ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ СЕМАНТИКИ
Наряду с традиционной лексической семантикой, занимающейся в основном изучением значений отдельных слов или групп слов в процессе их функционирования и исторического развития (изучением различных типов переносов и семантических сдвигов, полисемии, синонимии и т.д.), в наше время успешно развиваются также новые направления: структурная семантика, интерпретирующая семантика, порождающая (генера- гивная) семантика, концептуальная семантика, коммуникативная семантика, психолингвистическая семантика и др.[3]
Основы структурной семантики были заложены М.М. Покровским, Р. Мейером, Ф. де Соссюром, Л. Ельмслевом, Й. Триром, В. Порцигом, Л. Вейсгербером, Ст. Ульманом, Л. Теньером и их последователями. Главная ее цель - изучение системных связей языковых значений, лексико-семантических парадигм и других типов семантических полей. В наши дни структурная семантика, освобождаясь постепенно от присущих ей ранее формализма и релятивизма, становится, по сути дела, системной семантикой, рассматриваемой в качестве важнейшего компонента системной лингвистики [134]. Она ставит перед собой уже более широкие задачи и стремится решать их не только структурными методами.
Интерпретирующая семантика возникла как необходимый дополнительный компонент порождающей грамматики Н. Хомского (Chomsky) (например, в работах Д. Катца, Д. Фо- дора и П. Постала [234, 235], позднее - самого Хомского ['305]), как содержательная интерпретация порождаемых этой грамматикой глубинных структур. «Семантический компонент лингвистического описания ставит в соответствие глубинной структуре любого предложения данного языка ее семантическую интерпретацию»; он «призван описывать способность говорящих производить и понимать бесконечно много новых предложений, а именно ту часть процесса использования языка, которая остается за пределами сферы действия синтаксического и фонологического компонентов» [97, 33]. В дальнейшем (особенно в исследованиях У. Вейнрейха» [56]) интерпретирующая семантика получила относительно самостоятельное развитие. Главный недостаток этой теории (во всех ее вариантах) состоит в том, что она характеризует лишь правила системы языка, которыми владеет говорящий, а не их применение в акте коммуникации, связанное со сложными психологическими процессами, т.е. она не раскрывает до конца реальные процессы речевой деятельности. Основной же тезис о зависимости семантического компонента от синтаксического, поскольку только за ним признается порождающая функция, с точки зрения современной лингвистики вообще неприемлем.
Теория порождающей семантики также создана на основе генеративной лингвистики, «в некоторых важных аспектах она сходна с теорией интерпретирующей семантики... она выражает те же самые факты в другой форме» [23, 194]. Специфика этой формы главным образом в том, что порождающая семантика (в отличие от интерпретирующей) не противопоставляет синтаксис и семантику и отказывается поэтому от понятия глубинной структуры как синтаксической категории (оно сливается с понятием семантической структуры). «Вкратце позиция порождающей семантики, - пишет Д. Лакофф, - сводится к следующему: нельзя разделять синтаксис и семантику, и задачей трансформаций или преобразований вообще является соотнесение семантических представлений с поверхностными структурами» [122, 302]. По словам другою представителя этого направления, Д. Макколи, порождающая семантика «признает право на существование и семантики и синтаксиса, но подчеркивает их неизменное взаимовлияние, без которого явления одного порядка не поддаются адекватному толкованию без учета явлений другого порядка» [82, 21].
Идеи и принципы концептуальной семантики (так называет эту семантическую теорию ВА. Звегинцев) наиболее полно изложены в книге У. Чейфа «Значение и структура языка». Не видя оснований для отождествления глубинной структуры с чем-нибудь, кроме семантической структуры, Чейф полностью отказывается от принципов порождающей грамматики Хомского. По его мнению, от правильно сложившихся семантических структур, охватывающих не только лексическую, но и грамматическую семантику, «путь ведет к правильно организованным поверхностным структурам и их фонетическим репрезентациям» [98, 415 - 416]. Между начальной (семантической) и конечной (фонологической) фазами процесса порождения речи (под которым он понимает реальную речевую деятельность, т.е.
формальный) - автономными, имеющими собственное членение. Дискретность плана содержания Чейф связывает с субкатегоризацией («субконцептуализацией») понятий.
Коммуникативная семантика является в той или иной мере результатом развития всех предшествующих направлений. Ее основная цель - изучение речевых (коммуникативных) процессов, при которых из языковых (системных) значений и аккумулируемых ими неязыковых значений порождаются конкретные смыслы высказываний (шире - дискурсов, текстов)1. Сходные цели ставит перед собой и психолингвистическая семантика [113].
