Искусство периода первых деспотий в Двуречье


Для времени династии Аккаде, пожалуй, более всего характерна идея обожествления царя, которая сначала воплощается в титулатуре, вводимой по царской воле, а затем и в идеологии и в искусстве.
Сначала герой в истории и легендах — это человек не царского рода, который сумел достичь власти, собрал огромную армию и впервые за все время существования государств-«номов» в Двуречье подчинил себе весь Шумер и Аккад по воле божества; в искусстве это мужественный человек, с подчеркнуто энергичными чертами сухощавого лица: правильные, четко очерченные губы, небольшой нос с горбинкой — порт- Ил. 91 рет идеализированный и в какой-то мере обобщенный, а в какой-то мере передающий достаточно точно этнический тип; портрет, вполне соответствующий сложившемуся из исторических и легендарных данных представлению о герое-победителе Шаррумкене Аккадском (ср. так называемую портретную голову из Ниневии — предполагаемое изображение Шар- румкена). Но это же и обожествленный царь, совершающий во главе войска победоносный поход. Он карабкается по кручам впереди воинов, изображен крупнее своих спутников, именно его действиями обеспечена победа, и символы-знаки его божественности — Солнце и Луна — сияют над его головой, украшенной атрибутом бога — турьими рогами (стела Нарам-Суэна в честь его победы над луллубеями). Или это могучий Ил. 92 герой с кудрявой бородой и в локонах. Он сражается со львом, его мускулы напряжены, одной рукой он сдерживает вздыбившегося льва, чьи когти в бессильной ярости царапают воздух, а другой вонзает кинжал хищнику в загривок (излюбленный мотив аккадской глиптики).
В какой-то мере изменения в искусстве Аккадского периода связаны с традициями северных центров страны; и в Раннединастический период на севере Нижней Месопотамии в угловатых статуэтках чувствовалось меньше скованности, чем в приземистых и более топорных скульптурах юга, ощущался навык и умение работать в камне — материале, редком на юге. Естественно, что аккадцы, хлынувшие на юг, принесли с собой эти черты, как принесли многие свои местные сюжеты и стилистические приемы, что особенно сказалось в искусстве резьбы на печатях. Художники времен Аккадской династии уже не стремятся заполнить всю плоскость печати — часть пространства остается свободной; фигуры от этого получают воздух, что побуждает художника иначе строить композицию. Важной ее частью становится надпись.
Надписи на печатях встречались и в Раннединастическое время, но обычно они терялись среди узоров и сами как бы являлись средством заполнения пространства. Надпись на аккадской печати свободно входит в композицию, становясь ее центром. Композиция начинает тяготеть к геральдической симметрии (иногда надпись заменялась какой-нибудь фигурой или предметом в центре, но на большинстве печатей надпись есть или оставлялось для нее место). По сравнению со стремительным, все время как будто движущимся изображением Раннединастического времени аккадское изображение несколько статично. Последнее, однако, искупается точной передачей изображаемого, что заставляло даже говорить о «реализме в искусстве Аккадского периода». Конечно, о реализме в том смысле, как мы сейчас понимаем этот термин, не может быть и речи: видение и принципы изобразительности мастеров Аккадского периода не выходят за рамки общего «концептуального» подхода к изображаемому объекту: фиксируются не непосредственно видимые (хотя бы и
  1. Голова царя династии Аккаде, возможно Саргона (Шаррумкена) Древнего, медь, из Ниневии, вторая половина
  1. тысячелетия до н. э.

типичные), а существенные для концепции данного предмета черты. Однако впечатление жизнеподобия создаваемой обстановки, определенной конкретности изображаемого очень остро. Глубоко врезанные фигуры прекрасно моделированы, тщательно проработаны каждый мускул, каждая мелкая деталь. Формальный принцип выравнивания фигур животных и людей по уровню их голов (изокефалия) получает свое жизненное осмысление — животное вздыблено от ярости в борьбе с человеком. Причем осязаемость, которую в результате тщательной моделировки и проработки деталей получает каждая фигура, делает даже фантастические существа, такие, как человекобык, семиголовая гидра, человек-птица, настолько достоверными, что можно как будто бы поверить в их реальное •существование. «Фриз сражающихся» Раннединастического времени в очень измененном виде (в соответствии с новыми композиционными и стилистическими приемами) сохраняется и в аккадское время, но теперь это лишь один среди множества других сюжетов: впервые в истории изобразительного искусства Двуречья в него активно вошел мир «былины», сказки, эпоса. Описательность изображения часто позволяет понять, кто изображен. Бородатый мужчина с рогатой тиарой (атрибутом божественности), восседающий на троне, со струйками воды, бьющими из его боков, и плавающими в них рыбами — это Энки, бог мировых вод; божество с лучами за спиной — Уту-Шамаш, бог Солнца; богиня с колчаном, полным стрел, — Инана, или Иштар-воительница. Фольклорное происхождение многих других фигур и сцен тоже несомненно, даже если мы не всегда находим аналогии в дошедших шумеро-аккадских письменных источниках (однако такие аналогии могут быть известны по памятникам мирового фольклора): бой с многоголовой гидрой, полет на орле, путешествие на лодке-змее или крылатом драконе, суд над фантастическими животными.
Разумеется, изменения, происшедшие в искусстве аккадского времени: динамичность композиции, правильная передача пропорций человеческого тела, отказ от искусственной ритмизации и стилизации, интерес к героической личности — были вызваны более серьезными причинами, нежели простое умение резчиков Аккада лучше обращаться с камнем, чем их более южные предшественники Раннединастического периода. Сказались, видимо, те перемены, которые произошли в политической и социальной жизни страны. Одним из серьезных мероприятий Саргона


