Категории социологии
В
первые наиболее полное и систематическое учение о категориях было изложено в трактатах Платона и Аристотеля. Если в ранней греческой философии, когда бытие и мышление еще различались слабо и категории выступали в виде основных элементов материи в ее непосредственной данности (земля, вода, воздух, огонь, эфир), то в связи с возникшим интересом к проблеме сознания и познания, разума и науки категории приобретают логичный вид и формулируются как обобщенные, отвлеченные понятия.
Принципиально новый этап в развитии учения о категориях связан с именем И. Канта (1724—1804). Категории для него — условие возможности синтеза, то, что формирует, конституирует опыт. Категории существуют априори, предшествуют всякому опыту, выражают логические функции всех возможных суждений. В соответствии с видами суждений Кант строит классификацию четырех видов категорий: категории количества (единство, множество, всеобщность); категории качества (реальность, отрицание, ограничение); категории отношения (принадлежность, причинность, общение); категории модальности (возможность, существование, необходимость).
В посткантовской философии произошел существенный сдвиг в анализе категорий — предметом исследования стали идеи разума, формы умозаключений, взаимоотношение которых выражается принципами тождества, противоречия и снятия его в синтезе. При этом категории трактовались вне связи со структурой языка, а как нечто сущее само по себе и реализующееся в природе и человеческом духе.
Для социологической науки особое значение имеют идеи Ф. Шеллинга (1775—1854), который, исходя из тождества субъекта и объекта, рассматривал два вида категорий — категории объективностьI, разворачиваемые в натурфилософии, и категории субъективности, связанные с актами сознания и самосознания. Такой подход положил начало тому, что в XIX, а затем в XX вв. отчетливо стала складываться и формироваться дифференциация категорий в соответствии с различными областями научного знания. Иначе говоря, каждая наука стала претендовать на то, что ей присуща своя система категорий, которая может частично совпадать со всеобщими категориями и которая в то же время претендует на свое понимание и свою трактовку этих предельно широких универсалий. В этой ситуации при трактовке категорий происходило смешение или абсолютизация то ли онтологического, то ли гносеологического, то ли психологического их понимания, хотя в рамках философско-методологи- ческой рефлексии они неразрывно связаны между собой, дополняют друг друга.
В изменившихся условиях социальные науки объектом своих исследований окончательно избрали социальную реальность — общественную жизнь. В соответствии с этим центральной категорией становится общество, понимаемое как многозначная система отношений и процессов, основополагающие характеристики которого становятся всеобщими категориями. Именно исходя из этого подхода, наряду с категориями рассудка, стали использоваться такие категории, как переживание (В. Дильтей), интуиция (А. Бергсон), понимание (М. Вебер, Г. Зиммель).
Для характеристики общества, общественной жизни существенным оказываются модусы времени — настоящее, представленное в ценности; будущее, выраженное в цели; и прошлое, связанное с категорией «значение». Тем самым категории историзируются, лишаются своей вневременной формы и локализуются в конкретно-исторических формах жизни. Подобная трактовка категорий существенно подорвала их значимость и универсальность, усилила тенденцию к их регионализации (что находит выражение в вычленении в науке различных отраслей и областей знания), а значит, к выделению тех из них, которые присущи только одной науке или группе однородных наук.
Процесс научной регионализации категорий не обошел стороной и социологию, которая, не отрицая необходимости изучения прошлого и будущего и даже оперируя в известной степени их характеристиками и показателями, тем не менее сосредоточивает основное внимание на настоящем, на ощущаемых и воспринимаемых времени и пространстве, на том, что является предметом заинтересованности людей, их сопричастности ко всему происходящему и окружающему их. Сосредоточение внимания на существующей социальной реальности
все больше и больше превращает социологию в социологию жизни и соответственно требует уточнения того круга (системы) категорий, которыми она пользуется.
Таким образом, категории — это основные и наиболее общие понятия наук. Это «не просто высказывание о предмете, но и какое-то важное о нем решение, как бы привлечение его к ответственности, высказывание о нем чего-то важного, внутреннего, существенного» (А.Ф. Лосев, 1967).
Все это позволяет сделать вывод, что категории социологии в аспекте их структуры представляют собой следующее. I.
Всеобщие категории, присущие всем наука (сущность, состояние, отношение, . закономерности); 2. Категории общественных (социальных) наук (вселенная, общество, цивилизация, культура и т.д.). 3.
Категории социологии, имеющие эмпирическую интерпретацию.
С точки зрения содержания категории социологии можно (см. таблицу) представить (классифицировать) в виде определенной системы. 1.
Категории всеобщности, без них не может обойтись ни один представитель социальных наук (в том числе и социологии), когда он задается вопросом: а какие универсальные и фундаментальные представления о мире могут быть использованы при осмыслении социального бытия. Такая направленность (и необходимость) изысканий породила целый букет различных социальных теорий, которые претендуют на предельно широкие обобщения явлений окружающего мира.
Категории качества, которые показывают степень и уровень освоения мира, эффективность их функционирования
и обеспечения рациональной организации общественной, групповой и индивидуальной жизни. Без их использования невозможно осуществить сравнение в рамках «прошлое — настоящее», сопоставлений типа «у них — у нас», понять, что и каким образом характеризует степень оптимальности развития тех или иных социальных групп, институтов, организаций.
