Депривация

Первоначальное значение термина «депривация» (от лат. ёерпуа^уо — лишение, потеря) связано с финансовой практикой средневековой католической церкви и буквально означает лишение духовного лица определенной статьи дохода (бенефиция).

В настоящее время термин «депривация» широко циркулирует в научном обороте социального и гуманитарного знания, в частности социологии, социальной психологии и психологии и носит междисциплинарный характер.

В науку этот термин ввели психологи благодаря английскому психоаналитику Д. Боулби, который считал, что результатами неудовлетворенных в раннем детстве потребностей в материнской любви и заботе становятся задержки в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Длительное время с понятием «депривация» работали преимущественно психологи, обозначавшие этим термином психологическое состояние особого рода, которое возникает в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения человеком жизненно важных потребностей: физических, психологических, духовных. Двигательная депривация возникает в результате ограничения в движениях, связанного с болезнью, увечьем, либо с жизненными условиями и обстоятельствами, которые приводят к ярко выраженной хронической гиподинамии. Сенсорная депривация — следствие «сенсорного юл ода», невозможности удовлетворить важнейшую потребность во впечатлениях — зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и др. Подобная ситуация может быть связана как с физическими недостатками человека, так и его жизненными обстоятельствами. Психологи здесь используют термин «обедненная среда».

Постепенно это представление об ограничениях стало распространяться на социальную жизнь. В результате ограничений, разрывов или искажений социальных контактов, связей и отношений, значимых для человека, а также в силу социальной изоляции возникает социальная депривация. Человек может оказаться в социальной изоляции по разным причинам — вынужденно (кораблекрушение), добровольно (отшельник, монах и пр.), принудительно (тюрьма, армия, детский дом и т.п.) и добровольно-принудительно (закрытый лицей, военное училище и др.). Поэтому о наличии или отсутствии депривации, специфике ее проявления нужно говорить отдельно в каждом из этих случаев. Так, материнская депривация — синдром патологии детского психического и личностного развития — возникает в результате изоляции младенца от матери. В первую очередь это так называемый госпита- лизм, когда ребенок, помещенный в социальные или лечебные учреждения, лишается необходимых ему для полноценного развития контактов и впечатлений. Специалисты утверждают, что материнская депривация является мощным патогенным фактором в отношении целого ряда серьезных личностных расстройств, влечет нарушения психического и интеллектуального развития. Полная материнская депривация (отказ от ребенка) с последующим помещением детей в приют, дом ребенка и другие подобные заведения, как правило, влечет за собой раннюю социальную депривацию, увеличивает риск ее появления в зрелом возрасте. Психологические концепции депривации представлены в работах таких зарубежных и отечественных авторов, как Д. Дэвис, А. Маслоу, К. Левин, Э. Эриксон, Д. Майерс, Ш. Тейлор, Д. Доллард, Л. Божович, М. Буянов, Л. Выготский, С.А. Стивенсон, Н.Н. Толстых, А.Б. Холмогорова, С.Г. Шабал и др.

Понятие «депривация» тесно связано с понятием «фрустрация» (см. фрустрация), но не тождественно ему. Фрустрацию можно расценивать как одно из последствий депривации, когда человек в силу сложившихся обстоятельств оказывается лишен чего-либо чрезвычайно значимого, важного, жизненно необходимого. Состояние фрустрации, как правило, бывает кратковременным, носит ситуативный характер, порождает импульсивные реакции, эмоциональные всплески.

Депривация почти всегда носит длительный характер и расценивается специалистами как существенно более тяжелое, часто болезненное и личностно разрушающее состояние. Психологи, говоря о депривированной личности, отмечают повышенную тревожность, страхи, чувство глубокой, нередко необъяснимой для самого человека неудовлетворенности собой, СВОИМ окружением, своей ЖИЗ- нью. Эти состояния находят свое выражение в потере жизненной активности, устойчивой депрессии, всплесках немотивированной агрессии.

Если психология понимает депривацию преимущественно как состояние личности (патологическое, длительное, негативно окрашенное), то социология интерпретирует ее скорее как социальный процесс, в ходе которого происходит сокращение для индивидов и групп возможностей удовлетворения их основных жизненных потребностей. При этом психологическое и социологическое толкования депривации дополняют и обогащают друг друга, характеризуют данное социальное явление на макро- и микроуровнях. Фактически их можно рассматривать как две стороны одной медали.

Существует мнение, что впервые термин «социальная депривация» приобрел социологическое звучание в исследованиях П. Лазарсфельда и С. Стауффера. Обобщенная интерпретация термина в современном его понимании приводится в известном британском социологическом словаре Collins и звучит следующим образом: «Депривация — недостаток экономических и эмоциональных опор, общепринятых в качестве базисных основ человеческого опыта. Они включают доход и обеспеченность жильем, а также родительскую заботу (или адекватную ей замену) о детях. Это означает признание того, что забота, кров и обеспеченность — суть потребности человека, обладание которыми ведет к более полному, более удобному жизненному опыту и делает возможным более полное развитие потенциала личности...»

