ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ СЕМАНТИКИ


Наряду с традиционной лексической семантикой, занимающейся в основном изучением значений отдельных слов или групп слов в процессе их функционирования и исторического развития (изучением различных типов переносов и семантических сдвигов, полисемии, синонимии и т.д.), в наше время успешно развиваются также новые направления: структурная семантика, интерпретирующая семантика, порождающая (генера- гивная) семантика, концептуальная семантика, коммуникативная семантика, психолингвистическая семантика и др.[3]
Основы структурной семантики были заложены М.М. Покровским, Р. Мейером, Ф. де Соссюром, Л. Ельмслевом, Й. Триром, В. Порцигом, Л. Вейсгербером, Ст. Ульманом, Л. Теньером и их последователями. Главная ее цель - изучение системных связей языковых значений, лексико-семантических парадигм и других типов семантических полей. В наши дни структурная семантика, освобождаясь постепенно от присущих ей ранее формализма и релятивизма, становится, по сути дела, системной семантикой, рассматриваемой в качестве важнейшего компонента системной лингвистики [134]. Она ставит перед собой уже более широкие задачи и стремится решать их не только структурными методами.
Интерпретирующая семантика возникла как необходимый дополнительный компонент порождающей грамматики Н. Хомского (Chomsky) (например, в работах Д. Катца, Д. Фо- дора и П. Постала [234, 235], позднее - самого Хомского ['305]), как содержательная интерпретация порождаемых этой грамматикой глубинных структур. «Семантический компонент лингвистического описания ставит в соответствие глубинной структуре любого предложения данного языка ее семантическую интерпретацию»; он «призван описывать способность говорящих производить и понимать бесконечно много новых предложений, а именно ту часть процесса использования языка, которая остается за пределами сферы действия синтаксического и фонологического компонентов» [97, 33]. В дальнейшем (особенно в исследованиях У. Вейнрейха» [56]) интерпретирующая семантика получила относительно самостоятельное развитие. Главный недостаток этой теории (во всех ее вариантах) состоит в том, что она характеризует лишь правила системы языка, которыми владеет говорящий, а не их применение в акте коммуникации, связанное со сложными психологическими процессами, т.е. она не раскрывает до конца реальные процессы речевой деятельности. Основной же тезис о зависимости семантического компонента от синтаксического, поскольку только за ним признается порождающая функция, с точки зрения современной лингвистики вообще неприемлем.

Теория порождающей семантики также создана на основе генеративной лингвистики, «в некоторых важных аспектах она сходна с теорией интерпретирующей семантики... она выражает те же самые факты в другой форме» [23, 194]. Специфика этой формы главным образом в том, что порождающая семантика (в отличие от интерпретирующей) не противопоставляет синтаксис и семантику и отказывается поэтому от понятия глубинной структуры как синтаксической категории (оно сливается с понятием семантической структуры). «Вкратце позиция порождающей семантики, - пишет Д. Лакофф, - сводится к следующему: нельзя разделять синтаксис и семантику, и задачей трансформаций или преобразований вообще является соотнесение семантических представлений с поверхностными структурами» [122, 302]. По словам другою представителя этого направления, Д. Макколи, порождающая семантика «признает право на существование и семантики и синтаксиса, но подчеркивает их неизменное взаимовлияние, без которого явления одного порядка не поддаются адекватному толкованию без учета явлений другого порядка» [82, 21].
Идеи и принципы концептуальной семантики (так называет эту семантическую теорию ВА. Звегинцев) наиболее полно изложены в книге У. Чейфа «Значение и структура языка». Не видя оснований для отождествления глубинной структуры с чем-нибудь, кроме семантической структуры, Чейф полностью отказывается от принципов порождающей грамматики Хомского. По его мнению, от правильно сложившихся семантических структур, охватывающих не только лексическую, но и грамматическую семантику, «путь ведет к правильно организованным поверхностным структурам и их фонетическим репрезентациям» [98, 415 - 416]. Между начальной (семантической) и конечной (фонологической) фазами процесса порождения речи (под которым он понимает реальную речевую деятельность, т.е.
процессы мышления-говорения и слушания-понимания) располагаются промежуточные фазы линеаризации, материализации и др., что придает всему процессу многофазовый характер. Основным элементом, открывающим процесс порождения, является, по его мнению, глагол, в значении которого потенциально представлено все предложение. Таким образом, из интерпретирующего компонента семантика превращается в главный компонент. Мир понятий (от них он не отграничивает языковые значения), как и мир звуковых символов, представляется Чейфу дискретным, а оба плана языка (содержательный и 18