Логическая структура категорий в социологии
Содержание
Вселенная, ноосфера, мир, человечество
Цивилизация, формация, циклическое развитие, устойчивое развитие
Общественные отношения, общественное развитие, общественные процессы
Народ, классы, страты, общности, человек
Управление, регулирование, модернизация, революция, эволюция, травма
3. Категории объективности, которые конкретизируют сущность и содержание той исторической эпохи, в которых живет и творит человек. В их находят отражение основные особенности и специфика, которые характерны для всего мира, но в его конкретно историческом обличье. Именно при помощи этих категорий возможно описание, анализ таких процессов, как довление тех или иных форм общественной жизни, формы политической власти, исторически сложившиеся типы поселенческих структур и т.п. 4.
Категории субъективности, которые характеризуют активное, творческое (или потенциально творческое), заинтересованное начало в деятельности общества.
Они в своей постановке вопроса содержат самые общие ориентиры, требующие при их применении в исследовательской практике операционализации, ибо их использование в самом общем виде дает только (и то в лучшем случае) — ориентировочный эффект. 5.
Категории изменений, которые характеризуют механизм, направленность, способы и методы осуществления преобразований. Данные категории претендуют на отражение созидательного участия в преобразовании окружающего мира, что находит выражение в применении таких универсалий, как прогноз, предвидение, программирование, социальный эксперимент, социальные организации. Они в известной степени выражают категории модальности, связанные с представлениями о необходимости, возможности реализации целевых установок.
Значение этих категорий для социологии велико, потому что, во-первых, они позволяют в обобщенном виде, исходя из специфики социологического знания, трактовать универсальные процессы и изменения, происходящие в социуме с позиций социологии науки. Во- вторых, эти категории выполняют интегрирующую роль для самых различных потоков информации, централизуют ее, объединяют их вокруг коренных, принципиальных вопросов социальной жизни. В-третьих, категории выполняют роль коммуникации, без которой невозможно совместное и сопоставимое творчество, дальнейшее развитие научного знания, его дополнение, обогащение, совершенствование, углубление. И наконец, эти категории роднят социологию с другими социальными науками, образуя единое смысловое поле, без которого невозможно представить эволюцию и прогресс в развитии социальной мысли.
Однако необходимо видеть ограничения, которые накладывает использование в социологии этих универсалий — категорий. Во-первых, они в своем большинстве априорны, декларативны и могут выражать свою сущность в самом общем, предельно обобщенном виде. Во- вторых, они многозначны, по-разному трактуются не только среди различных социальных наук, но внутри самой социологии, различными школами и концепциями, Так, по утверждению ряда исследователей, только определений культуры насчитывается свыше 160 наименований, а личности — более 200. В-тре- тьих, и это особенно важно — они не операционализуемы. В таком случае социология, не отказываясь от использования этих категорий, часто переходит на позиции социальной философии, чтобы иметь возможность обобщения и оперирования некими универсалиями.
В настоящее время проблема категорий в социологии (как и в других науках) актуализировалась, что связано с возрождением интереса к ним как неким универсальным характеристикам социального бытия, которые в то же время выступают константами логики. Она (проблема) возникла как движение контрпостмодерна, (постпостмодернизма), отразив реакцию и намерение возродить критерии научности. По-новому встает проблема статуса (гносеологического и онтологического) этих универсалий: существуют ли они реально или они продукты аналитической работы мысли.
Таким образом, категории социологии — это предельно универсальные, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Они выступают характеристиками уровня осмысления и обобщения основных представлений об общественной жизни, о социальной реальности, которые имеют априорное значение и помогают систематизации и организации опытного знания. Будучи формами и устойчивыми организующими принципами процесса мышления, категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме. В то же время они претендуют на отражение в обобщенном виде содержания (и специфики) в пределах (в рамках) социологического знания, несмотря на то, что многие из них являются одновременно категориями других социальных наук.
Основная литература
Социологическая энциклопедия. Т. 1. М., 2003. С. 421-423.
Тощенко Ж.Т. Социология. 3-е изд. М., 2005. С. 64-70.
Дополнительная литература
Лосев А. Ф. Категории / Философская энциклопедия. Т. 2. М., 1962.
Огурцов А. П. Категории / Новая философская энциклопедия. М., 2001. С. 229.
Ж.Т Тощенко
Еще по теме Категории социологии:
- § 3. КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ
- Система основных категорий и законов в социологии
- 1.2. КАТЕГОРИЯ “СОЦИАЛЬНОЕ” В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИИ
- Целерациональное действие как методологическая категория социологии Вебера
- § 2. ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ
- Раздел II. Основные категории и понятия социологии
- Глава 3 СТРУКТУРА, КАТЕГОРИИ И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
- Лекция 5 Общество как категория социологии
- Смерть - как основная категория новой социологии
- Дугин А.Г.. Социология воображения. Введение в структурную социологию. — М.: Академический Проект; Трикста. — 564 с. — (Технологии социологии)., 2010
- 10. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
- 4.5. Всероссийский конгресс социологов: М. Вевёрка, Г.В. Осипов, М.К. Горшков, В.В. Радаев и внеакадемическая социология
- 2.2. Роль основоположников социологии А. Кетле, О. Конта, Г. Спенсера в процессе становления социологии права