§ 6. Народничество, сибирское областничество об инородческом просвещении как способе решения инородческого вопроса

Среди спектра вопросов, поставленных в 60-е гг. XIX в. видными деятелями народничества перед российской общественностью, особое место занимает так называемый «инородческий вопрос», т. е. вопрос о положении и перспективах развития аборигенов страны.
Было констатировано вымирание инородцев, обусловленное ничем не ограниченным произволом и грабежом со стороны торговцев, администрации, собственной родоплеменной знати.

Инородческий вопрос занимал заметное место в социальной философии народничества. Базовый для этой философии концепт «народности», относимый к русскому народу, фиксировал вопрос об его онтологической релевантности, т. е. о существовании этого русского народа. Проблематизируя ситуацию и связывая понятие народности с понятием областности, А.П. Щапов указывает на многосложность историко-этнографического строя многочисленных и обширных областей России, где существовали не только отдельные племена, но и целые инородческие царства. И это, на его взгляд, вызывает множество вопросов: «Далее, когда мы говорим: дух, характер, миросозерцание, идея русского или великорусского народа, то невольно представляется другой вопрос: да есть ли, образовался ли единичный, цельный тип великорусской народности, чтобы можно было об ней составить единичную, цельную, возможно полную и отчетливо ясную идею. Чисто ли славянская кровь течет в жилах великорусского народа? Не составляет ли он амальгаму, или органическое порождение различных народных элементов? Вот вопросы, которые требуют предварительно установить ее главную идею, смысл истории великорусского народа»336.

Анализируя, историко-этнографическую организацию великорусского народа, А.П. Щапов выделяет в его истории этапы славянской колонизации среди финских племен и соединения с ними, а с XVI века — слияния с тюрко-татарскими племенами. «Претворение в плоть и кровь» великорусского народа инородческих племен он рассматривает как основную тенденцию развития, перемежаемую эпизодическими возмущениями и восстаниями инородцев как во время Смуты, так и позднее.

Позиция народников по «инородческому вопросу» была высказана именно А.П. Щаповым в 1864 г.: «Все они ждут от нас помощи к развитию и лучшему проявлению сил на пользу общенародную. Не крестиками миссионеров, не табаком и водкою русских торгашей мы должны располагать, привлекать их к себе и своей расе, не хитростью и обманом, а русским хлебом и солью, дешевым добросовестно продаваемым товаром, хорошо устроенными ярмарками, хорошими школами, человеческим обращением с ними и т. д.»337.

Эти мысли А.Д. Щапова находились в общем русле народнических планов практических мер по преобразованию России. Согласно Н.П. Огареву, община должна была стать не только зародышем нового экономического строя, но субъектом федеративного устройства наряду с областями338.

Наиболее обстоятельно инородческий вопрос обсуждался представителями такого течения народничества как сибирское областничество339. В зависимости от исторических этапов взаимодействия пришлого и аборигенного населения Сибири Н.М. Ядринцев выделял несколько фазисов развития инородческого вопроса. В современный ему период содержание комплекса инородческих вопросов он видел так: «Этими живыми вопросами выступают ныне: 1) вопрос о дальнейшем существовании инородцев и предупреждении вымирания рас; 2) экономический вопрос об обеспечении их существования, рядом с культурным вопросом их развития; 3) вопрос административно-политический, касающийся гражданского полноправия инородцев и гарантий закона, наконец 4) вопрос духовного развития и просвещения их, так же, как обеспечение благ высшего человеческого существования»340.

Детально описывая бедственное положение инородцев, Н.М. Ядринцев его первопричину видит в своеобразии архаической культуры. «Вкусы и требования дикаря создаются под влиянием особых законов, — пишет он. — Он увлекается часто предметами и произведениями не столько утилитарными, обеспечивающими его жизнь, совершенствующими и направляющими ее к лучшему, сколько потакающими его страсти и детскому увлечению. Чаще всего дикарь обольщается блестящими, но дешевыми игрушками, украшениями, как дитя, за которые готов отдать лучшие произведения своего труда, что его ставит в весьма невыгодные условия. Затем, он ищет минутного удовлетворе- ния ощущений и страстей; всякий наркоз, будь то табак, вино или опиум, для него является соблазнительным и развивает в нем страстное влечение и губительную привычку»341.

Н.М.

Ядринцев убежден, что включение инородца в рынок делает его рабом: «Достаточно англичанам было забросить в глухие места Азии и Африки красный европейский платок, и участь дикаря была решена. Потребность развита, а с этим создана и зависимость, — зависимость крепчайшая, чем зависимость силы и оружия»342. То же случилось с сибирскими дикарями: «Познакомясь с хлебом, водкою, табаком, порохом, железом, они постоянно требуют их; но, получая эти предметы по неимоверной цене, истощили все средства, перепродали все продукты свои, но потребность осталась неудовлетворенною, и они остаются в положении умирающего Тантала. Вот источник экономических бедствий»343.

Колонизацию и транспортно-промышленное освоение Сибири Н.М. Ядринцев считал исторически неизбежным явлением, которое ведет к таким негативным последствиям влияния цивилизации, как ограничение инородческих земель, сужение их пастбищ и мест охоты, распространение болезней, упадок традиционного хозяйства, психические потрясения и гнетущие аффекты. Но эти отрицательные эффекты он оценивал как необходимые издержки, как «плата за ученье» бесцеремонному учителю. Но лучше платить дорого, чем остаться совсем без ученья и образования, полагал он344.

