Данные науки и общественно-исторической практики как существенный фактор материалистической переработки гегелевской диалектики

Ленинские труды свидетельствуют о том, что весьма важную, можно сказать решающую роль в деле материалистической переработки гегелевской диалектики играли данные современной науки и опыт революционной борьбы пролетариата.
Необходимость учета научных данных отмечается Лениным уже в случае обоих рассмотренных выше стержневых положений. В качестве критерия их правильности, а значит, критерия правильности самой диалектики, Ленин считал необходимым привлечь материалы истории наук, в том числе истории естествознания. Так, в план, указывающий на те области знания, из коих должна сложиться теория познания и диалектика, Ленин включил историю «отдельных наук» [2, 29, 314]. В «Плане диалектики (Логики) Гегеля» Ленин записал по поводу признания, что «диалектика Гегеля есть, постольку, обобщение мысли: «Чрезвычайно благодарной кажется задача проследить сие конкретнее, подробнее на истории отдельных паук» [2, 29, 298].

По поводу же сути диалектики, о которой ставит вопрос и Гегель, Ленин вновь записал: «Правильность этой стороны содержания диалектики должна быть проверена историей науки» [2, 29, 316].

Далее в связи с изложением диалектики по методу восхожде ния от абстрактного к конкретному, а также в связи с признанием, что диалектика и есть теория познания (Гегеля) и марксизма, Ленин обратил внимание на естественные науки: «А естествознание, — писал он, — показывает нам (и опять-таки это надо показать на любом простейшем примере) объективную природу в тех же ее качествах, превращение отдельного в общее, случайного в необходимое, переходы, переливы, взаимную связь противоположностей» [2, 29, 321].

Так, естествознание и его история служат, в глазах Ленина, важным подспорьем материалистической переработки гегелевской диалектики.

Позднее, в статье «О значении воинствующего материализма» (1922 г.) Ленин писал: «Современные естествоиспытатели найдут (если сумеют искать и если мы научимся помогать им) в материалистически истолкованной диалектике Гегеля ряд ответов на те философские вопросы, которые ставятся революцией в естествознании и на которых «сбиваются» в реакцию интеллигентские поклонники буржуазной моды» [2, 45, 31].

Естественно, что материалистическое истолкование диалектики и овладение ею предполагают ее разработку. Как же это осуществить? Об этом как раз подробно и говорится в ленинской статье: нужно «организовать систематическое изучение диалектики Гегеля с материалистической точки зрения, т. е. той диалектики, которую Маркс практически применял и в своем «Капитале» и в своих исторических и политических работах и применял с таким успехом, что теперь. . . каждый день пробуждения к жизни новых народов и новых классов все больше и больше подтверждает марксизм. . . Опираясь на то, как применял Маркс материалистически понятую диалектику Гегеля, мы можем и должны разрабатывать эту диалектику со всех сторон. . , комментируя образцами применения диалектики у Маркса, а также теми образцами диалектики в области отношений экономических, политических, каковых образцов новейшая история, особенно современная империалистическая война и революция дают необыкновенно много» [2, 45, 30].

Именно так изучал и материалистически перерабатывал диалектику Гегеля сам Ленин, о чем и свидетельствуют «Философские тетради». Позднее (1934 г.) Н.

К. Крупская писала, что в 1922 г. Ленину очень хотелось, чтобы начатая им в 1914—1915 гг. работа над диалектикой была продолжена другими марксистами. «Советы, которые дает Владимир Ильич в статье о воинствующем материализме сотрудникам журнала «Под знаменем марксизма», как работать над Гегелем, заключает в себе горячее, хотя и не высказанное до концапожелание, чтобы та работа, которую проделывал сам Ильич в области философии и ее популяризации, нашла своих продолжателей. Весной 1922 г. уже чувствовал Ильич, что силы его уходят, и хотелось ему, чтобы работа не оборвалась» [4, 59].

Почетная и вместе с тем ответственная задача современных марксистов-философов, естествоиспытателей и историков науки — продолжить и довести до завершения начатую Лениным работу над материалистической переработкой гегелевской диалектики. Вполне понятно, что сделать это надо на современном уровне развития науки и общественно-исторической практики революционного движения. Неоценимую помощь в этом важдом деле могут оказать «Философские тетради» и другие труды Ленина, в особенности же четыре ленинских плана разработки и изложения диалектики.

В заключение этого раздела напомним слова Ленина, сказанные им в статье «Переписка Маркса с Энгельсом». Здесь Ленин отмечал: «Если попытаться одним словом определить, так сказать, фокус всей переписки, — тот центральный пункт, к которому сходится вся сеть высказываемых и обсуждаемых идей, то это слово будет диалектика. Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее, — к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса, — вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли» [2, 24, 264].

Эти слова целиком могут быть отнесены к самому Ленину. Ведь для Ленина диалектика была живой душой всего марксистского учения, решающим в марксизме. И вполне понятно, что если Маркс и Энгельс уделяли такое огромное внимание творческой разработке диалектики как метода теоретического объяснения и практического преобразования мира, то Ленин в новую революционную эпоху не мог не ставить перед собой аналогичной задачи. Именно поэтому с такой остротой стала перед Лениным в канун пролетарской революции в России задача материалистической переработки гегелевской диалектики. И эту задачу сегодня надо продолжить и завершить, как это и завещал нам Ленин.

<< | >>
Источник: В. Е. ЕВГРАФОВ. ГЕГЕЛЬ И ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ. 30-е годы XIX в. —20-е годы XX в.. 1974

Еще по теме Данные науки и общественно-исторической практики как существенный фактор материалистической переработки гегелевской диалектики:

  1. Выявление рационального зерна гегелевской диалектики в целях ее материалистической переработки
  2. 2.1 Диалектико-материалистический метод. Основные принципы диалектики.
  3. 2.6.2. Новые данные исторической науки и линейно-стадиальное понимание истории
  4. б. Материалистическая диалектика
  5. «Перевертывание» гегелевской диалектики и постановка ее «с головы на ноги»
  6. Переработка теории (Новые данные заставляют перерабатывать концептуальную систему)
  7. ГЕГЕЛЕВСКАЯ ИДЕЯ О СОВПАДЕНИИ ДИАЛЕКТИКИ, ЛОГИКИ И ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ
  8. Материалистическая диалектика Маркса
  9. Два стержневых положения гегелевской диалектики в их ленинской трактовке
  10. 1. У истоков гегелевской диалектики
  11. Абсолютный идеализм Г. В. Ф. Гегеля. Особенности гегелевской диалектики
  12. ПЕРЕРАБОТКИ ДИАЛЕКТИКИ ГЕГЕЛЯ (на примере «Философских тетрадей»)
  13. Раздел II ГЕГЕЛЬ И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА
  14. Видевдат как исторический памятник. Соотношение авестийской и бактрийской погребальных практик
  15. Натурфилософия как историческая форма взаимосвязи философии и науки
  16. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КАК ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  17. § 3. Производительные силы и производственные отношения как факторы развития общественного субъекта труда