ИЛЛЮЗИИ И РЕАЛЬНОСТЬ
Широко распространено мнение, будто харизма — это что-то врожденное, что-то такое, что дано человеку от природы раз и навсегда. Как говорится, или это есть, или этого нет.
Конечно, есть крайние случаи, то, что можно назвать харизматическая дебильность.
Недооценка харизматического фактора — очевидный просчет большинства политиков демократической части политической элиты. Здесь дело видимо в том, что любая демонстративность может показаться неприемлемой для традиционного интеллигентского сознания. Любой интеллигентский поведенческий кодекс, писаный или неписаный, конечно же предписывает неброскую внешность, и неприметное поведение в сочетании с подчеркнутой деликатностью, рефлективностью, жертвенным самоотречением, а главное — демонстративным отсутствием властных устремлений.
Интеллигентский нарциссизм отдает предпочтение имиджу искателя «духовной свободы^, духовного роста в сочетании с презрением к «толпе», «суете», «карьеризму», «политиканству» и т.п.
Именно с этим связаны предрассудки, которые губят политическую карьеру многих достойных людей. Они категорически не желают работать над собой, отговариваясь фразами вроде: «Я не собираюсь кривляться», или: «Это все очень цинично».
Совершенно ясно, однако, что достаточно эффективную харизму можно строить, опираясь и на такие
fmnпшюя
принципы. Возможно построение привлекательного имиджа на основе идеологии духовного служения, самоотречения, интеллигентских ценностей и т.д. Нет ничего невозможного в совмещении интеллигентских идеалов и харизматических черт.
Ясно однако, что здесь не приходится рассчитывать на чрезмерно большую паству. Вообще же это очень хорошее дело — лишить монополии на харизматический имидж пафосных радикалов и прямолинейных государственников-ксенофобов.
С другой стороны, неприятие харизматического дискурса связано с определенным иарцистическим самоощущением большинства представителей современной политической элиты. Многие из них всерьез убеждены в том, что сам факт их пребывания в публичной политике, а тем более избрания на некий пост автоматически делает их харизматическими.
За харизму сплошь и рядом принимают привлекательные внешние данные, эстрадггую популярность, наличие так называемых хороших манер, профессиональный авторитет, или же мало-мальски сносные ораторские и полемические способности.
Другой канал сопротивления дискурсу на тему о харизме связан с предрассудком, имеющим широкое хождение. Считается, что харизматическая личность — непременно крикливо-агрессивный персонаж, со склонностью к тоталитаризму. В худшем случае речь идет о Гитлере или Фиделе Кастро, в лучшем —
о Жириновском.
Этот предрассудок можно преодолеть только одним способом — основательной проработкой этой тематики. Для таких умозаключений нет и не может быть никаких теоретических оснований. Просто на определенном историческом этапе политическое лидерство оказалось связанным с такого рода обстоятельствами. Разумеется, в сегодняшнем политическом контексте, харизматическое господство никак не может ориентироваться на тоталитаристские идеалы.
Является ли харизма исключительно врожденным качеством, которое нельзя выработать и развить, или же приобретенным — вопрос этот абсолютно неразрешим.
В любом случае, ориентируясь на параметры, определяющие харизму, мы видим нашу задачу в том, чтобы участники тренинга сумели распознать в себе, проявить, выработать, развить свои харизматические способности. Не существует абсолютно харизматических или абсолютно нехаризматических личностей. Есть те, кто достаточно осознал и проработал в себе все это и те, кто сделал это недостаточно.
Интернег-рссурс
ЛИДЕРСТВО — понятие для обозначения существенного параметра процесса структурации социальной группы или общественного класса.
JI. выступает как один из базовых механизмов дифференциации социальной деятельности и предполагает достижение особого (лидирующего) положения определенным лицом (индивидуальное JI.) или определенной частью группы (групповое JI.) по отношению костальным членам группы (класса). В контексте отношений власти JI. подразумевает продолжительное, а не спорадическое осуществление власти, как правило, сопряженное с личностными характеристиками субъекта-лидера.
Феномен Л. в истории философии рассматривался, как правило, в аспекте политического или духов- но-религиозного JI. По мысли Платона, у идеального правителя власть соединяется «с разумением и рассудительностью» .
Для Конфуция благородный правитель «в доброте не расточителен; принуждая к труду, не вызывает гнева; в желании не алчен; в величии не горд; вызывая почтение, не жесток». Перспективная типология Л. была предложена Лао-цзы, по мнению которого лучший вождь — тот, которого «народ не замечает», на втором месте — тот, которого «народ обожает», на третьем месте — тот, которого «народ боится» и на последнем — тот, кого «ненавидят».
Макиавелли рисовал образ государя, для которого его личная власть — не благо само по себе, а средство достижения определенной политической цели (например, объединение и усиление государства).
В соответствии с философией истории Гегеля в деяниях великих лидеров «субстанционально содср-
жится» историческая необходимость; они «доверенные лица мирового духа». По Ницше стремление к Л. — естественное стремление человека, помехой которому видится мораль, это «оружие слабых», истинный лидер вправе ее третировать, чтобы она «не висела у него гирей на ногах».
У Фрейда «вытесненное» может сублимироваться в стремление к Л. Согласно схеме Фрейда, человеческие массы нуждаются в лидере, аналогичном авторитарному отцу в семействе, «в отце подобии» — тайна Л. По Адлеру, стремление к Л. — компенсация «чувства неполноценности» личности.
