О воспитании ума (до 8 лет) (отрывок)
...Господствующая система воспитания детей, отнимающая у малюток почти всякую возможность интеллектуальной самодеятельности, в то же самое время силой вещей вынуждена бывает предоставлять им большую или меньшую свободу в деле развития мышечной системы, в сфере различных мышечных актов, так как путем пассивной механической гимнастики дети не могут научиться разнообразным движениям.
Ввиду стремления, общего всем людям, объяснять все и вся по аналогии с собой маленькие дети при ограниченности их опыта и знаний, выслушивая басни и сказки, удивляются сравнительно мало, так как им кажется вполне вероятным, что все животные, растения и даже предметы неорганического мира и чувствуют, и рассуждают подобно людям. Ввиду этого и басни, и сказки я вовсе не могу признать за средство развивать воображение малютки; хотя обойтись без них при воспитании было бы трудно именно ввиду их соответствия детскому возрасту. Но давать им первенствующую роль не следует, напротив того, даже детей от 1 до 8 лет необходимо знакомить с явлениями незнакомой им еще реальной жизни во всех ее разнообразных формах, вследствие этого детям надо и рассказывать и читать о жизни других детей, о детстве их отца, их матери, их деда, бабушки и т.д.; их
131
следует знакомить с жизнью других стран, в другом климате, среди других народов. Точно так же детям следует в рассказах и в чтениях давать короткие очерки жизни различных животных, растений; их следует знакомить и с ролью разных предметов неорганической природы, одним словом, при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты, при всем том надо по возможности больше приучать детей к самодеятельности, памятуя, что каждому ребенку предстоит быть человеком и, следовательно, ему предстоит вести жизненную борьбу во всевозможных ее видах, борьбу с природой, борьбу с другими людьми и, главное, со своими собственными дурными наклонностями, со своим собственным эгоизмом.
Для всего этого будущий человек должен возможно лучше научиться самостоятельно наблюдать, самостоятельно думать и самостоятельно действовать.
Сказки допустимы только те, в которых в поэтической форме заключена какая-нибудь мысль, и в этом отношении всегда следует отдавать предпочтение народным сказкам, в которые воплощены бывают и наиболее дорогие данному народу мечты и стремления, и те выводы, к которым народ пришел на основании жизненного опыта.
При воспитании воображения следует помнить, что оно оказывается тем пышнее, чем богаче бывает у того или иного человека запас ощущений, представлений, понятий, запас чувств, стремлений и, следовательно, чем больше мы будем давать детям возможности упражнять свои органы ощущения, набирая все новые и новые знания, тем богаче окажется и содержание их воображения. Это с одной стороны, а с другой — воображение в качестве свободного проявления собственной жизни нервно-мозговык приборов окажется у ребенка тем деятельнее, чем больше мы его приучим к самостоятельному мышлению.
Воспитатели должны помнить, что жизненной атмосферой воображения служит именно психическая свобода. И потому повторяю и настаиваю — маленьких детей надо вести так, чтобы они привыкли самостоятельно мыслить и отстаивать свои детские мнения, и окружающие люди должны с полной терпимостью и совершенно серьезно относиться к детским умозаключениям, как бы наивны и ошибочны они ни были. К тому же в ошибках и промахах детской мысли зачастую как в зеркале отражаются заблуждения человеческой мысли вообще...
Печатается по изд.: Антология пед. мысли России второй половины XIX — начала XX в. - М., 1990. - С. 408-410.
132
Семейное воспитание в истории отечественного образования, его особенности в России, социальные проблемы семьи — огромная тема. В советской педагогике она чаще рассматривалась в разделе «семья и школа».
До 1917 г. в работах видных педагогов обязательно давались рекомендации по какой-нибудь проблеме семейного воспитания. В небольших книжечках, рассчитанных на широкий круг читателей, публиковались проповеди служителей церкви, в которых были обращения к родителям, как нужно воспитывать детей.
