Предмет СОЦИОЛОГИИ

Каждая наука имеет свой предмет. Им обозначается некоторая определенность, выделенная из мира объекта в процессе познания и деятельности людей. Впервые разделение предмета и объекта науки предложил в 1904 г.

австрийский философ Г. Амезедер, который трактовал предмет как акт данности объекта в процессе познания. В дальнейшем трактовка предмета науки неоднократно уточнялась, в результате чего существует несколько его интерпретаций. В настоящее время в науковедческой литературе существует несколько определений предмета науки. I. Это грань объекта, которая определяет содержательную, сущностную ее сторону. 2. Предметом иногда называют один из аспектов объекта, на изучение которого направлены усилия исследователей. 3. Предметом именуют часть (фрагмент) объекта, когда исследуются определенные сегменты (сферы, структуры) объекта. 4. Между объектом и предметом устанавливается диалектическая связь, когда при определенных обстоятельствах объектом науки становится ее предмет и наоборот. «Категория «предмет науки» связана с фиксацией двуединства: системы объективно существующих закономерных связей и системы понятий, эти связи отображающих» (ЕЛ. Вавилин, В.П. Фофанов, 1983).

Что касается социологии, то при определении ее предмета как грани, части, аспекта объекта (общества) использовались различные подходы, оформляемые в соответствующие концепции и направления.

Во-первых, в качестве предмета социологии рассматривалось общество в целом (в этом случае объект и предмет науки отождествлялся). Этой точки зрения придерживался основоположник социологии О. Конт. Ему вторил Г. Спенсер и другие представители социологической науки в XIX в., хотя в то время каждая из школ социологии по своему трактовала общество, уделяя внимание тем или иным аспектам его развития. В русской социологии ее наиболее последовательно придерживался Н.И. Кареев. Эта точка зрения сохраняет свое звучание и до настоящего времени как в зарубежной, так и отечественной литературе.

Во-вторых, достаточно широко распространена точка зрения, когда социология нацелена на исследование общих и специфических закономерностей развития и функционирования общества, путей и форм его изменения или совершенствования. Такая постановка вопроса наиболее полно нашла отражение в марксистской социальной философии (историческом материализме), с которым социология практически всегда отождествлялась (Г.В. Плеханов, Н.И. Бухарин, B.C. Немчинов, М.Н. Руткевич, П.Н. Федосеев). На наш взгляд, при таком подходе реальность во всем ее многообразии перестает существовать. Вместо нее появляются некие логические конструкты, которые или не имеют отношения к повседневной действительности или слишком абстрагируются от нее. И если эта трактовка вполне приемлема для социальной философии, то для социологии важно представить не абстрактную, а реальную жизнь в самых различных специфических и особенных аспектах развития.

В-третьих, в начале XX в. научная мысль подошла к необходимости сузить предмет социологии до более скромных формулировок. Этот поиск привел к тому, что социологи начали рассматривать в качестве объекта изучения не все общество, а лишь отдельные его фрагменты, связанные с социальной жизнью и такими феноменами, как социальный факт (Э. Дюркгейм), социальное действие (М. Вебер), взаимодействие (Э. Гидденс), социальная страт тификация (П.А. Сорокин).

В-четвертых, в начале XX в. ряд социологов начал рассматривать в качестве предмета изучения не все общество, а его социальность, социальную жизнь, а также такие ее феномены, как социальная сфера, социальные отношения, социальные процессы (Ф. Тённис, Г. Зим мель, Н. Смелзер, Г.В. Осипов, А.Г. Эфендиев, Ю.Е. Волков). В своих трудах эти социологи выделяли сферу социальной жизни как самостоятельную наряду с экономической, политической, духовной. Согласно этому подходу понятие социального, социальных связей и отношений и способа их организации являются исходными для понимания отличительных особенностей предмета социологического знания, а социального развития — для характеристики его направленности (Н.И. Лапин).