Многие современные иследователи Л. опираются на идею харизматического Л., возникающего, по идее М. Вебера, на изломах истории. Этот термин применяется к лидеру, который наделен исключительными способностями. Если рационально-легальное Л. предельно безлично, то хариз-матическое Л. носит, как правило, акцентирование личностный характер.
Как правило, принято выделять авторитарный и демократический стили Л. В первом случае — соци- алъно-простраиственная позиция лидера — вне группы; на нем центрирована вся групповая информация; авторитарный лидер располагает монополией на власть, лично определяет цели группы и средства их достижения, его главные аргументы — требовательность, страх, угроза наказания.
Демократический стиль Л. не унижает ведомых, а, напротив, пробуждает в них чувство собственного достоинстеа, индуцирует активность «снизу — вверх». Социально-пространственное положение такого лидера внутри группы, он делегирует ответственность, распределяя ее среди членов группы.
Согласно известной модели, когда член группы А стремится изменить поведение В --- это попытка Л.; когда В изменяет свое поведение под влиянием А — это успешное Л.; когда изменение поведения В приносит удовлетворение ему самому — это эффективное Л.
Интернет-ресурс
ХАРИЗМА (греч. charisma — божественный дар, благодать, милость) — нацеленность (во мнении определенного круга приверженцев или последователей) какого-либо лица (харизматического лидера — политического деятеля,проповедника, пророка), института, символа или совокупности действий свойствами исключительности, выделенное™, сверхъестественности, непогрешимости или святости.
Качество X. традиционно полагается не столько приобретаемым, сколько даруемым природой либо трансцендентными мистически-интерпретируемыми силами.
Термин «X»' был впервые употреблен в социологических концепциях Трёльча и М. Вебера, у которого X. анализировалась в концепции идеальных типов господства (легальное, традиционное, харизматическое). У Вебера харизматическое господство базируется на аффективном типе социального действия и предполагает авторитет харизматического лидера, постоянно вынужденного заботиться о своей X.
В организациях, построенных по принципу X., уход лидера практически всегда сопровождается крушением движения в целом. В социологии харизматические социальные группы нередко даже выделяются в особый разряд социальных групп (либо в контексте вычленения только целевых и референтных социальных групп традиционно относят к первым), так как их основным конституирующим признаком является личная преданность вождю (лидеру).
Представление о X. как о силе благодати, исходящей от духов или богов, присуще многим религиям. В ранней христианской традиции X. — содействие, ниспосылаемое Святым Духом избранным людям («дар» проповеди, чудотворе-ния, пророчества и т.д.). После конституирования церковных организаций учение
о X. было детально разработано богословами в качестве одного из главных пунктов христианского вероучения: постулировалось, что человек как существо
греховное склонен ко злу и без наделения X. для него нет и быть не может спасе-ния и блаженства.
Считалось, что X. Дастся верующим через церковь, через духовенство, через таинства. Утверждалось, что духовенство наделено особой благодатью — священством, которым может быть наделен истинно верующий. Идея о таинстве священства сформировалась в ходе разделения христианских общин на «клир» и «мирян»: сословие духовенства было наделено даром посредничества между рядовыми верующими и Богом.
Светские идеологии религиозного типа (культы личности, партии, класса, народа и т.п.) заимствовали представления о X,: харизматическим вождем может выступать особо влиятельный писатель, политик, философ и т.д. (По Гегелю, существующий порядок вещей может быть опровергнут «всемирно- историческими индивидуумами», Кант осуждал X, человека как противоречащую религиозной морали, Ницше полагал регулярное появление в мире людей — носителей X. — абсолютно необходимым для человечества,)
Интернет-ресурс
Еще по теме ИЛЛЮЗИИ И РЕАЛЬНОСТЬ:
- Иллюзия и реальность
- Майя: Шакти Иллюзии
- ИЛЛЮЗИЯ
- Старые и новые иллюзии
- Иллюзия индивидуальности и «система самости»
- Нараяна: Мироздание - это Иллюзия
- Сновидения: природа Иллюзии
- Карма: сценарий Иллюзии
- Будущее без религиозных иллюзий
- Ум: движение Иллюзии
- Иллюзия обладания
- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ 1
- Глава 3. Иллюзия связанности
- Иллюзия матриархальности в Постмодерне и ее основания
- Зигмунд Фрейд Будущее одной иллюзии
- 6.4. Обрушение иллюзий. Классовая принадлежность и социальные притязания
- Идеологический плюрализм и либеральное двоемыслие, или Конец одной просветительской иллюзии
-
Cоциальная психология -
Возрастная психология -
Гендерная психология -
Детская психология общения -
Детский аутизм -
История психологии -
Клиническая психология -
Коммуникации и общение -
Логопсихология -
Матметоды и моделирование в психологии -
Мотивации человека -
Общая психология (теория) -
Педагогическая психология -
Популярная психология -
Практическая психология -
Психические процессы -
Психокоррекция -
Психологический тренинг -
Психологическое консультирование -
Психология в образовании -
Психология лидерства -
Психология личности -
Психология менеджмента -
Психология педагогической деятельности -
Психология развития и возрастная психология -
Психология стресса -
Психология труда -
Психология управления -
Психосоматика -
Психотерапия -
Психофизиология -
Самосовершенствование -
Семейная психология -
Социальная психология -
Специальная психология -
Экстремальная психология -
Юридическая психология -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Журналистика -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -