6. 4. «Mensura-» - «numerus» - «order». Число

В сочинениях «О свободе воли» (II 16,41) и «О порядке» (II 14, 39 - 16,44) Августин впервые прибегает к триаде mensura [измерение], numerus [число], ordo [порядок]. Это места, в которых мощно проступает влияние со стороны платонизма и пифагореизма, и в них наш писатель обращается к концепции чисел, придавая им онтологическое значение.
Итак, подобная функция чисел сводится к тому, чтобы возвышать до созерцания божественных реальностей: чтобы взойти к Богу, человеку необходимы некие ступени, а они, при всем своем разнообразии, слагаются в некий порядок, который ум умеет распознать в структуре чувственного мира. Числа вечны реально: и с их помощью божественный Разум образовал все реальности, будь то идеи, будь то материальные данности, в которых присутствуют числа. Числа создают геометрию и астрономию. Точкой отсчета является чувственная реальность, то есть красота земли и неба; но эта чувственная реальность, будучи рассмотрена должным образом, позволяет разуму распознать формы, а в их основе — меры и, наконец, — числа: это есть переработка и углубление античной концепции, наличествующей уже в апологетике, согласно которой следовало внимательно изучать творение, чтобы выявить в нем сокровенную внутреннюю красоту, позволяющую взойти к Богу. Арифметика, напротив, не внушает Августину желание подвергнуть её подобной специфической разработке, поскольку он, как, впрочем, представители всей позднеантичной культуры, видит число прежде всего под философским и мистическим углом зрения. Такую позицию занимал за два-три века до него Никомах Геразский, который, возможно, и стал источником его математических познаний.
Соответствующее произведение, написанное Никомахом, было не теоретическим трактатом, но учебным пособием, выделившим те элементы математики, которые являлись существенными для понимания платонической и пифагорейской философии; в качестве такового этот труд сделался образцом для его позднейших подражателей и комментаторов, таких, как Феон Смирнский, который, в свою очередь, передал эту эстафету Халкидию и Боэцию. Августин также вписывается в это направление, в основном и сушностно отождествляя матема тические числа с идеями, а единицу как начало чисел — с Единым, которое есть Бог, первоначало всего того, что существует. Фундаментальным для ознакомления с концепцией числа Августина является его трактат «О музыке». В нем Августин проводит углубленное исследование значения числа в сфере музыки, которая есть наука правильного измерения в соответствии с ритмом. Таким образом, музыка, грамматика, арифметика и метрика оказываются тесно друг с другом связанными. Если нумерические законы вечны и управляют миром, единожды овладев принципами этих законов, человек был бы способен познать порядок, царящий в мире, а значит, Бога. Это убеждение типично для первой фазы развития мысли Августина. Однако изучение свободных искусств выполняет для Августина неизменно пропедевтическую функцию, никогда не гарантируя для него переход от чисел к numerus sine питего [числу без числа], то есть к Богу.
<< | >>
Источник: Клаудио Морескини. История патристической философии. 2011

Еще по теме 6. 4. «Mensura-» - «numerus» - «order». Число:

  1.             Число 666
  2. 6.2. Мера - число - порядок
  3. 6.1. Триада: мера - число - вес
  4. ЧИСЛО НЕАКТИВНЫХ ЛИЦ ПОСТОЯННО
  5. Число Посланий святого Апостола Павла
  6. ЧИСЛО БЕРЕМЕННОСТЕЙ, НАСТУПАЮЩИХ ВОПРЕКИ ЖЕЛАНИЮ
  7. В Д. Диденко, А.С. Анисимов Голографическо-символическое число три в биографии юбиляра
  8. ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ [Число промежуточных терминов в доказательствах отрицания]
  9. Глава четвертая О НАСЛЕДСТВЕННОМ СОБРАНИИ И О НЕОБХОДИМОСТИ НЕ ОГРАНИЧИВАТЬ ЧИСЛО ЕГО ЧЛЕНОВ
  10. Глава XIX ОСНОВЫ КРАТЧАЙШЕГОПУТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМА I Каким образом один учитель может обслужить любое число учеников.