Абсолютная депривация трактуется как невозможность для индивида или социальной группы удовлетворять свои базовые потребности из-за отсутствия доступа к основным материальным благам и социальным ресурсам: продуктам питания, жилищу, медицине, образованию и т.д.

Относительная депривация предстает как субъективно воспринимаемое и болезненно переживаемое несовпадение ценностных ожиданий и стандартов с реальными возможностями достижения жизненных благ.

В современной российской социологии понятие «депривация» выступает как одно из значимых концептуальных понятий в методологии изучения социальной структуры и стратификации постсоветского общества. Данный термин вполне применим практически к любой сфере общественной жизни — экономической, культурной, духовной, политической и другим, поскольку лишение и поражение в правах возможны в любой из них. В социологии и социальной психологии термин «депривация» все чаще используется в сравнительных исследованиях различных социальных слоев общества. Депривация находится в тесной связи с такими понятиями, как «аномия» (см. аномия), «социальное неравенство», «социальная эксклюзия», «бедность». Известно, что социальные изменения в российском обществе в конце XX в. привели к образованию новых иерархий, основанных прежде всего на имущественном положении. В результате перераспределения собственности образовалась сверхбогатая «верхушка», основная же часть населения страны оказалась в той или иной степени экономически депривирована. Для отдельных социально-профессиональных групп «перестройка» обернулась обнищанием и фактически материальной катастрофой. В первую очередь это коснулось работников бюджетной сферы и социально незащищенных групп (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, дети-сироты и т.п.), традиционно нуждающихся в государственной поддержке. Все они попали в категорию «новых бедных», поскольку их доходы оказались на грани прожиточного минимума. Возникло обширное социальное «дно», которое продолжает пополняться и сегодня. Другими словами — экономическая депривация значительной части российского населения в конце XX в. породила массовую бедность и привела к тому, что в стране существенно увеличилось число людей, подвергнутых социальной эксклю- зии (социальному исключению). В связи с этим следует упомянуть о так называемом цикле депривации, где воспроизводство бедности рассматривается через механизм семьи. Передача социальной депривации из поколения в поколение приводит к возникновению своеобразной культуры бедности, о которой все чаще говорят российские социологи.

В качестве наиболее многочисленных социально депривированных групп в современном российском обществе могут рассматриваться беспризорные и безнадзорные дети, инвалиды, пенсионеры, лица, пребывающие в закрытых лечебных и социальных учреждениях, заключенные и т.п.

В последнее время все чаще возникает тема социальной депривации мигрантов и жителей территорий, переживающих последствия вооруженных конфликтов (в частности, Северного Кавказа).

Основная литература

Большая психологическая энциклопедия. М., 2007. С. 130.

Гидденс Э. Социология. М., 1999.

Социологическая энциклопедия. Т. 1. М., 2003. С. 271.

Дополнительная литература

Балабанов ЛБалабанова Е. Социальное неравенство: факторы углубления депривации // СОЦИС. 2003. № 7.

Левченко И. Феномен социальной смерти // СОЦИС. 2001. № 6.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000.

Муздыбаев К. Переживание бедности как неудачи: атрибуция ответственности, стратегия совладай и я и индикаторы депривации // Социологический журнал. 2001. № 1.

Современная западная социология. Словарь. М.: Политиздат, 1990.

Тейлор III. и др. Социальная психология. СПб.,

2004.

Тихонова Н. Феномен городской бедности в современной России. М.: Летний сад, 2003.

Чернина Н. Депривация и бедность как новый социальный феномен в регионе с падающей добычей сырья // Регион: Экономика и социология: Известия СО РАН. 1992. Вып. 3. С. 47—52.

<< | >>
Источник: Тощенко, Жан Терентьевич. Тезаурус социологии: темат. слов.-справ. / под ред. Ж.Т. Тощенко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 487 с.. 2009

Еще по теме Депривация:

  1. 5.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве
  2. 5.4. Особенности депривации психологического развития в дошкольном возрасте
  3. 5.3. Особенности депривации психического развития в раннем возрасте
  4. Глава 10.ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДЕПРИВАЦИИ
  5. ГЛАВА5.Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни
  6. 5. 1. Терминология
  7. История и современное состояние проблемы
  8. Половая мотивация человека
  9. Психическое развитие детей младенческого возраста в учреждениях интернатного типа
  10. 2.6. О некоторых особенностях детерминации вандализма
  11. Физиологическое значение сна