НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ


Знаменитый политический мыслитель и историк Никколо Макиавелли (1469—1527) происходил из обедневшей дворянской семьи. Отец его занимался юридической практикой, мать была образованной женщиной, обладавшей поэтическим талантом.
Семья с трудом перебивалась, но тем не менее мальчику было дано хорошее образование. В 1498 г. Макиавелли получил место секретаря сеньории, затем (с 1498 по 1512 г.) должность секретаря Совета десяти, ведавшего военными и иностранными делами. Выполняя дипломатические миссии, он проявил ловкость, проницательность, знание людей и обстоятельств.
После возвращения Медичи во Флоренцию его отстранили от этой должности. Вскоре был раскрыт
заговор против Медичи; Макиавелли был заподозрен в его участии и после пыток осужден на изгнание. Он провел долгие годы в своем имении, где и написал наиболее важные сочинения: -«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия». «Государь» и др.
Когда папа Климент VII вновь призывает Макиавелли ко двору, народ относится к нему враждебно, так как не может простить ему переход на сторону Медичи. Смерть Макиавелли некоторые объясняли отравлением.
Макиавелли положил начало науке о политике. По его собственным словам, он политик по призванию: «Вмешиваться в людские дела с целью действовать на них с помощью точного знания их вкусов, желаний, наклонностей, господствовать над людьми благодаря умению отгадывать сокровенные движения человеческой души» — вот страсть, всецело поглощавшая его. Она отразилась в его произведениях.
Всемирную известность Макиавелли принесло сочинение «Государь». В этой книге он как бы переселяется в древний мир, порывая всякую связь со средними веками, с церковью, религией, нравственностью. Он рассматривает государство только с точки зрения его процветания и благополучия, совсем не задаваясь целью описать идеальную форму государственного устройства. Образцом государя ему представлялся сын папы Александра VI — Чезаре Борджи, герцог Романьи, известный своими преступлениями. Все, что служит целям политики, признается хорошим, все, что противодействует ей,— дурным. При достижении намеченных целей правительство может смело прибегать ко лжи, обману, жестокости, измене. Религия рассматривается только как орудие политики. Церковь должна быть подчинена государству. Заботиться о том, чтобы обеспечить себе любовь и преданность подданных, совершенно излишне для правителя. Население должно лишь бояться своего правителя, слепо повиноваться ему, вести себя смирно и поставлять нужные деньги и нужных солдат. Счастлив при этом народ или нет — безразлично. Государь должен обращать внимание преимущественно на
развитие военной силы государства, охранять его от внешней опасности.
Существует много самых разнообразных суждений как об этой книге, так и обо всех произведениях и деятельности Макиавелли. Одни, например, видят в нем скрытого приверженца свободы, который под видом советов деспотизму обнаруживает его беззакония, открывает его тайны, делает его ненавистным и бессильным. «Макиавелли,— пишет Дидро,— как будто говорит в своем произведении: читайте хорошенько мою книгу, если вы получите государя, то он будет именно таким, каким я его описываю. Берегитесь!» Другие, основывая свое мнение на отзывах современников, считавших Макиавелли безусловно честным человеком и страстным патриотом, думают, что он желал прежде всего освободить свою родину от варваров и учил Медичи, как следует поступать, чтобы вернуть Италии прежнее величие и избавить ее от чужеземного ига. Так считали Гердер, Ранке. По мнению Прудона, о теории Макиавелли следует судить с точки зрения нравов и взглядов XVI в., когда право сильного царило безраздельно. Макиавелли, дескать, только излагает господствующую политику, но вовсе не является ее изобретателем, выражая в холодных и жестоких аксиомах государственную мудрость своего века.
Разделяя по примеру Аристотеля все формы правления на три группы — монархию, аристократию, демократию, Макиавелли одинаково индифферентно относится ко всем трем, потому что цель каждого правительства, по его мнению, заключается в поддержании беззакония и связано с сохранением существующего общественного строя. Всем правительствам Макиавелли подает аналогичные советы: государь должен беспощадно истреблять всех врагов, аристократия должна избивать представителей всех свергнутых династий, а демократия — всех аристократов. Такого рода насильственные действия могут вызывать негативную реакцию населения. Ho это для Макиавелли безразлично, потому что то новое, что должно прийти на смену старому, будет столь же плохим.
Сикст V, Карл V, Екатерина Медичи и Ген

рих III не расставались с книгой Макиавелли. Мурад IV и Мустафа IV велели перевести ее на турецкий язык.
Как бы то ни было, имя Макиавелли преврати-' лось в нарицательное как синоним беспринципного политика, деятельность которого характеризуется хитростью, лицемерием и недобросовестностью.
Макиавеллизмом называют политику, отличающуюся полным отсутствием честности й справедливости, добивающуюся только успеха.
Макиавелли, обладавший большим опытом политического деятеля, видел, что только создание единого централизованного государства сможет предотвратить в дальнейшем междоусобную борьбу городов и положить конец разорению страны вторгшимися в ее пределы войсками других государств. Одну из основных причин бедствий Италии Макиавелли усматривал в политике пап, которые, преследуя свои корыстные цели, неизменно обращались к враждебным Италии силам. «Вот что держало и держит Италию в состоянии разъединения и слабости»,— заключает он.
Макиавелли приходит к убеждению, что в данных, столь тяжелых для Италии, условиях единственным средством уничтожения ее раздробленности является установление сильной, неограниченной власти государя. В его распоряжении должна находиться постоянная армия, организованная на основе всеобщей воинской повинности, так как в наемных войсках кондотьеров правителя в военное время ждет не помощь, а гибель, в мирное же время они занимаются грабежами.
У              самого Макиавелли политика, основы которой изложены им с таким откровенным цинизмом, всегда подчинялась одной цели — объединению Италии. Иного пути к достижению государственного единства в обстановке постоянной вражды между мелкими государствами Италии он не видел.

Являясь опорой феодального строя, в XVI в. папство пользовалось поддержкой многих европейских государств. Оно все еще распоряжалось весьма значительными средствами, собираемыми с котоликов, но уже не обладало прежней мощью. В условиях складывания в Европе абсолютистских государств, в обстановке широкого распространения Реформации папство, несмотря на все свои усилия, было вынуждено окончательно отказаться от свойственных ему в XII — XIII вв. притязаний на установление господства во всем феодальном мире. Политическая роль католической церкви все более падала, ее влияние было подорвано.
Папы одновременно были мелкими государями Италии со всеми характерными чертами, присущими правителям этого типа,— склонностью к интригам, неразборчивостью в средствах, продажностью, вероломством и лицемерием. Наиболее характерными фигурами пап этого времени были Александр Борджиа (1492—1503) гг.) — типичный кондотьер на папском престоле, участвовавший в бесконечных войнах. Папы постоянно натравливали одни итальянские государства на другие с целью их захвата или подчинения своему влиянию. Такая политика папства являлась серьезным препятствием для преодоления политической раздробленности Италии.
Однако папам удалось несколько расширить территорию своего государства: Юлий II присоединил к нему Болонью, а в конце XVI в. была захвачена Феррара. Население Папской области было разорено очень тяжелым налоговым гнетом и жестокой эксплуатацией, а развитие производительных сил подорвано. По степени нищеты и бесправия народных масс она могла сравниться только с испанскими владениями в Италии.
В тр же время папы совместно с Габсбургами с 40-х годов XVI в. возглавили общеевропейскую католическую реакцию с целью укрепления позиций церкви. Италия оказалась первой жертвой. В 1542 г. здесь была реорганизована инквизиция и создан инквизиционный трибунал в Риме. Во всей

стране, за исключением Венеции, начали свирепствовать инквизиционные суды. Лица, заподозренные в малейшем отклонении от церковной догмы, подвергались суровым преследованиям. В 1559 г. папа Павел IV впервые опубликовал индекс (список) запрещенных книг; чтение книг, занесенных

Папа Павел III с племянниками. Тициан. 1546 г.


в индекс, каралось смертной казнью, многочисленные выдающиеся произведения литературы и науки сжигались на кострах. Ни одной книги нельзя было напечатать без особого разрешения инквизиторов. Орден иезуитов, утвержденный папой в 1540 г. и ставший главным орудием католической реакции, оказывал огромное влияние на политическую и ду
ховную жизнь страны. В Италии было основано много иезуитских школ, учрежденная в Риме коллегия превратилась в высший центр подготовки иезуитов. Реформационные движения в Италии были искоренены. Многие лютеране и кальвинисты бежали из итальянских городов, в которых начала распространяться Реформация (?), во Францию, в Женеву, Нидерланды, Польшу. Немало передовых мыслителей и крупнейших ученых погибли на костре, подобно Джордано Бруно в 1600 г., или сделалось узниками инквизиции, как Галилео Галилей. В Сицилии и Сардинии была учреждена испанская инквизиция, но испанскому правительству все же не удалось ввести ее в Южной Италии и Миланском герцогстве из-за сопротивления широких слоев населения. Следствием реакции было распространение в Италии в XVII в. разнообразных суеверий, увлечение магией и алхимией. Участились ведовские процессы и случаи массового сожжения «ведьм».
<< | >>
Источник: Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. и др. .. Всемирная история: В 24 т. Т. 10. Возрождение реформация Европ.ы. — Мн.: Современный литератор. — 480 с.. 1999

Еще по теме НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ:

  1. § 1. НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ
  2. Н. МАКИАВЕЛЛИ. ГОСУДАРЬ2
  3. ЛЕГКОМЫСЛЕННАЯ РЕКЛАМА НИККОЛО ПАГАНИНИ
  4. § 1. Феноменология политического Николо Макиавелли
  5. II. ТОМАС МОР И МАКИАВЕЛЛИ
  6. Социально-философская мысль эпохи Возрождения
  7. С кем разделить вечность?
  8. 1.2. Геополитические идеи первопроходческого значения
  9. 33. Каковы характерные черты натурфипософского периода в философии Возрождения?
  10. Использованная литература
  11. БОГЕМНЫЙ ВИРТУОЗ
  12. 15.1. Зарождение теории партий