Советская семасиология развивает лучшие традиции отечественного языкознания, изучая план содержания как главный компонент языка в его всевозможных функциональных связях с планом выражения, с системой языковых форм и категорий (такой подход побеждает сейчас и в некоторых направлениях зарубежной семантики). Вместе с тем, чутко реагируя на процессы, происходящие в мировой науке, наша лингвистика вбирает в себя все новое и полезное из зарубежных семантических теорий. Значительный вклад в развитие семантики внесли А.И. Смирницкий, В.А. Звегинцев, Р.А. Будагов, Ф.П. Филин, С.Д. Кацнельсон и многие другие советские ученые. В настоящее время наши языковеды активно разрабатывают все аспекты лингвистической семантики: 1) лексический
(Д.Н. Шмелев, Ю.Н. Караулов, В.Г. Гак, А.А. Уфимцева,
Ю.Д. Апресян, Л.А. Новиков и др.); 2) словообразовательный (И.С. Улуханов, Е.С. Кубрякова, И.Г. Милославский, А.Н. Тихонов, О.П. Ермакова и др.); 3) морфологический (А.В. Бон- дарко, Т.В. Булыгина и др.); 4) синтаксический (Н.Ю. Шведова, В.А. Белошапкова, Н.Д. Арутюнова и др.); 5) логический и семиотический (Ю.С. Степанов, В.З. Панфилов, В.М. Солнцев, Н.Д. Арутюнова, А.Т. Кривоносов и др.); б) коммуникативный (Г.В. Колшанский, Н.А. Слюсарева, И.А. Стернин и др.); психолингвистический и нейрофизиологический (А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Залевская и др.); 8) социолингвистический и страноведческий (Ю.Д. Дешериев, А.Д. Швейцер,
В.Г. Костомаров, Е.М. Верещагин и др.); 9) историко-этимологический (О.Н. Трубачев, Н.И. Толстой и др.) и т.д. При этом
^ Особенности этого направления достаточно полно освещены в книге ИА Стернина «Лексическое значение слова в речи».
используются самые разнообразные современные методы и приемы исследования.
Особенно интенсивно развивается в последние годы синтаксическая и контекстная семантика. Ее составными частями являются теория валентности (комбинаторная семантика), восходящая в своей основе к «Структурному синтаксису» Л. Теньера [248; см. также 57, 223], теория глубинных (семантических) падежей Ч. Филлмора, логический анализ высказываний и теория речевого акта [см. 12].
Фактической базой современной лингвистической семантики являются не только отдельные языки и не только их синхронное состояние. Успешно развиваются также сравнительноисторическая, сопоставительная (контрастивная) и типологическая семантика - контенсивная типология (см., например, работы Р.А. Будагова, В.Н. Ярцевой, Б.А. Серебренникова,
С.Д. Кацнельсона, В.Г. Гака, М.М. Маковского и др.)1. В центре внимания находятся закономерности семантических изменений (семантические законы), универсальное и специфическое (национальное) в семантическом содержании родственных и неродственных языков мира, особенности структуры их семантических полей и категорий.
Вопросы, рассматриваемые в данном пособии (это, по преимуществу, общие, проблемные вопросы), связаны прежде всего с тем направлением в современном языкознании, которое называется системной лингвистикой. При необходимости в нем учитываются, однако, и идеи других направлений.
Еще по теме ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ СЕМАНТИКИ:
- § 4. Основные тенденции и направления развития и совершенствования оружия как одного из основных объектов экспертизы
- Основные направления внешней политики
- § 3. Основные направления деятельности правоохранительных органов
- § 12. Основные направления взаимовлиянияпроизводства и науки
- 17. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
- Основные направления исследований юридической педагогики
- Основные направления предэллинистнческон и эллинистической философии.
- Основные направления внешней политики
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
- 7.1. Теории основного направления
- Основные направления и задачи
- 5.1. Основные направления геологоразведочных работ
- 2.1.3. Основные направления деятельности службы занятости
- 6.5. Основные направления охраны атмосферы
- Основные направления применения информатики
- 1.3. Основные направления использования ИТ в учебном процессе
-
История русского языка -
Лингвистика -
Перевод и переводоведение (Английский язык) -
Прикладная лингвистика -
Риторика -
Русский язык -
Социолингвистика -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -