6.1.Новая экономика

 

Новая экономика — это быстро эволюционирующая экономика устаналивающетося информационного общества. Иногда ее отождествляют с наиболее очевидными применениями новых информационных технологий: электронной коммерцией, электронной экономикой, с быстрым развитием ТМТИ-сектора (см.

п. 4.2). Однако это упрощенный взгляд. Новая экономика основывается на новых формах труда и капитала, новых формах создания и распределения богатства, новом видении мира, новой корпоративной организации и новых способах функционирования рынка, росте социальной и экономической значимости индивидуальной свободы. Она мало похожа на созданный журналистами образ, представляющий новую экономику в виде спекулятивных покупок и продаж акций высокотехнологичных компаний, суммируемых фондовым индексом КА8ВАСgt;.

В новой экономике устойчивый экономический рост обеспечивается не наращиванием выпуска постепенно модернизируемых продуктов и услуг, а непрерывным изменением структуры выпуска под влиянием спонтанных и организуемых изменений спроса, а также ростом удельного веса инвестиций в человеческий капитал. Новую экономику образуют все экономические субъекты (индивидуумы, фирмы, организации), создающие инновационную стоимость. И так как инновационная стоимость обладает значительной неустойчивостью, то основополагающее значение для новой экономики приобретают условия, обеспечивающие устойчивый рост добавленной инновационной стоимости.

Одно из этих условий — изменение способов функционирования труда и капитала, превращение свободного труда в человеческий капитал, придание капиталу не только вещественно-денежной, но и информационной (в первую очередь сетевой) формы, способной создавать и использовать информационное конкурентное преимущество. Возникает возможность увеличения предельной эффективности капитала (капитал может расти с ускорением, а не с замедлением).

Реализация этой возможности предполагает успешное функционирование инновационной пирамиды, рассмотренной в предыдущем

параграфе. Благодаря этой пирамиде в новой экономике может постоянно выполняться неравновесное неравенство I gt; 8 (инвестиционный бум, возникающий, когда объем внутренних инвестиций I устойчиво превышает объем внутренних сбережений Б), обеспечивающее непрерывный экономический рост и приводящее к новой структуре основных финансовых потоков.

Известно, что деньги и активы всегда перемещаются в сторону большей прибыльности. Однако если при господстве совершенной конкуренции преобладающей является тенденция к уравниванию нормы прибыли, то в условиях несовершенной конкуренции перемещение денег и активов в сторону большей прибыльности увеличивает разрыв между разными нормами прибыльности. В первом случае действует отрицательная, во втором случае положительная обратная связь между ними. В первом случае возникает равновесие, во втором — эволюция, блокирующая механизм усреднения прибыли.

Отсутствие в эволюционирующей экономике механизма усреднения прибыли в короткое и среднее время приводит к тому, что временно свободные денежные ресурсы распределяются в реальном секторе не равномерно, а концентрируются в наиболее перспективных отраслях, способных принести большую будущую прибыль. Более прибыльные отрасли экономики получают больше денежных средств и развиваются быстрее, а остальные испытывают растущий дефицит в средствах. Они замедляют свое развитие или исчезают. При этом, поскольку прибыльность основывается на изменяющейся инновационной стоимости, объем понятия «наиболее прибыльные отрасли и фирмы» непрерывно- изменяется. Фирмам, наиболее прибыльным сегодня, не гарантировано место под солнцем завтра.

В результате, с одной стороны, в малоприбыльном бизнесе возникает острая нехватка денежных средств и затруднение с инвестированием, а, с другой стороны, создается достаточный прилив денежных средств в более прибыльную сферу, позволяющий закрепить и даже увеличить полученное ранее конкурентное преимущество. Тем самым усиливается чувствительность экономики к инновациям и более эффективным знаниям.

