§ 6. И. Кант о естественном состоянии народов, обитающих у берегов Ледовитого океана

3

В трактате «К вечному миру» И. Кант, определяя условия его достижения, рассматривает в качестве исходного естественное состояние. Это состояние характеризуется, как он полагает, следующими установлениями природы:

«1) она позаботилась о том, чтобы люди имели возможность жить во всех краях земли; 2)

посредством войны она рассеяла людей повсюду, забросив их даже в самые негостеприимные края, чтобы заселить их; 3)

войной же она принудила людей вступать в отношения, в большей или меньшей степени основанные на законе»219.

Эти тезисы И. Кант поясняет на примере коренных жителей Севера, о благе которых позаботилась сама природа: «Достойно удивления уже то обстоятельство, что в холодных пустынях у Ледовитого океана все же растет мох, выкапываемый из-под снега северным оленем, который сам в свою очередь служит пищей или упряжным жи- вотным остякам или самоедам; или то, что в солончаковых песчаных пустынях водится верблюд, который как бы создан для путешествия по ним, чтобы и они не остались неиспользованными. Еще более ясно обнаруживается цель природы, если известно, что у берегов Ледовитого океана кроме пушных зверей водятся еще тюлени, моржи и киты, мясо которых прибрежные жители употребляют в пищу, а жиром пользуются для отопления. Но более всего заботливость природы возбуждает удивление тем, что она доставляет в эти лишенные растительности страны плавучий лес (причем даже не известно, откуда он), без которого прибрежные жители не могли бы изготовлять ни судов, ни оружия, ни жилищ. В этих местах люди так заняты борьбой со зверями, что они не могут не жить между собой в мире. — Но загнаны они были сюда, вероятно, не чем иным, как войной»220.

Объективная телеология природы оказывается такова, что для человека как своего венца она в любых условиях готова предоставить средства жизнеобеспечения. Или, наоборот, если человек где-то живет, то он всегда способен оказаться на вершине пищевой пирамиды.

Забота природы, по И. Канту, есть в то же время и ее деспотизм: «Природа, позаботившись о том, чтобы люди могли жить на земле повсеместно, вместе с тем имела деспотическое намерение: люди должны жить повсюду, хотя бы против их склонности; однако это долженствование не предполагает в то же время понятия долга, которое обязывало бы людей к этому моральным законом. А средством для достижения этой своей цели природа избрала войну»221.

Война есть не что иное, как способ добиться верховенства в пищевой цепи. Борьба со зверями в экстремальных условиях является борьбой за место «под солнцем». И пока в конкретных условиях человек еще не царь природы, то среди людей царит мир. Как предполагает И. Кант, подобный мир (или перемирие) существует в условиях Крайнего Севера. Если человек добился положения «царя природы», то среди людей возобновляется война, разъединяющая противоборствующие стороны. О проигравшей стороне заботится природа, использующая мигрантов для достраивания пищевых пирамид в прежде необжитых районах. Народонаселение Земли, включая коренные народы Севера, представляет, по И.

Канту, разбросанные далеко друг от друга родственные группы. «Мы видим народы, — пишет он, — у которых единство языка указывает на единство их происхождения, как, с одной стороны, самоеды у Ледовитого океана, а с другой — родственный им по языку народ на Алтайских горах, отдаленный от первых на двести миль. Между ними вклинился другой народ — монгольского происхождения, кочевой и потому воинственный, оттеснив одну часть их племени далеко от другой в самые негостеприимные северные края, где они не поселились бы, конечно, по собственной воле. Точно так же финны в самой северной части Европы (известные под именем лопарей) были отделены от венгров, удаленных от них на столь же значительное расстояние, но родственных им по языку, вторгнувшимися между ними готскими и сарматскими народами. И что, кроме войны, которой природа пользуется как средством для повсеместного заселения земли, могло загнать эскимосов (может быть, бродячее древнеевропейское племя, совершенно отличное от всех американских племен) на север, а пешересов на юг Америки до Огненной Земли?»222.

Философ указывает условия, ограничивающие разъединение групп людей. На земной поверхности, указывает он, как на поверхности шара, люди не могут рассеяться до бесконечности и потому должны терпеть соседство других. Моря и пустыни, разъединяющие людей, преодолеваются кораблями или верблюдами. Это вынужденное соседство создает определенные правовые последствия.

Во-первых, земная поверхность принадлежит всему человечеству в силу права общего владения. Первоначально никто не имеет большего права на существование в данном месте земли, чем любой другой. Отсюда — право посещения любого района Земли223.

Во-вторых, «более или менее тесное общение между народами земли развилось всюду настолько, что нарушение права в одном месте чувствуется во всех других»224.

По впечатлению И. Канта, в правовом поле Земли уже в XVIII в. стало тесно. Он рассматривает любопытную модельную ситуацию, связанную с нарушением прав жизнеобеспечения, сходную с совре- менными проблемами трансграничных потоков возобновляемых природных ресурсов: «Можно было бы спросить: если природа захотела, чтобы эти берега Ледовитого океана не остались необитаемыми, то что станет с их жителями, когда она не будет больше доставлять им (как можно ожидать) плавучего леса? Ведь весьма вероятно, что с успехами культуры обитатели умеренного пояса земли будут лучше использовать лес, который растет на берегах их рек, и не будут допускать, чтобы он падал в реки и уплывал в море. Я отвечаю: жители берегов Оби, Енисея, Лены и т. д. будут доставлять им этот лес, продавая его и выменивая на него продукты животного царства, которыми так богато море у полярных берегов, если только она (природа) заставит сначала эти племена жить в мире» .

Как видим, необходимость борьбы за выживание и вынуждает людей к миру. Поэтому даже монополизация топляка, создающая дефицит одного из жизнеобеспечивающих ресурсов, заставляет бороться за каждую лесину и жить в мире.

<< | >>
Источник: Ю.В. Попков, Е.А. Тюгашев. Философия Севера: коренные малочисленные народы Севера в сценариях мироустройства. — Салехард; Новосибирск: Сибирское научное издательство. — 376 с.. 2006

Еще по теме § 6. И. Кант о естественном состоянии народов, обитающих у берегов Ледовитого океана:

  1. Глава I О НАРОДАХ, ИЗДРЕВЛЕ ОБИТАВШИХ В РОССИИ. О СЛАВЯНАХ ВООБЩЕ
  2. 2. «Естественное состояние» и забота индивида о самом себе
  3. § 2. ПОНЯТИЕ О ГОСУДАРСТВЕ У НАРОДОВ ЛАТИНСКОЙ РАСЫ. ПОЧЕМУ УСПЕХИ СОЦИАЛИЗМА ЯВЛЯЮТСЯ ЕСТЕСТВЕННЫМ ПОСЛЕДСТВИЕМ ЭВОЛЮЦИИ ЭТОГО ПОНЯТИЯ
  4. ГЛАВА СЕДЬМАЯ СОСТОЯНИЕ ЛАТИНСКИХ НАРОДОВ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
  5. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИИ КАК КОМПЛЕКНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЕСТЕСТВЕННОЙ НАУКИ О ВЗВАМООТНОШЕНИЯХ ОРГАНИЗМОВ. СОДЕРЖАНИЕ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИИ.
  6. § 1. «Право естественное есть предписание здравого разума» (школа естественного права)
  7. 6.4. Зонально-азональные черты Мирового океана
  8. Освоение Мирового океана
  9. Ресурсы океана
  10. КАНТ
  11. ОПЕРАЦИЯ «БЕРЕГ»
  12. 9.3. Реакция Мирового океана на потепление
  13. С ТОГО БЕРЕГА