6. КОНСЕРВАТОРЫ
Но среди тех, кто был не так тесно связан с правительством и политикой, были люди, защищавшие традиционные основы русского государства и Церкви по другим, более достойным причинам.
Славянофильство более позднего периода, более демократичное и менее избирательное, потеряло с Григорьевым (1822–1861) и Достоевским своих крупнейших лидеров. Оставался Страхов (1828–1896), философ и критик, союзник Достоевского в журнализме, без особого восторга относившийся к своему великому партнеру; из всех, кто знавал Достоевского, только Страхову удалось на мгновение с ужасом заглянуть в «инфернальную, подпольную» душу творца Ставрогина. Мы не будем разбирать философские труды Страхова, да и как критик он был не особо крупной величиной. Но он был центром антирадикального идеализма в 80-е гг., главным связующим звеном между славянофилами и мистическим возрождением последнего десятилетия XIX века. Его биография для истории литературы значительнее, чем его участие в литературном процессе. Он был сотрудником Достоевского, близким другом Толстого и литературным крестным отцом самого крупного писателя мистического возрождения – Розанова.
Другая интересная фигура – Николай Данилевский (1822–1885), создатель научного славянофильства. По образованию он был естествоиспытатель, большую часть жизни провел, борясь с филоксерой в своем крымском имении, и подвел под свой национализм биологическую базу. Его книга Россия и Европа (1869) развивает теорию индивидуальных, взаимонепроницаемых цивилизаций. Он видел в России и в славянстве зародыши новой цивилизации, которой суждено заменить западную. Он не считал Россию в каком бы то ни было отношении выше Запада, он просто считал, что она другая и долг России оставаться самой собой, – не потому, что тогда она будет лучше и святее, чем Запад, а потому, что, не будучи Западом, она, подражая Западу, станет только несовершенной обезьяной, а не истинным участником западной цивилизации*.
--------------------------
*Нет сомнения, что книга Данилевского в немецком переводе была источником идей Освальда Шпенглера, чья книга Закат Европы произвела сенсацию в Германии.
Идеи Н. Данилевского оказали большое влияние на Константина Леонтьева, единственного действительно гениального консервативного философа того времени.
Еще по теме 6. КОНСЕРВАТОРЫ:
- Я = КОНСЕРВАТОР
- Внутренняя политика либералов и консерваторов
- Либеральный консерватор
- ГЛАВА 7 ДВУЛИЧИЕ КОНСЕРВАТОРОВ
- ИСПАНСКИЕ КОНСЕРВАТОРЫ У ВЛАСТИ (1996-2004)
- Взаимоотношения «центр - регионы» в годы правления испанских консерваторов
- ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПРАВЯЩИХ КРУГОВ ГЕРМАНИИ В 70-80-х ГОДАХ XIX в.
- Петр Ильич Чайковский (1840 – 1893)
- ПЕРЕГРУППИРОВКА ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ
- Урок 11. Консервативная Европа
- РЕАКЦИОННАЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНСКОГО ИМПЕРИАЛИЗМА
- №38. Асафьев Б.В. Музыка города и деревни
- «Новый курс» Беннета
- § 3. Борьба фракций и красная книжка