Одновременно возрастает роль капитала в денежно-информационной форме, поскольку именно в этой форме капитал обладает наибольшей способностью реагировать на происходящие изменения. Благодаря этому основные события в новой экономике происходят не в сфере производства товаров и услуг и их последующей реализации на рынке, а в финансовом секторе и в секторе производства знаний, в которых накапливается невещественное богатство. Каждый день мировая финансовая система пропускает через себя 1,5 трлн долл., что на порядок больше суммы, которую мировой реальный сектор аккумулирует

за год. Управление рисками, в первую очередь финансовыми, становится столь же важным, как и управление ресурсами.

Роль денежной базы (наличных денег и резервов) уменьшается, возрастает роль «мимолетных» денег, создаваемых действием денежного мультипликатора. Сетевые деньги постепенно вытесняют наличные. К середине 90-х гг. купюры и монеты в США использовались в основном для мелких покупок — оплаты такси, покупки газет и т. п. Сегодня 3/4 всей наличности идет на покупки, стоимость которых не превышает 20 долл.

Экономика становится одновременно и более информационной, и более денежной. Контроль информационных и денежных потоков определяет отношения собственности (реальным собственником становится тот, кто контролирует эти потоки), тогда как еще в недавнем прошлом отношения между ними были обратными.

Изменяется и структура финансового рынка. Роль денежного (кредитного) рынка уменьшается, зато резко возрастает роль фондового рынка,, который можно рассматривать как информационно-денежный рынок собственности (цена акции фирмы — это денежное выражение наиболее существенной информации о ее настоящем и будущем). Чем быстрее растет курс акций, тем больше дополнительных финансовых средств может привлечь фирма, тем значительнее роль фондового рынка как основания финансовой системы новой экономики. При быстро растущем фондовом рынке фирмам выгодно одалживать (даже под значительные проценты) деньги на денежном рынке и рынке облигаций и затем либо инвестировать их в свой бизнес, либо скупать собственные акции, поднимая их курс.

Вместе с валютным рынком фондовый рынок становится основным источником, покрывающим растущую положительную разность I — Б. Внутренние источники — это создание венчурного капитала в огромных размерах, приводящее к более или менее устойчивому функционированию инновационной пирамиды. Основанием этой пирамиды служит новое направление основных финансовых потоков. Еще в 50-70-е годы состоятельные граждане на Западе преимущественно помещали деньги в сберегательные банки, а те в свою очередь вкладывали эти средства в развитие крупной промышленности. Однако сегодня представители среднего класса не хотят довольствоваться доходом в 2 % годовых и начинают вкладывать деньги в инновационные фонды или напрямую во вновь создаваемые компании. В США уже свыше 50 % американских семей владеют акциями промышленных, финансовых и Интернет-компаний, получая существенный доход от их курсового роста (и принимая на себя значительный риск в случае падения их цены). Внешний источник — перемещение зарубежного капитала на национальный фондовый рынок, привлекаемого на него возможностью получения большей прибыли, чем в любом другом месте, доступном мировому рынку капитала.

С учетом такой направленности перемещения финансовых потоков фондовый рынок не только обеспечивает финансирование непрерывно растущего объема инвестиций, но и становится одним из главных способов поддержания высокого уровня внутреннего спроса. Рост инвестиций и внутреннего спроса поддерживает высокие темпы экономического роста. Однако если величина внутреннего спроса и/или объем фондового рынка становятся чрезмерными, то могут возникнуть инфляция и/или фондовый крах.

Огромный по своим размерам фондовый рынок не может существовать без высокого уровня доверия инвесторов (резидентов и нерезидентов) к национальным активам, без постоянного притока финансового и человеческого капитала. Для обеспечения достаточной величины финансирования инноваций и притока человеческого капитала должны быть выполнены следующие условия:

—              высокий уровень жизни (стабильность внутренних цен при растущей номинальной оплате труда) и индивидуальной свободы для тех, кто способен предложить требуемые услуги труда;

—              эффективное разделение труда между производством, образованием, фундаментальной и прикладной наукой, способное производить, при господстве несовершенной конкуренции, инновационную стоимость в растущих размерах;

—              невысокая процентная ставка, способствующая поддержанию значительного по объему внутреннего спроса, в сочетании с высокой прибыльностью реального сектора;

—              стабильность достаточно дорогой национальной валюты, делающая импорт дешевым, а национальные активы — более привлекательными.