Основной путь в разрешении инородческого вопроса Н.М. Ядринцев видел в развитии инородческого просвещения. «В пробуждении инстинкта любознательности, духовной жизни и в сознательном отношении к своему настоящему и будущему будут лежать залоги сохранения племен от вымирания и гибели, — писал он. — Мы думаем, что такое просвещение будет источником жизни и спасителем, который воскресит легендарного умирающего от голода и бедствий самоеда. Дух сибирского инородца остается пригнетенным, глубокая меланхолия лежит на нем, мрачная безнадежность сковывает его сердце, нет веры в лучшее, нет надежды на будущее. Вот эту-то веру, эту общечеловеческую надежду и должно создать инородческое просвещение»345.

Автор напоминает, что «многие азиатские народности выдвигали учителей человечества и творили своеобразные цивилизации»346. Он высказывает надежду на то, что «сибирские инородцы, усвоившие при посредстве русской национальности европейское просвещение, могут явиться весьма видными посредниками этой цивилизации и оказать великие услуги общечеловеческому прогрессу»347.

Исходя из народнических убеждений, областники критиковали политику как государственного, так и негосударственного патернализма по отношению к «инородцам». С народнической точки зрения, все личности в государстве должны быть вполне развитыми индивидуальностями, и никто, и государство в том числе, не может лишить их права на самостоятельную жизнь, навязывать им свою опеку. Так, Г.Н. Потанин считал необходимым признать за инородцами право культурного и даже национального самоопределения, прежде всего в интересах общественного возрождения в процессе борьбы за существование. Кроме того, он рассчитывал на то, что «умственная и общественная деятельность этих племен, развиваясь оригинально, внесет что-нибудь новое в общую сокровищницу человеческого духа: это будут оригинальные произведения, продукты сибирского ума, воспи-

4

танного картинами тундры и тайги» .

Благополучное решение инородческого вопроса Г.Н. Потанин в 1917 г. связывал с предоставлением аборигенным народам прав на самоуправление. На местах предполагалось организовать особые «инородческие комитеты» с финансовой самостоятельностью, обеспеченной земельной собственностью, на которые возлагалась и особая миссия «защиты духовных нужд племени, его национальных особенностей». В соответствии с народнической традицией под- черкивалась важность и необходимость сохранения традиционных форм социальной организации коренных народов348.

Практическое воплощение сформулированных сибирскими областниками предложений по инородческому вопросу мотивировалось также демонстрационным эффектом. «Инородческий вопрос в Сибири, — писал Э.-Д. Ринчино, — ввиду его специфических особенностей приобретает особо важное значение... Все работы об улучшении положения инородцев... в силу общности языка, письменности и единства культуры инородческих народностей Сибири с народами Азии, будут немедленно просачиваться за границу и вызывать соответствующие результаты»349. От результатов решения инородческого вопроса, как считал Э.-Д. Ринчино, зависел успех экспорта революции на Восток, возникновение революционной бури в Центральной Азии и на Дальнем Востоке.

<< | >>
Источник: Ю.В. Попков, Е.А. Тюгашев. Философия Севера: коренные малочисленные народы Севера в сценариях мироустройства. — Салехард; Новосибирск: Сибирское научное издательство. — 376 с.. 2006

Еще по теме § 6. Народничество, сибирское областничество об инородческом просвещении как способе решения инородческого вопроса:

  1. 1.3. Проблема выбора места суда и соглашение о подсудности как способ ее решения
  2. 10. Дополнительное решение. Разъяснение решения.Исправление описок, опечаток, арифметических ошибок. Вступление решения в законную силу. Обжалование решения. Исполнение решения
  3. 11. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ. РАЗЪЯСНЕНИЕ РЕШЕНИЯ. ИСПРАВЛЕНИЕ ОПИСОК, ОПЕЧАТОК, АРИФМЕТИЧЕСКИХ ОШИБОК. ВСТУПЛЕНИЕ РЕШЕНИЯ В ЗАКОННУЮ СИЛУ. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ
  4. 2. Народничество и марксизм в России. Плеханов и его группа "Освобождение труда". Борьба Плеханова с народничеством. Распространение марксизма в России.
  5. достопамятному имени Миллера, КАК ПИСАТЕЛЯ СИБИРСКОЙ ИСТОРИИ, посвящаетс
  6. IV. СИБИРСКОЕ ХАНСТВО Отношения между Сибирским ханством и Русским государством (1555—1598 гг.)
  7. § 4. Способы и порядок пересмотра заочных решений 4.1. Пересмотр заочного решения вынесшим его судом
  8. 2. Способы исполнения решений.
  9. ГЛАВА IX Последнюю главу нашего исследования, как и первую, мы посвящаем сибирским инородцам
  10. И. КАНТ Ответ на вопрос: Что такое просвещение ? 2
  11. 4.2. Право выбора способов обжалования заочного решения
  12. Игровые способы решения конфликта
  13. 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
  14. 4.4. Информационный способ оценки принятого решения
  15. Принятие государственных решений: модели, способы и основные этапы
  16. ГЛАВА I. Принципиальное решение вопроса.
  17. Системная метафизика Вольфа как явление раннего немецкого Просвещения.
  18. ПРОСВЕЩЕНИЕ СЕВЕРА И СЕВЕРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА