VIII. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ МЕЖДУ АНТИЧНОСТЬЮ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕМ, МЕЖДУ И СХОЛАСТИКОЙ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И ВИЗАНТИИ V-IX вв.
Единое Римское государство распалось на Восточную и Западную его половины в IV в., но, в сущности, до конца его такое распадение было непрочным.
Выдающийся император Феодосий в конце того же века в борьбе против различных врагов вне и внутри своего огромного государства сумел воссоздать его единство, став абсолютным властителем (dominus). При этом он восстановил и укрепил его духовную компоненту, теснейшим образом связанную с деятельностью христианской церкви. Были отменены все эдикты Юлиана Отступника и некоторых его преемников о веротерпимости и о возрождении традиционных языческих религий, о восстановлении их храмов, которые теперь разрушались. Отменялись тысячелетние институции греко-римской культуры (например, Олимпийские игры, проведенные в последний раз в 393 г.). Установив специальным декретом (380) нерушимость ортодоксальной католической религии, Феодосий преследовал арианство, которое приняли некоторые германские народы, воевавшие против империи. После смерти Феодосия (395) огромное Римское государство по его же завещанию было снова разделено на Восточное — будущая Византийская империя со столицей в Константинополе — и Западное (возглавленные его сыновьями). Начался процесс их расхождения, обусловленный социально- экономически и культурно-религиозно-идеологически. Считается, что Западная Римская империя прекратила свое существование вместе с последним императором (476).
Для романизированного Запада V —X вв. стали временами тяжелых войн с вторгавшимися сюда остготами, вестготами, вандалами, бургун- дами, лангобардами, позже скандинавами (викингами) и другими народами. Обосновываясь в Италии, Галлии, Испании, они смешивались с местным населением, усваивали их ломаную («вульгарную») латынь, а свое обычное право так или иначе ориентировали на те элементы римского правопорядка, которые здесь сохранялись, хотя, конечно, воцарявшийся здесь деревенско-общинный строй жизни при упадке полуразрушенных городов весьма замедлял эти процессы. Но все же
в названные века начинали формироваться новые этносы, создававшие свои государства. Правда, первые из них оказались недолговечными. Остготское королевство в Италии в середине VI в. было разгромлено войсками императора Юстиниана, а вестготское в Испании в самом начале VIII в. постигла та же участь из-за вторгшихся сюда арабов.
Однако названные народы уже в IV в. приняли христианство, хотя и в его арианской разновидности, что было неприемлемо и для Рима, и для Константинополя. Огромную духовную и политическую роль стала играть католическая церковь Запада. Полуварварские слабоцентрализованные государства, образовавшиеся в Италии, Испании, Галлии, несколько позже — в Британии, оставались неустойчивыми вследствие внутренних и внешних неурядиц. Им противостояла уже сильная церковь, владевшая большими земельными угодьями, опиравшаяся на разветвленную священническую иерархию с единым центром в лице римского патриарха, а затем папы, провозгласившего себя преемником ап. Петра, которому якобы Христос, возносясь на небо, завещал свою божественную благодать.
Наиболее устойчивое и сильное государство создали в Галлии франки, удаленные от Византии и разгромившие арабов (732), вторгшихся туда из завоеванной ими Испании. В отличие от других германских народов, принявших арианство, они восприняли христианство в.«правильной», католической форме непосредственно от римской курии. Взаимное тяготение светской власти Каролингов и духовной власти римских пап привело к факту огромной значимости для западноевропейской истории Средневековья — коронованию папой Львом I Карла Великого в 800 г. короной римского императора. Протесты императоров Византии против «узурпации» их прав как единственных подлинных носителей верховной власти Римского государства были уже бессильны остановить укрепление союза власти новых императоров и римской церкви. Сложилась система, нередко называемая системой цезаропапизма, обозначающая тесное единство светско-политической и духовно-идеологической властей. Их раздельность в данную эпоху, да и в дальнейшие века Средневековья, оставалась относительной.
300 Императорской власти, особенно в эти «темные века», была совер- шенно необходима духовная санкция. К тому же интересы подчинения империи язычников — преимущественно германоязычных — взывали к миссионерской деятельности церкви. Слово весьма облегчало и даже заменяло действие меча.
Вместе с тем духовное содержание деятельности римско-католической церкви было невозможно без обладания определенным — в ту эпоху весьма значительным — комплексом земельной собственности. Она сосредоточивалась не только в самом папском государстве, представлявшем непосредственную теократию, но и в собственности монастырей, соборных капитулов и других церковных владельцев, принадлежала римскому папе как верховному суверену. После смерти Карла Великого (814) его империя распалась, появились новые, еще весьма аморфные государства, внутри которых возникали более мелкие феодальные образования. Всем им противостояла значительно более централизованная собственность римской курии.
Но ее политические амбиции питались все же не столько имущественными интересами, сколько идеологической и культурной ролью. Христианская церковь на Западе своим вероучением, институциями и соответствующей им системой образования стала основным, если не исключительным, особенно в ранний период, который мы здесь рассматриваем, связующим звеном между цивилизацией и культурой Античности и феодализирующегося, в целом еще деревенского Средневековья.
Еще по теме VIII. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ МЕЖДУ АНТИЧНОСТЬЮ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕМ, МЕЖДУ И СХОЛАСТИКОЙ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И ВИЗАНТИИ V-IX вв.:
- Средневековая христианская философия стран Западной Европы
- Лега В. П.. История западной философии. Часть первая. Античность. Средневековье. Возрождение: учеб. пособие, 2009
- Отношения Византии к Италии и Западной Европе
- Западная Европа. Византия. Армения
- §5 ЗАКАТ ВИЗАНТИИ Между Западом и Востоком
- ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
- Православная религия и философия в ранней Византийской империи. Аристотелизм и зарождение схоластики.
- ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ. СТАТУС И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
- XI. МЕЖДУ СРЕДНЕВЕКОВЬЕМ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
- VIII. Между эротизмом и общей экономикой: Батай