Миклухо-Маклай в своем малоизвестном наследии представлялся нам только как этнограф и путешественник, хотя это только десятая часть его научных трудов; у него имеются статьи о семейном воспитании и важности отношений отца и сына.
В начале XX в. группа известных русских педагогов (П.Ф.Капте-рев, П.Ф.Лесгафт, И.А.Сикорский, В.П.Острогорский) принимают участие в издании «Энциклопедии по семейному воспитанию и обучению».
По вопросам семейного воспитания проводятся Всероссийские педагогические съезды. Организатором одного из них был Петр Федорович Каптерев. С ярлыком «буржуазный педагог» (Н.К.Крупская) он 70 лет не был известен советскому учительству. Однако ему, Каптереву, принадлежит ряд работ по педагогике семейного воспитания, об особенностях дошкольного воспитания, о состоянии образования, о подготовке учителя, о содержании обучения и истории отечественной школы и педагогики. В журнале «Народная школа» еще в 1875 г. он писал, что воспитание детей в семье должно начинаться с момента рождения. Однако часто родители устраняются от духовного влияния на ребенка, ограничиваются физической стороной воспитания. Родители должны знать все процессы, которые совершаются в развитии ребенка. «Без этого знания, — писал Каптерев, — воспитание невозможно».
И самым важным в семейном воспитании должно быть знание, что «первые три-четыре года ребенка составляют самое важное время всего воспитательного процесса». Именно в эти годы закладываются основы дальнейшего развития и образования ребенка.
В начале XX в. русская городская семья переживает изменения. Браки становятся расторжимыми. Вовлечение женщин в производство порождает необходимость создания детских яслей и садов. Поэтому огромное внимание уделялось семейному, дошкольному П.Ф.Лесгафт воспитанию.
Н817—1909А Более 40 лет во второй половине XIX в. занимался научной, педагогической и общественной деятельностью замечательный русский педагог Петр Францевич Лесгафт.
133
Его исследования становления всесторонне развитой личности, физического развития человека, а также создание теории развития ребенка в семье — огромный вклад не только в историю отечественного образования, но и медицинской науки и отечественной культуры в целом.
Петр Францевич Лесгафт родился в семье ювелира. После окончания гимназии, а затем Медико-хирургической академии (1861) занимался исследовательской работой; в 1865 г. ему была присвоена степень доктора хирургии; с 1868 г. он профессор, затем заведующий кафедрой физиологического факультета Казанского университета.
В медицине он известен как основоположник функционального направления в анатомии, гигиены физических упражнений, лечебной гимнастики, как автор учебников по анатомии и биомеханике физических упражнений; считался лучшим врачом по заболеваниям костно-мышечной системы.
Его работы о физическом воспитании были результатом многолетнего исследования гимнастических занятий с детьми и взрослыми, его наблюдений за развитием ребенка и взаимосвязью физического, умственного, нравственного формирования личности.
В своих работах «Об играх и физическом воспитании в школе» (1883), «О наказании в семье и его влиянии на развитие типа ребенка» (1884), «Школьные типы» (первая часть его «Семейного воспитания») (1884), «Руководство по физическому воспитанию детей дошкольного возраста» (1888) Лесгафт обращается к общим вопросам воспитания, определив методы физического, нравственного, школьного и семейного воспитания.
Основная деятельность ученого была связана с Медико-хирургической академией и Петербургским университетом.
Заслуги П.Ф.Лесгафта в истории отечественного образования огромны. Он стал основателем отечественной науки о физическом воспитании, им исследовалось взаимодействие физиологических и психологических процессов в развитии ребенка.
Рассматривая проблему всестороннего развития личности ребенка, ученый относил к числу главнейших вопрос о роли на
134
следственности. Он признавал наследование конструкции тела, строения органов, особенностей проявления энергии человека. Но в физическом и духовном развитии ребенка он придавал решающее значение среде, воздействию окружающих людей.