В-пятых, широкое распространение получил подход, объявляющий целью социологии изучение социальных систем, социальных сетей, упорядоченных совокупностей людей (Т. Парсонс, М. Кастельс, Г. П. Давидюк, В .Я. Ельмеев, А. В. Дмитриев, В.П. Култыгин). Причем в рамках этого подхода имеются свои нюансы и особенности, согласно которым важнейшей задачей социологии становится типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого социального объекта, получение системного научного знания о механизмах и формах их функционирования. Однако ориентация на исследование преимущественно структур (систем) не эвристична, ибо она, хотя и может дать строгое описание объекта, закрывает возможность объяснить его изменение. Понять причину возникновения данного состояния объекта можно, лишь рассматривая его в развитии.

В-шестых, достаточно широко распространена концепция, которая основное содержание социологии видит в исследовании социальной структуры во всех ее проявлениях. Согласно этой позиции, социология — наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании классов, социальных групп, общностей и формах их самоорганизации. Другими словами, наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта, социальных общностях, взаимоотношениях между ними и личностью (Г.Е. Зборовский, В.А. Ядов). Однако изучение социальных общностей нередко осуществляется в ракурсе организации и функционирования и недостаточное внимание уделяется их эволюции. Кроме того, следует обратить внимание на то, что ни один человек заранее не соотносится ни с социальной структурой, ни с социальными организациями — он включается в них в процессе реализации своего сознания, своей деятельности (поведения) в зависимости от условий окружающей его среды.

В-седьмых, получил распространение мир-системный анализ общественной жизни, который наиболее ярко воплотился в трудах И. Валлерстайна. Этот анализ не ограничивается рассмотрением взаимоотношений и взаимодействий людей — он претендует на изучение более широкой совокупности общественных процессов — вплоть до человечества в целом, что породило глобалистские концепции социологии. В отечественной социологии эта точка зрения тесно связана с анализом проблем устойчивого развития общества (В.К. Левашов, Н.Е. Покровский).

И наконец, получает все большее распространение точка зрения на социологию как на науку о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Его разделяют многие социологи (П.А. Сорокин, А. Турен, Ю.Г. Волков, С.А. Кравченко, Ж.Т. Тощенко, С.И. Григорьев). Исходя из этого определения, социология изучает совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии, деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества. Таким образом, особо следует подчеркнуть, что основным характерным признаком социологии конца XX в. становится антропоцентристский подход, олицетворяющий непреходящую и все возрастающую ценность человека и его деятельности. В этих рамках человек предстает как ресурс общественного развития (прогностический аспект) и как носитель социального капитала (прагматический аспект), который является огромным резервом и импульсом общественного развития. Гражданская, нравственная и творческая значимость личности подтверждена как объективно сформировавшимся заказом на гуманистическую компоненту исторического процесса, так и соображениями практической целесообразности. Именно такой подход является, на наш взгляд, наиболее эффективным, позволяющим понять происходящие эпохальные перемены в конце 2-го — начале 3-го тысячелетия.

Анализ сложившейся ситуации в мировой социологии приводит исследователей к выводу: «Микроуровень, уровень социального взаимодействия рядовых граждан становится ареной большой истории. А каждый из участников взаимодействия способен повлиять на его ход и тем самым изменить направление социального процесса. Социология в этих условиях из науки, изучающей макроструктуры общества, становится областью исследования механизма складывания социального процесса в переплетении бесчисленных линий взаимодействия конкретных индивидов» (С.А. Кравченко, Н.Е. Покровский, 1997).

Современные подходы, определяющие предмет социологии, заметно смещаются в направлении человековедения, а объектом внимания социологии все больше и больше становится анализ проблем жизни людей. При этом уместно сделать два замечания. 1. Справедливо утверждение, что прошло то время, когда в социальных науках, в том числе и в социологии, общество объявлялось первостепенным объектом анализа. К настоящему времени уже достаточно отчетливо выявилось, что «за концептуальным фасадом социоцентрических теорий обнаружилась пустота и оторванность от реальной жизни: ведь если «единицы» считать «нулями», то теория никогда не сойдется с практикой» (ЮТ. Волков, 1995). 2.

Выдвижение на первое место проблем человека не означает, что социология претендует на его познание в том смысле, как это делает биология или психология.

