Религиоведение и христианская теология. Становление религиоведческих исследований в Европе и Америке.

Попытка создания науки о религии вызвала отрицательную реакцию в теологических и клерикальных кругах. «Теологи, как правило, не выказывали дружественного отношения к новой науке, напротив, официальные представители религии - это можно сказать о представителях всех религий - были самыми непримиримыми оппонентами данной отрасли знания.
Укрепившись в традиционных мнениях и достигнув высоких постов благодаря защите своих вероучений, они считали само собой разумеющимся, что должны находиться в оппозиции к новой науке»15.

Можно привести массу высказываний теологов и церковных деятелей конца XIX - начала XX в., демонстрирующих их негативное отношение к религиоведению, однако картина, нарисованная одним цветом, всегда обедняет действительность. Реакция на возникновение новой науки в целом была отрицательной, но она имела множество оттенков, которые зависели от целого ряда факторов: от религиозной ситуации, сложившейся в той или иной стране, от теологических поисков, характерных для католицизма и многочисленных течений протестантизма, от уровня развития философии, естественных и гуманитарных наук и т.п.

Известно, например, что традиционно католические страны, такие как Испания и Португалия, не восприняли новую науку и не выдвинули ни одного крупного религиоведа в конце XIX - начале XX в., хотя эмпирические предпосылки (записки путешественников и католических миссионеров) для этого существовали. Виднейшие католические теологи и философы Италии, Франции, Германии, Бельгии были заняты в конце XIX в. возрождением томизма, а следовательно, их уст-

Глава 1. Формирование религиоведческой парадигмы

ремления были прямо противоположны устремлениям религиоведов. Если последние желали расширить сферу исследования и настаивали на сравнительном изучении религий, то сторонники возрождения томизма ограничивали себя не только рамками католицизма, но и рамками более узкой традиции, восходящей к Фоме Аквинскому (1225/1226 - 1274). Существовали коренные различия и в методологии зарождающихся почти одновременно неотомизма и религиоведения. Католические теологи и философы ориентировались на схоластически интерпретированную логику Аристотеля, религиоведы же были сторонниками «Нового органона», а самые радикальные из них отдавали предпочтение позитивистской методологии.

Наконец, католическая теология и религиоведение различались по целям, которые они ставили перед собой. Для христианской теологии (в любой ее форме) главной целью считается обоснование бытия Бога и истинности Откровения, а религиоведы категорически отказывались от рассмотрения этих вопросов. Например, Эрнест Ренан (1823 - 1892) в своей работе «Очерки по истории религии» писал: «Фундаментального вопроса, вокруг которого должна вращаться религиозная дискуссия - вопроса об Откровении и сверхъестественном - я не затрагиваю никогда; не потому, что этот вопрос не был решен мною вполне определенно, но потому, что обсуждение такого вопроса ненаучно или, точнее говоря, потому, что занятие независимой наукой предполагает предварительное решение этого вопро- са»16. Такой же позиции придерживалось подавляющее большинство ученых на первом этапе развития религиоведения.

Эти теоретические разногласия привели к тому, что католические теологи и философы либо игнорировали, либо третировали науку о религии и дольше других оставались в оппозиции к ней. Лишь через четыре десятилетия после возникновения религиоведения некоторые католические авторы, стремясь поставить новую науку на службу теологии, смогли позволить себе следующие рассуждения: «Мы мо- А.Н. Красников

жем с уверенностью ожидать, что честное исследование, даже если оно проведено только при помощи рациональных методов, превратит сравнительную историю религий в очень эффективное оружие для защиты Откровения»17. В дальнейшем католические теологи и философы стали более лояльными по отношению к религиоведению и даже смогли выдвинуть из своей среды крупнейших специалистов в этой области, но в целом римско-католическая церковь вплоть до второго Ватиканского собора (1962 - 1965) весьма подозрительно относилась к любым новшествам, в том числе к сравнительному изучению религий.

<< | >>
Источник: А.Н. Красников, Л.М. Гаврилина, Е.С. Элбякан . Проблемы философии религии и религиоведения: Учебное пособие / . - Калининград: Изд-во КГУ. - 153 с.. 2003

Еще по теме Религиоведение и христианская теология. Становление религиоведческих исследований в Европе и Америке.:

  1. Глава 1. У ИСТОКОВ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ
  2. ВЕК РАЗУМА Исследование истинной и вымышленной теологии ЧАСТЬ ПЕРВАЯ МОИМ СОГРАЖДАНАМ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ
  3. ^Критическая теория" и христианская теология
  4. Предпосылки научного изучения религий. Становление религиоведения как отрасли знания
  5. ГЛАВА 5 ПО СТАРОМУ ОБРАЗЦУ: ХРИСТИАНСКИЕ ТЕОЛОГИ, «ОБОБРАВШИЕ ЕГИПТЯН»26
  6. Абсолютный идеализм Гегеля как утонченная трансформация христианской теологии.
  7. 2.4. Развитие политической теории в Европе и Америке
  8. § 23. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ
  9. 3.1. Христианская Европа и исламский мир в средние века
  10. Урок 14. Перемены в сельском хозяйстве Европы и Америки
  11. Средневековая христианская философия стран Западной Европы
  12. 4.5. Страны Европы и Северной Америки в XIX
  13. Изучение этнографии Африки в Европе и Америке
  14. А.Н. Троепольский. . Метафизика, философия, теология, или Сумма оснований духовности: Монография. - М.: Издательство "Гуманитарий" Академии гуманитарных исследований. - 176 с., 1996
  15. Язьков Е.Ф.. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918—1945 гг.). Курс лекций., 2001