формальный) - автономными, имеющими собственное членение. Дискретность плана содержания Чейф связывает с субкатегоризацией («субконцептуализацией») понятий.
Коммуникативная семантика является в той или иной мере результатом развития всех предшествующих направлений. Ее основная цель - изучение речевых (коммуникативных) процессов, при которых из языковых (системных) значений и аккумулируемых ими неязыковых значений порождаются конкретные смыслы высказываний (шире - дискурсов, текстов)1. Сходные цели ставит перед собой и психолингвистическая семантика [113].
Советская семасиология развивает лучшие традиции отечественного языкознания, изучая план содержания как главный компонент языка в его всевозможных функциональных связях с планом выражения, с системой языковых форм и категорий (такой подход побеждает сейчас и в некоторых направлениях зарубежной семантики). Вместе с тем, чутко реагируя на процессы, происходящие в мировой науке, наша лингвистика вбирает в себя все новое и полезное из зарубежных семантических теорий. Значительный вклад в развитие семантики внесли А.И. Смирницкий, В.А. Звегинцев, Р.А. Будагов, Ф.П. Филин, С.Д. Кацнельсон и многие другие советские ученые. В настоящее время наши языковеды активно разрабатывают все аспекты лингвистической семантики:              1) лексический
(Д.Н. Шмелев, Ю.Н. Караулов, В.Г. Гак,              А.А. Уфимцева,
Ю.Д. Апресян, Л.А. Новиков и др.); 2) словообразовательный (И.С. Улуханов, Е.С. Кубрякова, И.Г. Милославский, А.Н. Тихонов, О.П. Ермакова и др.); 3) морфологический (А.В. Бон- дарко, Т.В. Булыгина и др.); 4) синтаксический (Н.Ю. Шведова, В.А. Белошапкова, Н.Д. Арутюнова и др.); 5) логический и семиотический (Ю.С. Степанов, В.З. Панфилов, В.М. Солнцев, Н.Д. Арутюнова, А.Т. Кривоносов и др.); б) коммуникативный (Г.В. Колшанский, Н.А. Слюсарева, И.А. Стернин и др.); психолингвистический и нейрофизиологический (А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Залевская и др.); 8) социолингвистический и страноведческий (Ю.Д. Дешериев, А.Д. Швейцер,
В.Г. Костомаров, Е.М. Верещагин и др.); 9) историко-этимологический (О.Н. Трубачев, Н.И. Толстой и др.) и т.д. При этом
^ Особенности этого направления достаточно полно освещены в книге ИА Стернина «Лексическое значение слова в речи».
используются самые разнообразные современные методы и приемы исследования.
Особенно интенсивно развивается в последние годы синтаксическая и контекстная семантика. Ее составными частями являются теория валентности (комбинаторная семантика), восходящая в своей основе к «Структурному синтаксису» Л. Теньера [248; см. также 57, 223], теория глубинных (семантических) падежей Ч. Филлмора, логический анализ высказываний и теория речевого акта [см. 12].
Фактической базой современной лингвистической семантики являются не только отдельные языки и не только их синхронное состояние. Успешно развиваются также сравнительноисторическая, сопоставительная (контрастивная) и типологическая семантика - контенсивная типология (см., например, работы Р.А. Будагова, В.Н. Ярцевой, Б.А. Серебренникова,
С.Д. Кацнельсона, В.Г. Гака, М.М. Маковского и др.)1. В центре внимания находятся закономерности семантических изменений (семантические законы), универсальное и специфическое (национальное) в семантическом содержании родственных и неродственных языков мира, особенности структуры их семантических полей и категорий.
Вопросы, рассматриваемые в данном пособии (это, по преимуществу, общие, проблемные вопросы), связаны прежде всего с тем направлением в современном языкознании, которое называется системной лингвистикой. При необходимости в нем учитываются, однако, и идеи других направлений.
<< | >>
Источник: Васильев Л.М.. Современная лингвистическая семантика: Учеб, по собие для вузов. 1990

Еще по теме ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ СЕМАНТИКИ:

  1. § 4. Основные тенденции и направления развития и совершенствования оружия как одного из основных объектов экспертизы
  2. Основные направления внешней политики
  3. § 3. Основные направления деятельности правоохранительных органов
  4. § 12. Основные направления взаимовлиянияпроизводства и науки
  5. 17. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
  6. Основные направления исследований юридической педагогики
  7. Основные направления предэллинистнческон и эллинистической философии.
  8. Основные направления внешней политики
  9. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
  10. 7.1. Теории основного направления
  11. Основные направления и задачи
  12. 5.1. Основные направления геологоразведочных работ
  13. 2.1.3. Основные направления деятельности службы занятости
  14. 6.5. Основные направления охраны атмосферы
  15. Основные направления применения информатики
  16. 1.3. Основные направления использования ИТ в учебном процессе