Социология выделяет лишь те параметры в жизни человека, которые являются социальными по своему предназначению (поэтому социология употребляет понятие «личность»). Социология претендует на анализ таких социальных проблем, которые являются «вечными», проявляющими себя в любых обществах, в любых условиях, на всех этапах человеческой истории.

Первой базовой характеристикой предмета социологии является реально функционирующее общественное сознание

во всем его многообразии и многозначности. Социология имеет дело не с общественным сознанием вообще, безликим и аморфным, не имеющим начала и конца, не просто с некоторыми логическими конструкциями, а с реально функционирующим общественным сознанием, к которому следует подходить с особых теоретико-методологических позиций. Обобщая данные выводы и предложения, можно сказать, что базовым понятием для социологии является общественное сознание и соответственно его компоненты: знание, информация, потребности, мотивы, ценностные ориентации, установки, интересы и другие эмпирические элементы (подробнее см. «Понятия социологии»). В социологических исследованиях общественного сознания постепенно закрепляется новый методологический подход, суть которого при всей его кажущейся очевидности заключается в следующем: люди живут не для теорий, концепций, не ради государственных доктрин или программ политических партий — они в первую очередь преследуют цели, в которых причудливым образом сочетаются самые различные ориентации, ценности, установки, причем таким образом, что индивидуальные и групповые интересы и потребности приобретают значимый характер. Люди судят о своем положении не по обещаниям и декларациям, а по той реальной ситуации, с которой они сталкиваются в повседневной жизни. Несомненным фактором является высокая оценка и самооценка «Я» со всеми вытекающими отсюда последствиями, которые в конечном счете приводят к необходимости считаться с осознанием каждым человеком своей ценности и самоценности. В сознании и поведении людей происходят значительные изменения в структуре стимулов к жизни, к действию: внешние стимулы ослабевают, а внутренние нарастают, что доказывает возрастание роли субъективного фактора, духовного начала в развитии и функционировании современного мира. При этом необходимо еще раз подчеркнуть, что сознание развивается автономно, независимо, не всегда согласуясь с социально-экономическими тенденциями. Здесь нет автоматизма взаимодействия между сознанием и бытием.

Второй базовой характеристикой предмета социологии является тот факт, что она не ограничивается анализом состояния общественного сознания. Оно (сознание) становится только тогда реальной силой, когда оно воплощается в поведении, деятельности, в действиях людей. Не секрет, что общественные намерения, желания, ориентации по тем или иным причинам не всегда реализуются в поступках, в акциях, в реальных делах. Выяснить, что мешает претворению их в жизнь — одна из важнейших задач социологического исследования.

Поэтому для социологии важно познать процесс «превращения общественного сознания в общественную силу» (К. Маркс), Процесс реализации прогностической функции сознания — гораздо более богатое по содержанию специфическое явление общественной жизни, в котором переплетаются как научные, обоснованные знания, суждения и умозаключения, так и стихийное, продиктованное практическим опытом, непосредственное восприятие действительности и соответствующее ему действие. Иначе говоря, реальное, практическое поведение — это функционирующая общественная жизнь во всем сложном переплетении как закономерных связей и отношений, так и случайных, единичных, а иногда и противоположных социальному прогрессу взглядов, идей и представлений. Именно такой подход к реальному поведению как к живому, полному противоречий и драматизма общественному явлению, функционирующему на практическом уровне, в условиях непосредственного жизненного опыта, способному предвосхитить (или включить в себя) все формы, позволяет объяснить на языке социологии многие процессы, выявить общее, присущее им не только во всех сферах общественной жизни, но и в условиях различных социально-экономических систем. В этой связи хотелось бы напомнить характеристику социологии, данную П.А. Сорокиным (1928) как «науки, изучающей поведение людей, живущих в среде себе подобных». Следовательно, поведение людей выступает ступенью (формой) реализации всех или отдельных компонентов реально функционирующего общественного сознания. Сознание и поведение неразрывно связаны между собой, обусловливают друг друга, постоянно взаимодействуют, обогащают друг друга и конфликтуют между собой. Поэтому их нужно анализировать в неразрывном единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности.

