ГЛОБАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ — СЕВЕР

Под ориентацией как таковой обычно понимают субъективную локализацию тела в пространственно-временном континууме по определенным его сторонам. В философии вопрос о познавательной ценности ориентации и самоориентации был поставлен И.

Кантом в связи с обсуждением идей М. Мендельсона25. Ориентировочное знание оценивалось как знание непосредственное и прагматичное, составляющее основу применения разума. Сегодня понятийное поле ориентации включает понятия точки зрения, направления, перспективы, горизонта и др., характеризующие познавательные возможности субъекта.

Современная философия ориентации относит себя к такому положению дел, когда наблюдаются внезапные и непрестанные перемены условий жизни. Вот что по этому поводу пишет В. Штегмайер: «Ориентации, с одной стороны, всегда целостны; можно ориентироваться или нет, с другой стороны, многообразны; можно в различных областях жизни и жизненных ситуациях следовать совершенно различным ориентациям. Следовательно, можно от случая к случаю меняться среди ориентаций. Поэтому ориентации являются ограниченными в пространстве и времени (хотя это не надо понимать в каком-то внешне измеримом смысле); они есть ориентации в ограниченных областях жизни и на ограниченное время. Если возможно менять ориентации, если возможно переходить от одной к другой, то это значит, что ориентации должны быть в одном отношении связаны с чем-нибудь, а в другом — независимы друг от друга; они образуют друг с другом структуру от- крытой ризомы. Таким образом, если ориентация в одной области жизни терпит крах, другая ориентация в другой области жизни может помочь дальше жить. Ризома ориентации в целом способна удерживать локальные дезориентации»26.

Ориентация разрешает противоречие, возникающее вследствие множественности ситуаций. В пространственно-временном континууме социального организма единой ситуации не существует: ситуации множественны, сосуществуют и сменяют друг друга. Следовательно, на истинном пути возникает антиномия самобытия в единстве и множестве ситуаций.

К. Ясперс характеризует указанную антиномию следующим образом. Во-первых, «фиксация конечной ситуации в своем знании бытия сама по себе замыкает сознание в узости его случайности»27. Познание ситуации заключает в ситуацию: конечная случайность принимается за абсолют. Во-вторых, «импульс к постижению целого должен потерпеть неудачу из-за неминуемого распада целого на отдельные перспективы и констелляции, из которых затем вновь пытаются построить целое». Удается ли попытка вновь построить целое? По мнению К. Ясперса, нет: «Абстрактный образ целого служит успокоением для того, кто стоит как бы в стороне и фактически ни в чем не участвует, разве что сожалея, восхваляя или вдохновенно надеясь — так, будто он говорит о чем-то, его не касающемся»28. В практическом плане, полагает К. Ясперс, «полная уверенность особенного» и «абстрактный образ целого» — и то и другое препятствуют проникновению в собственную основу, ведут к инертности, к желанию удовлетвориться собственной деятельностью29.

Есть ли альтернатива обоим этим заблуждениям — фиксации в узости случайности и успокоению в абстрактном образе целого? Как полагает К.

Ясперс, «обоим этим заблуждениям противостоит отношение к бытию как к ориентирующемуся самобытию; целью уяснения ситуации является возможность сознательно с наиболь- шей решимостью постигнуть собственное становление в особенной ситуации»30. Необходима выработка ориентации в комплексе ситуаций. И наиболее существенной является ориентация в той особой ситуации, в которой происходит собственное становление.

Человек никогда полностью не сориентирован. Жизненная ориентация состоит в умении жить дальше, а умение жить дальше состоит, в конечном счете, в умении ориентироваться среди своих различных ориентиров и в разных областях жизни. Именно этот способ ориентации — удерживать одно, пока изменяют другое, — может подхватить дезориентации в одной области, пока в других областях ориентации еще работают. Процессы ориентации всегда являются процессами переориентации. Только при радикальной временности ориентиров ориентации можно жить. Только тогда становится возможным перестроиться в новых ситуациях жизни, возможным жить в радикальной временности. Таким образом, сам субъект становится временным — собственной историей, удерживающим и в преемственности сохраняющим себя.

Среди ориентационных систем мировых культур выделяются системы с преобладающей на определенных этапах развития этих культур северной ориентацией. Наиболее влиятельной в этом отношении оказалась жреческо-астрологическая традиция, ведущая из Древнего Вавилона через гностиков и мандеев к средневековым еретическим учениям, оказавшим большое влияние на утверждение в Европе в XV-XVI вв. северной ориентации31. Наблюдение за незаходящими полярными звездами, определение земной оси привлекали внимание к Северу как к некоторой константе универсума. 0

метафизической ценности ориентации на Север интересные мысли высказал Г. Джемаль. Ориентацию на Север он интерпретирует как обращение в себя, поворот субъективной воли в себя, отказ от всякого возможного опыта и тем самым избавление от иллюзий32. Север предстает метафизическим пунктом, который, пребывая вне опыта, не имеет общей меры с бытием и представляет собой разрыв внутри сплошного бытия.

Единственная бытийная кристаллизация, осуществляющаяся на Севере, согласно Г. Джемалю, это замерзание жизни, ее приостановка в абсолютном холоде. Отсутствие здесь жизни не позволяет ей питаться собственной смертью. Отсутствие энергетической перспективы снимает жизненный интерес к Северу, оставляет его наедине с собой.

Становление Севером Г. Джемаль рассматривает в качестве возврата к универсальной ситуации субъективного духа — к потерянности как к единственному ориентиру. Север, на его взгляд, это полюс не-возможного, последний рубеж реальности, в котором все узлы бытия развязаны. Бытийные проблемы лишены смысла на Севере, ибо Север сам есть уникальная проблема, не признающая никаких других.

<< | >>
Источник: Ю.В. Попков, Е.А. Тюгашев. Философия Севера: коренные малочисленные народы Севера в сценариях мироустройства. — Салехард; Новосибирск: Сибирское научное издательство. — 376 с.. 2006

Еще по теме ГЛОБАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ — СЕВЕР:

  1. "ОРИЕНТАЦИЯ - СЕВЕР" И ЕЕ ВРЕМЯ
  2. ОРИЕНТАЦИЯ - СЕВЕР ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПОСТМОДЕРНИЗМА
  3. § 3. Ф. Бэкон о месте «северных варваров» в глобальной асимметрии «Север - Юг»
  4. Ценностные ориентации ученого: многообразие личностных мотиваций и ценностных ориентаций
  5. § 1. Суфийская символика Севера и метафизика цвета в искусстве аборигенов Севера
  6. Геловани В. А., Бритков В. Б., Дубовский С.В.. СССР и Россия в глобальной системе (1985-2030): Результаты глобального моделирования, 2009
  7. СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ — КОЛЫБЕЛЬ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ВЫБОР КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО. СПЕЦИФИКА ГОРОДОВ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ руси
  8. МОДЕЛИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ: ЮГО-ЗАПАДНАЯ, СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ И СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ
  9. 3.4. Глобальные проекты глобального мира
  10. Общие социологические ориентации
  11. Накопительский тип ориентаци
  12. Рецептивный тип ориентации
  13. Эксплуататорский тип ориентации
  14. ОРИЕНТАЦИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ
  15. СЕВЕР