«Большинство воспитателей, — писал он, — в случае неудачи своих педагогических мероприятий охотно сваливают все на пресловутую «наследственность», «на прирожденную испорченность» детской натуры... и верить не хотят, что «испорченность» ребенка школьного и дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник».
Он осуждал педагогическое невежество воспитателей и родителей, не знающих своего ребенка, указывал, что многие пороки у детей создаются самими взрослыми и условиями среды. «Злым ребенок будет только тогда, — писал он, — когда его раздражают и оскорбляют несправедливостью, произволом и неправдой. Лень у него появляется тогда, когда его насильно заставляют производить непосильную, несоответствующую его занятиям и подготовке, следовательно, логически непоследовательную работу или работу сильно, угнетающую его однообразием, утомительным действием».
Свою теорию «об идеальной нормальной личности» Лесгафт изложил в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение», рассматривая физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое развитие ребенка как единое целое. Он пытается ответить на вопросы: чем определяется нормальное физическое и нравственное развитие ребенка, почему у детей так много отклонений от нормального развития человеческого организма? По мнению ученого таких причин множество.
Во-первых, ребенок должен быть окружен атмосферой любви. Если он будет лишен этого чувства с детства, то сам всю жизнь не будет способен любить, делать людям добро.
Во-вторых, воспитатель должен быть эталоном нравственности, человеком слова и дела. Лучше, если этим человеком будет мать.
В-третьих, атмосфера труда в семье должна быть радостной, так как ребенок этому учится сначала в игре, а потом уже работая со взрослыми.
В-четвертых, следует исключить из жизни ребенка лакомства, роскошь, нищету, азартные игры, табак, беспорядочную еду.
В-пятых, чередовать занятия ребенка: труд — с игрой, игру -с учением, рисование — с лепкой и т. д. Выбирать занятия должен сам ребенок, а не родители.
В-шестых, следует постоянно следить за нагрузкой ребенка, не допускать перегрузки в учении и труде.
135
В-седьмых, следить, чтобы ребенок не был с безнравственными детьми.
До 7 лет, считал Лесгафт, ребенок повторяет все за взрослыми и только в 7 лет вырабатывает свои «нравственные основания» и может оценивать поведение и поступки окружающих. Поэтому взрослые должны следить за каждым своим поступком. В дошкольном возрасте «складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данный местности и семьи». Этот период имеет большое влияние на судьбу человека, оставляя след на всю жизнь.
Критикуя семейное воспитание, ученый обращает внимание на то, что и семья и школа не вырабатывают у ребенка самостоятельности, не приучают его рассуждать. А раннее определение ребенка в школу уничтожает его индивидуальность, «его самостоятельное проявление, содействует развитию в нем стадности за счет развития личных его способностей».
В воспитании следует помнить, «что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека».
Лесгафт выделяет «основания», точнее, основы воспитания ребенка в семейный период. Это соблюдение чистоты, отсутствие произвола взрослых, последовательность взрослых в словах и делах, признание ребенка как полноправного человека.
Чистота, указывал он, необходимое условие предупреждения болезней и детской смертности. «Большая смертность детей семейного периода всегда больше бывает там, где распущенность нравов и неопрятность всего сильнее развита».
Отсутствие произвола не даст ребенку впитать эти качества в себя, не позволит поступать так по отношению к другим.
Последовательность в отношении слова и дела важна в воспитании ребенка в том плане, что «на ребенка главным образом влияет дело, а не слово», ребенок формируется «под влиянием поступков, которые видит».
Признание ребенка как личности Лесгафт выдвигает как протест против обращения с ребенком, как с куклой, «существующей для потехи взрослых». И в то же время он предостерегает, что нельзя потворствовать капризам ребенка, «превращать их в кумиров».
