петров показывает, что разгадка тайны «греческого чуда» лежит в особенностях социально-политической организации Греции в классический период. Этот вывод близок выводу известного французского исследователя Ж. Вернана, обосновавшему его в работе «Происхождение древнегреческой мысли», опубликованной в 1962 г. и появившейся в русском переводе в 1988 г., расходась, однако, в весьма существенных деталях: М. К. Петров обращает внимание на некоторые особенности классической греческой культуры, оставшиеся у Ж. Вернана в тени.

Стремление докопаться до последних оснований этих особенностей сближает М. К. Петрова с А. Ф. Лосевым, который в 1963 г. начинает публиковать многотомную « Историю античной эстетики», где отстаивает тезис, что ее творцы были представителями народа, находящегося на рабовладельческой ступени развития. Не отрицая этой мысли, М. К. Петров все же считает ее недостаточной. Дело в том, что с орудийно-технической точки зрения, а значит, и по формам разделения труда в материальном производстве Греция практически неотличима от других регионов Древнего мира. Следовательно, особенности социально-политической жизни греков классического периода нужно искать в ином. М. К. Петров находит их в личностном факторе, в том обстоятельстве, что создателями и форм социального общежития, и культуры классической традиции являлись потомки пиратов Эгейского моря, унаследовавшие от них ряд поведенческих черт. Эта мысль была выражена в 1966 г. в статье «Пираты Эгейского моря и личность» и в написанной в этом же году монографии «Античная культура».

С рукописью о культуре Античности мы знакомились по мере появления очередных страниц с валика пишущей машинки. Окунулись в упругий, искрометный язык подлинной философской прозы. На фоне почти всеобщей неудобоваримой квазифилософской жвачки эта рукопись стала феноменом. Она явила высочайшую культуру, энциклопедическую образованность автора, притягательный стиль размышления. Все это не могло не поразить воображения. Мы открыли для себя, что близкий человек оказался потрясающе талантлив. Читали рукопись не только коллеги по кафедре, но и студенты, которых она привлекла к профессиональным занятиям философией. Некоторые из них стали профессорами. Спустя короткое время рукопись попала в Москву и нашла там новых читателей. Однако опубликовать рукопись в то время не удалось. Судьба М. К. Петрова, исключенного из партии и лишенного права преподавания философии, антидогматический подход ко всем проблемам, которыми он занимался, — все это служило препятствием для ее публикации, как, впрочем, и других его работ. «Античная культура» М. К. Петрова вышла в свет спустя тридцать лет после завершения. И это было радостным событием. Но рядом же и боль. Многих людей, которые могли бы познакомиться с нею раньше, увы, уже нет. Для самого М. К. Петрова сложившееся видение Античности было тем фоном, на котором он исследовал пути и судьбы европейской культуры, историю европейской науки. Античные темы присутствуют почти во всех его последующих работах.

<< | >>
Источник: М. К. Петров. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). — 295 с. — (Философия России второй половины XX в.).. 2010

Еще по теме Культурологическая концепция:

  1. 2. Теологические, философские, натуралистические и культурологические концепции истории
  2. 10.5. Культурологический подход к исследованию политических систем
  3. Культурологический подход к развитию общества
  4. Хронология и культурологическая характеристикасредневековья
  5. 2. ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ (ШКОЛЫ)
  6. § 3. Особенности культурологического методаисследования общества
  7. 3.6. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
  8. Первая психоаналитическая концепция о этиологии. А. Кардииер: концепция осноонои личностной структуры
  9. КОНЦЕПЦИЯ МОГУЩЕСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
  10. Современные концепции о смысле и направленности человеческой истории
  11. Концепции вида