ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ ВЛАСТЬ: ЛЕГАЛЬНОСТЬ И ЛЕГИТИМНОСТЬ

Карл Шмитт делил власть на две категории — potestas directa (прямая власть) и potestas indirecta (косвенная власть)366. В каждом политическом режиме прямая власть осуществляется тем сектором, который изображен закрашенным на нашей схеме из трех треугольников.
Но другие — незакрашенные — сектора того же общества вполне могут быть источниками и носителями другого типа власти — косвенной власти (potestas indirecta) — вопреки официальной политической системе. Это заставляет политологов (в частности, того же Шмитта) сосредоточивать свое внимание на таких понятиях, как легальность и легитимность. Легальность — это формальное описание политической системы и ее правовое обоснование (lex — закон). То есть с точки зрения легальности общество в политическом смысле может быть только либо монархией (тиранией), либо аристократией (олигархией), либо политией (демократией). Хотя в каждом случае и другим властным стратам могут быть легально отведены сферы соучастия во власти. Так, например, конституционная монархия подразумевает ограничение полномочий монарха парламентом. Легитимность же есть оправданность того или иного типа правления с точки зрения соответствия историческим вызовам и суммарной позиции всех страт общества с точки зрения большинства. Несмотря на то что термин «легитимность» образован от того же корня «lex», «закон», речь здесь идет совсем о другом законе — о неформальном (неписаном) законе политической адекватности власти перед лицом насущных проблем. Легитимность или ее отсутствие ничего не меняют в легальной структуре общества, но вместе с тем представляют собой социальную апробацию действий властей со стороны общества в целом. Сама эвфемизация или дисфемизация типов власти имеет отношение именно к этой неформальной оценке, то есть к легитимности. Монархия легитимна, тирания — нет, но и та и другая модель может быть одинаковой с легальной точки зрения. И то и то может называться монархией или даже президентской республикой или социалистическим государством, но легитимностью будет обладать только та модель единоличного политического управления государством, которая является адекватной по мнению большинства и соответствует историческим вызовам. В противном случае она будет считаться тиранией и восприниматься как таковая. То же самое и с аристократией и олигархией. Признание легитимности правящего меньшинства делает это меньшинство аристократией, а отсутствие ее — олигархией. Полноценное управление широкими массами в управлении обществом есть полития. Превращение широкого народного управления в спектакль, подделку и циничную манипуляцию — демократия (в аристотелевском понимании термина).
<< | >>
Источник: Дугин А.Г.. Социология воображения. Введение в структурную социологию. — М.: Академический Проект; Трикста. — 564 с. — (Технологии социологии).. 2010

Еще по теме ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ ВЛАСТЬ: ЛЕГАЛЬНОСТЬ И ЛЕГИТИМНОСТЬ:

  1. § 5. Легитимность и легальность государственной власти
  2. Легитимность политической власти в СССР
  3. Легитимность политической власти в современной России
  4. КУМУЛЯТИВИЗМ - СМ. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ ЛЕГАЛЬНОСТЬ - СМ. МОРАЛЬНОСТЬ И ЛЕГАЛЬНОСТЬ
  5. ГЛАВА 2 Характерные черты и легитимность политической власти в России
  6. Приложение 7 О том, что содействие властей не делает легитимным нарушение судебной процедуры
  7. Прямая и обратная геодезические задачи
  8. 2. Прямая и представительная демократия.
  9. § 3. Наша палка наиболее прямая!
  10. ТИПЫ ЛЕГИТИМНОСТИ
  11. СМЕНА ПАРАДИГМЫ ЛЕГИТИМНОСТИ
  12. § 1. Марксисты легальные и нелегальные
  13. 7. О политической легитимности
  14. 3.9. Школа Г. Плеханова и «легальный марксизм»