Как видим, новая экономика не может быть достаточно устойчивой не только без огромных внутренних, но и без значительных внешних источников финансирования, без притока из-за рубежа недостающих финансовых ресурсов и индивидуальных способностей. Поэтому новая экономика не может существовать одновременно во всех странах, это привилегия наиболее развитых стран, способных обеспечить эффективное применение мировых технологических, финансовых и человеческих ресурсов.

Будучи основанной на несовершенной конкуренции, новая экономика ведет к несопоставимым значениям нормы прибыли для разных отраслей, фирм и отдельных субъектов, к «чрезмерной» (с точки зрения совершенной конкуренции) величине финансового рынка, сводящего в единое целое предположения всех активных членов общества о неизвестном будущем. Она не обладает ни способностью к максимизации текущего выпуска, ни способностью к оптимальному использованию существующих ресурсов. Однако она обладает неоспоримым преимуществом в приспособлении общества и составляющих его индивидуумов к неизвестному и неконтролируемому ими будущему.

Еще одной важной особенностью новой экономики является рост социального неравенства. Почти 150 последних лет рост совокупного дохода в развитых странах приводил к постепенному уменьшению различия между доходами самых богатых и самых бедных слоев населения. Этому способствовал рост заработной платы, пропорциональный росту производительности труда. Однако в новой экономике эта общая тенденция ослабляется, поскольку эффективность услуг труда стала изменяться крайне неравномерно. Те, кто получает преимущество в образовании и профессиональной подготовке, получают все больше и больше, а те, кто по разным причинам лишен доступа к источникам индивидуального профессионального совершенствования, получают все меньше и меньше.

Результатом такого положения дел становится новое социальное неравенство, основанное на различном отношении к релевантной информации и связанной с ней собственности. «Усиление неравенства, начавшееся в середине 70-х годов и ускорившееся в 80-е годы, является одной из наиболее документально подтвержденных тенденций в современной экономике. Любые способы измерения распределения доходов показывают, что в США произошла резкая их поляризация. В течение 25 лет — с 1947 по 1973 г. — распределение доходов постепенно стало более равномерным. За тот период средний доход семьи (с учетом инфляции) увеличился немногим более чем в два раза. Доходы наименее обеспеченных 20 % населения, однако, увеличились на 138 %, а наиболее обеспеченных 20% — лишь на 99%. С 1973 г. наблюдался обратный процесс. За период с 1979 г. по 1993 г. доход 20% наиболее состоятельных семей возрос на 18 %, а 60 % менее обеспеченных семей фактически не получили прироста реального дохода Беднейшие же 20 % вовсе потеряли часть своего дохода — их ... заработная плата уменьшилась на 15 %. Концентрация богатства (ддя которого этот показатель более высок, чем для дохода) достигла своего пика за период начиная с 20-х годов. Все успехи на пути к равенству, достигнутые за послевоенный период, были сведены на нет» (Каттнер, 1997, с. 86).

Неравномерный рост производительности труда постепенно приводит к тому, что услуги труда растущей части населения становятся излишними и перемещаются во вспомогательную малооплачиваемую сферу деятельности, не требующую высокой квалификации. На первый взгляд кажется, что они становятся изгоями новой экономики, объектом социальной благотворительности. Однако это неверно с позиций долговременных интересов общества. Вытесняемая из сферы труда (точнее, из сферы высокооплачиваемого труда) часть населения нуждается в трансфертах, улучшающих условия их жизни, не только для поддержания социальной стабильности, но и в силу того, что индивидуальные способности, в которых так нуждается новая экономика, не передаются по наследству. Значительная часть этих способностей будет принадлежать потомкам тех, кто не преуспел сегодня. Иначе говоря, сохраняется потенциальная важность актуально избыточных услуг труда. Соответственно сохраняется важность всеобщего образования и сохранения общедоступности релевантной информации.