Считая наилучшей средой для воспитания ребенка семью, он главную роль отводит матери, подчеркивая, что «умная, толковая, правдивая и любящая мать... никогда не допуская произвола, лжи или оскорбления ребенка, будет в состоянии содействовать его умственному развитию и установлению его нравственного характера... Вовремя сказанным словом и разъяснением сумеет поддержать деятельность ребенка, а также будет содействовать усвое
136
нию им понятий о правде, будет непременно содействовать развитию сознательной деятельности».
Такая мать, писал Лесгафт, «никогда не отдаст своего ребенка в детский сад, ее семья никогда и ни в коем случае не может быть заменена школою, начинающейся с трехлетнего возраста ребенка». В то же время он признавал существование детских садов как необходимость и предлагал изменить содержание их работы. В группе детского сада должно быть не более 4—5 детей, их организация должна быть близкой к семье, создавать их следует на природе.
В семейном воспитании Лесгафт огромное значение придавал игре, игрушкам, считая, что это богатое средство для умственного, физического, нравственного воспитания. Он разделял игры для семейного и школьного возраста. Ребенок семейного возраста в своей игре повторяет все, что видит в окружающей жизни, при этом развивается его наблюдательность, он приобретает навыки в труде.
Работа П.Ф.Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение» представляет научный интерес в том плане, что в ней дается возможность всем, кто занимается с детьми, понять «психическое отправление» ребенка, его «индивидуальные свойства», не зная которых воспитатель «может ежеминутно встать в тупик перед проявлением той или иной черты нрава воспитанника».
В первой части книги под названием «Школьные типы» он характеризует детей по типами поведения: лицемерные, честолюбивые, добродушные, мягко-забитые, злостно-забитые, угнетенные и нормальные. Нормальный тип — это идеал воспитания, достигаемый при «полной гармонии между умственным и физическим развитием».
Лесгафт дает характеристики детям, которые только пришли в школу и прежде их воспитание проходило в семье; обращает внимание родителей на недостатки семейного воспитания, приводящие к формированию у детей отрицательных привычек и черт характера.
Заметим, что некоторые ученые такую классификацию П.Ф.Лесгафта считают неполной, так как он ограничивается только влиянием на ребенка среды и нравственных идей. Здесь, конечно, не следует забывать, что одни и те же условия семейного воспитания могут по-разному влиять на детей. Так, угнетающие условия могут подавить слабого и вызвать злобу и сопротивление сильного.
Но даже считая, что эти «отвлеченные психологические образы» являются результатом ошибок семейного воспитания, непра
137
вильного влияния взрослых, рассмотрение этих «типов» представляет интерес для современного практика, социального педагога.
П. Ф.Лесгафт
Еще по теме О воспитании ума (до 8 лет) (отрывок):
- ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 3- 5 ЛЕТ (II ЭТАП)
- ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ ДО 3 ЛЕТ |1 ЭТАП|
- ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ (III ЭТАП)
- ОТРЫВОК ИЗ «ГЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА»,
- ОТРЫВОК ИЗ «ЗАЩИТЫ «ГЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА»
- Центр социальной помощи семье и детям «Семья» (отрывок, в сокращении)
- Григорий Турский. Отрывок из «Истории франков» о правлении ХлодвигаI
- ОТРЫВОК ИЗ «ПЕСНИ О НИБЕЛУНГАХ» И ОБЪЯСНЕНИЕ ЕГО СВЯЗЕЙ С ЦЕЛЫМ
- БЕЗНАЧАЛЬНОСТЬ УМА
- Продолжение функционирования тела-ума
- II. Закон Ума (Intelligence)
- СОСРЕДОТОЧЕНИЕ УМА
- НЕВЕДЕНИЕ — ПРИЧИНА НЕСОВЕРШЕННЫХ СОСТОЯНИЙ УМА
- Система Ума — Сэмчог
- III. Рост Ума (Intelligence)
- 3. Наука как равновесие ума
- I. Природа Ума (Intelligence)
- Хорошая организация ума
- Покой, который превыше всякого ума