  1. Оттиски печатей времени династии Аккаде:

а)              борьба героя (Гилъгамеша?) и его помощника в образе полузверя-полу человека (Эпкиду?) со львом, печать писца Каку% Государственный Эрмитаж;
б)              борьба героя с быком;
в)              полет героя Этаны на орле;
г)              герой, поящий быков;
д)              битва богов (ил. в, г, д см. на с. 299)
Древнего и его преемников была борьба с шумерской знатью, выразившаяся в стремлении назначать на административные должности близких себе людей. Большей частью ими оказывались аккадцы, люди не обязательно знатного происхождения, но отличившиеся, скажем, в военных походах Саргона. Легенда о его низком происхождении не случайна, даже если это только легенда, поскольку она отражала господствовавшее мнение о нем. Сказались также и открывшиеся на некоторое время большие возможности выдвижения для каждого свободного и даже неимущего.

Все это не могло не расшатать сложившиеся жреческие шумерские традиции, хотя формально Саргон и действовал в согласии с ними, о чем свидетельствуют назначение им своей дочери главной жрицей шумерского храма в Уре и передача побежденного Лугальзагеси на суд бога Энлиля.
Процессы, наблюдаемые в развитии искусства, отразили, таким образом, интерес к отдельной личности; произошло, если можно так выразиться, некоторое «укрупнение личности» по сравнению с предшествующим периодом. Подобное явление, конечно, нельзя называть «свободой творчества» в искусстве, но стремление царя, пусть даже и царя-деспота, как-то изменить традицию сказалось и на искусстве этого периода.
Памятников изобразительного искусства аккадского времени сохранилось очень немного, основным материалом наших наблюдений явились печати. Характерно, что на многих аккадских печатях с надписями (особенно на печатях хорошего качества) часто указывается не только имя владельца, но и имя его отца, а также и должность или профессия; таким образом, круг должностных лиц, на который работали художники, очерчивается довольно четко. В большинстве своем это писцы, надсмотрщики, посланцы, т. е. та самая новая администрация, которая выдвинулась при Саргоне, а при его преемниках, видимо, получавшая уже свои должности по наследству. Она могла заказывать печати по своему вкусу и выбирать сюжеты из круга тем, наиболее ей близких и знакомых. Печать постепенно утрачивала свою роль амулета-оберега, которую она сохраняла в течение почти двух тысяч лет. Забывается смысл прежних иконографических образов, созданных шумерским искусством, они переосмысляются на свой, более понятный лад, хотя и в рамках прежних традиций, так как иконография оказывается прочнее ее устного истолкования.
О том, в какой мере в шумерском искусстве послеаккадского времени сохранились аккадские традиции, лучше всего можно судить по памят-