Новая экономика может оказаться достаточно стабильной на малых и средних интервалах времени, однако добиться ее стабильности на больших интервалах времени практически невозможно. Слишком много условий требуется для поддержания устойчивого функционирования лежащей в ее основе инновационной пирамиды. Достаточно временного невыполнения хотя бы одного из них, и фондовый крах становится почти неизбежным. Возможен и кратковременный экономический спад. Однако разрушение существующей в данный момент времени инновационной пирамиды быстро приведет, при сохранении тенденци к созданию большой инновационной стоимости, к возникновению новой инновационной пирамиды, свидетельствуя о невозможности возврата к экономике и обществу прежнего типа.

Постепенно инновационные пирамиды, образующие фундамент новой экономики, начинают создаваться не только в США, но и в других развитых странах. В ряде стран уже появились фондовые рынки, имитирующие американский NASDAQ: ЕАБОАС) в Брюсселе и КАБОАО в Корее. Планируется открытие филиалов ЫАБОАС) в Торонто и Токио. В ноябре 1999 г. на Лондонской фондовой бирже открылась секция высокотехнологичных компаний ТесЬтагк.

Существуют и другие пути возникновения новой экономики. Весьма впечатляющи в этом отношении успехи Швеции, основанные не столько на притоке внешних капиталов и ускоренном развитии фондового рынка, сколько на массированных государственных инвестициях в социальное обеспечение и в массовое образование (см. Пагротски, 2000). Фактически это инвестиции в человеческий капитал, трансформируемые конкурентным рынком в инновации и новые технологии.

Понятно, что высокий жизненный уровень является необходимым условием успешности такой модели развития. Если уровень жизни упадет, то при свободном перемещении капиталов из страны в страну Швеция превратится в заурядного поставщика высококлассного человеческого капитала в более благополучные части мира.

Окончательный результат рассмотренных в этом параграфе процессов мало зависит от способа, каким он был получен. При любом пути возникновения новой экономики создающееся на ее основе общество становится объектом быстрой эволюции. Оно имеет короткий горизонт видимости и негарантированное будущее. Это неизбежная и, возможно, не слишком большая плата за достигаемое социально-экономическое благополучие.

6.2.

<< | >>
Источник: Костюк Владимир Николаевич. Теория эволюции и социоэкономические процессы. — М.: Эдиториал УРСС. - 176 с.. 2001

Еще по теме 6.1.Новая экономика:

  1. _____________А. НОВАЯ ЭКОНОМИКА
  2. Андрей Заостровцев НОВАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА О РАЗВИТИИ И СТАГНАЦИИ
  3. 29. Продолжение: от экономики, основанной на сборе урожая, к экономике производства.
  4. ГЛАВА 10 Государственное вмешательство в экономику (интервенция государства в экономику)
  5. Слободан Цвейич НЕФОРМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В УСЛОВИЯХ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В СЕРБИИ 1990-Х ГОДОВ
  6. Шкаратан О. И.. Социология неравенства. Теория и реальность / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики. - 526, 2012
  7. Крауч К.. Постдемократия [Текст]/пер. с англ. Н. В. Эдельмана; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики.— 192 с., 2010
  8. Льюкс Стивен. Власть: Радикальный взгляд / пер. с англ. А. И. Кырлежева; Гос. ун-т — Высшая школа экономики.— М.: Изд. дом Гос. ун-та—Высшей школы экономики. — 240 с. — (Политическая теория)., 2010
  9. Устойчивость работы объектов экономики Основы устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях
  10. Новая знать
  11. "Новая оппозиция"
  12. § 64. Океания и Новая Зеландия
  13. НОВАЯ МЕЧТА
  14. Новая Земля — это не утопия
  15. Сотрудники христианской миссии “Новая жизн