Иначе говоря, реальное, живое сознание и поведение — самые «богатые» по своим проявлениям общественные процессы. Фактически они отражают как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях состояние общественных связей и взаимодействий во всем их многообразии, противоречивости, случайности и необходимости. Именно они выступают чутким показателем состояния, хода развития и функционирования общественных процессов, всей общественной жизни. Их исследование представляет важный инструмент для принятия научно обоснованных решений во всех без исключения сферах общественной жизни — от экономической до духовной.

Однако, чтобы не впасть в субъективизм, следует отметить, что необходимо брать во внимание не только сознание и поведение, а их функционирование в конкретных социально-экономических, социально-политических и социально-культурных условиях, олицетворяющих влияние всех видов общественной мокромезо- и микросреды, что составляет третью базовую характеристику предмета социологии. В свою очередь, макросреда характеризует процессы, происходящие во всем обществе, которые опосредуют сознание и поведение людей как граждан, как членов данного общества. Мезосреда оказывает воздействие на сознание и поведение человека — представителя определенной территориальной социально-экономической общности, в которой он живет, работает, отдыхает и выполняет функции творца и потребителя. Микросреда — это непосредственное окружение, в котором человек взаимодействует на межличностном уровне и контактная среда которого оказывает весьма серьезное влияние на результативность его поведения, организацию его общественной и повседневной жизни. Социолог призван учитывать «особые жизненные обстоятельства», определяющие сознание и поведение людей, «каждый из которых хочет того, к чему его влечет физическая конституция и внешние, в конечном счете, экономические обстоятельства (или его собственные, личные, или общесоциальные)...» (К. Маркс, 1867).

Таким образом, изучение сознания и поведения людей в определенных социально-исторических условиях переводит социологию из плоскости регистрирующей науки в плоскость активной общественной силы, участвующей в решении всех без исключения актуальных проблем развития человечества.

Однако общественное сознание и поведение становятся предметом изучения только в условиях гражданского общества — общества, рожденного на определенной стадии исторического процесса, ведущей свой отсчет от периода великих буржуазных революций, от того момента, когда общество отделилось от государства. Такое утверждение отвечает на вопрос, почему в условиях тоталитаризма, диктатуры, монополии власти не требуется изучение настроений, мнений людей, их судеб и перспектив жизни (как не требуется и сама социология).

Только в условиях гражданского общества человек может демонстрировать принципиально новые черты поведения и образа жизни, когда он получает возможность действовать как самостоятельная общественная сила, влияние которой в значительной степени зависит от уровня и степени сознательности, творчества участников реального исторического процесса. О том, что творцом и движущей силой развития этого общества являются сознание и поведение людей, говорит и такое образное выражение, автором которого является английский историк и философ Т. Карлейль (1795—1881): «Революции происходят не на баррикадах — они проходят в умах и сердцах людей».

Из сказанного следует вывод: предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей; условия, в которых реализуются реальное сознание и соответствующее ему поведение людей. Все это позволяет назвать данную концепцию социологией жизни, так как она оперирует показателями взаимодействий людей в процессе решения реальных проблем и отношения ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут.

Основная литература

Волков Ю.Г. и др. Социология. М., 2000. С. 10-13.

Лапин Н.И. Общая социология. М., 2006. С. 18—25.

Осипов Г.В. Социология. М., 2008.

ТощенкоЖ.Т. Социология. М., 2005. С. 48—56.

Дополнительная литература

Бергер ЛЛукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

Кравченко А. И. Социология. М., 2001. С. 11—23.

Общая социология / Под ред. А.Г. Эфендиева. М., 2000.

Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. 2-е изд. М., 2008.

Фролов С.С Социология. М., 2004.

<< | >>
Источник: Тощенко, Жан Терентьевич. Тезаурус социологии: темат. слов.-справ. / под ред. Ж.Т. Тощенко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 487 с.. 2009

Еще по теме Предмет СОЦИОЛОГИИ:

  1. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
  2. О предмете социологии
  3. § 1. Объект и предмет социологии
  4. Предмет социологии
  5. Предмет и функции социологии
  6. Предмет и функции социологии
  7. 1. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
  8. § 1. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
  9. § 2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
  10. Предмет и функции социологии
  11. 1. Предмет, объект, функции и методы социологии