Первые деспотии в Двуречье

никам лагашского правителя Гудеи. Период правления Гудеи не может считаться этапом в истории культуры Двуречья. Такая его оценка — скорее лишь один из примеров представлений, основанных на археологических случайностях. Лагаш послеаккадского времени раскапывался больше других шумерских городов и, естественно, дал большее количество памятников материальной культуры; только поэтому одно время об искусстве позднего Шумера в целом судили по искусству «периода Гудеи» (этот термин так и вошел в историю науки, хотя правильнее говорить о периоде II династии Лагаша). Однако и сейчас искусство времени II династии Лагаша остается важнейшим звеном, по которому можно судить и о других звеньях в искусстве Двуречья конца III тысячелетия до н. э.
Особенно много дошло до нас скульптурных портретов Гудеи, его жены и сына. В отличие от небольших шумерских скульптур Раннедн- настического периода это уже нередко подлинно монументальные памятники — в рост человека и даже больше. Выполнены они главным образом в диорите — привозном материале.
В скульптурных портретах Гудеи намечаются два типа: один — приземистые статуи с несколько укороченными пропорциями, т. е. выполненные в южношумерских традициях, другой — более стройные, «аккадского» типа. И те и другие изображения очень тщательно отделаны, все детали подчеркнуто проработаны, но и в позе, и в передаче мускулатуры «аккадских» фигур ощущается больше смелости и свободы, в то время как фигуры «шумерского» Гудеи более скованны, руки несколько судорожно прижаты к телу и во всем исполнении чувствуется некоторая сухость. Возможно, что и в самом деле в мастерских правителя работали мастера-аккадцы и мастера-шумеры, но и последние, безусловно, пытались работать с учетом новой, «аккадской» манеры [*****************************]. Принципы «аккадского» искусства, как мы видим, не исчезли бесследно с исчезновением династии Аккаде — это искусство оказало ощутимое влияние, которое будет сказываться вплоть до середины II тысячелетия до н. э. Умение правильно передавать пропорции человеческого тела, чувство материала, тенденция передавать индивидуальное (не в рамках портрета отдельной личности, но в рамках типажа), свобода и гармоничность композиций — это наследие периода Аккаде, которое можно обнаружить и в памятниках последнего периода шумерской истории — III династии Ура, и в памятниках более позднего, старовавилонского искусства.
Ил. 93 От времени III династии Ура до нас дошли и скульптура (но уже не монументальная, как от периода Гудеи), и рельеф, и большое количество глиптики. К этому периоду относятся многие прекрасные памятники архитектуры: довольно хорошо сохранившийся зиккурат основателя династии Ур-Намму, а также комплекс подземных и наземных сооружений — склепы, где покоились представители царствовавшей династии, и ряд других зданий.
Лучшие памятники III династии Ура можно отнести к шедеврам шумерского искусства: такова, например, небольшая скульптурная женская голова; предполагается, что это богиня Нингалъ. Мягкая тонкость правильных черт создает образ почти античный. Очень изящны и маленькие статуэтки правителя Ур-Намму, равно как и некоторые терракотовые рельефы. Но в целом памятники этого времени оставляют впечатление однообразия и стереотипности. При очень сильно ощутимом влиянии аккадского искусства, той внутренней экспрессии и динамичности,

Первые деспотии в Двуречье
  1. Месопотамская скульптура конца III— нашла II тысячелетия до н. д.:

а)              голова богини» конец III тысячелетия до п. э.;
б)              скульптурная голова времени Гудеи, около XXII в. до н. э.
которая отличала лучшие произведения аккадских мастеров, в памятниках позднешумерского искусства уже нет. Многие черты аккадского искусства оказались восприняты чисто формально: тщательная проработка деталей доведена до предела, чересчур мелкая разделка поверхности дробит восприятие. Поэтому большинство памятников послеаккадской пластики при безукоризненном внешнем исполнении кажутся безжизненными и сухими. Печати гладко отшлифованы, выполнены с большим мастерством и в более твердом, чем раньше, материале (в это время для печатей начинают применяться главным образом гематит, а также аметист, горный хрусталь, яшма). Но и в рельефе и в глиптике преобладает один-единственный сюжет — поклонение божеству или обожествленному царю; этот сюжет повторяется с таким постоянством, что печати могут показаться отштампованными, если бы не надписи с разными именами. Впечатление в какой-то мере соответствует действительности, ибо над ними трудились мастера огромных царских ремесленных мастерских III династии Ура, набившие себе руку на воспроизведении одной предписанной темы.
С падением державы Ура ухудшается техническое мастерство, но возрастает разнообразие главным образом мифологической тематики изображений.
<< | >>
Источник: М. А. КОРОСТОВЦЁВ и др.. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. 1983

Еще по теме Искусство периода первых деспотий в Двуречье:

  1. Глава IV .ПЕРВЫЕ ДЕСПОТИИ В ДВУРЕЧЬЕ
  2. Глава V СТАРОВАВИЛОНСКИЙ ПЕРИОД В ДВУРЕЧЬЕ СТАРОВАВИЛОНСКИЙ ПЕРИОД В ДВУРЕЧЬЕ
  3. Глава III РАННЕДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД В ДВУРЕЧЬЕ И ЭЛАМЕ
  4. ЛИТЕРАТУРНОЕ, ТЕАТРАЛЬНОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВА В КРИТО-МИКЕНСКИЙ И АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОДЫ Зарождение литературы и театрального искусства
  5. Искусство Раннединастического периода
  6. ИСКУССТВО ПЕРИОДА КЛАССИКИ
  7. ИСКУССТВО В КРИТО-МИКЕНСКИЙ ПЕРИОД
  8. Искусство периода архаики
  9. Идеология, культура и искусство Протописьменного периода
  10. Научная мысль, искусство и архитектура в период аннексии
  11. 3.2.2. ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ДВУРЕЧЬЕ, ЕГИПЕТ, ИНДИЯ, КИТАЙ)
  12. Искусство периода феодальной раздробленности. XII - середина XIII века
  13. Искусство в период монголо-татарского ига и начала объединения русских земель (XIV - начало XV в.)
  14. §2 ВОСТОЧНЫЕ ГОСУДАРСТВА-ДЕСПОТИИ