Геополитика "второй волны"

Итоги второй мировой войны круто изменили геополитическую карту мира, основы и механизм функционирования "мирового сообщества" Не могла оставаться прежней и геополитическая наука. В ее развитии наступил второй этап, начальный период которого был также богат на оригинальные идеи и новые имена.
Одной из особенностей этого этапа было то, что, если не принимать в расчет неоднократные "смены вех" в геополитических планах Москвы, основная научная жизнь кипела в школах "океанской" геополитики. По инерции еще лет 10-15, особенно в странах Северной Европы (к примеру в Финляндии), работали теорстики-"континенталыцики", но постепенно их исследования сошли на нет. Что и понятно — в войне победили "океанские" державы Запада и их доктрины.

Наибольшую потребность в осмыслении новой реальности, практических внешнеполитических рекомендациях испытывало американское руководство, которое вступало в непривычную для себя роль заведующего делами западного мира. Неудивительно, что Америка становится центром геополитики нового поколения.

Перед ее творцами стояло несколько взаимосвязанных задач, которые более или менее удачно были ими решены. Прежде всего необходимо было реабилитировать саму науку, которая в сознании не только интересующихся политикой обывателей, но и многих ученых-полит- ологов устойчиво ассоциировалась с германской разновидностью "континентального" направления геополитики. Выход подсказала сама жизнь. Разгоревшийся с новой силой — после периода коалиционного сотрудничества — конфликт между СССР и США, Востоком и Западом с самого начала приобрел густую идеологическую окраску. Анализируя глубинные геополитические причины и перипитии этого конфликта, американские специалисты довольно долго делали это в иных системах координат, в том числе и в идеологической, пользовались ее идеологической символикой и семантикой. Время лечит и часто реабилитирует: к 70-м годам потребность в идеологическом камуфляже отпала.

Другая задача состояла в том, чтобы адаптировать науку, занимавшуюся доселе изучением преимущественно конфликтного многополярного мира к новой биполярной схеме мироустройства и американскому лидерству на Западе. Американским геополитикам мешали традиции изоляционизма: и после войны в США было немало тех, кто призывал ограничить участие Соединенных Штатов в мировых делах. На помощь пришла парадоксально уживавшаяся с изоляционистскими настроениями старая идея американского мессианства, которая в новых условиях стала звучать как американская антикоммунистическая миссия. И геополитика стала заниматься тем, как Вашингтону установить, сохранять и укреплять свое лидерство в "свободном мире", а также осуществлять "освобождение покоренных народов" на Востоке.

Третья важнейшая миссия заключалась в том, чтобы внести в геополитику существеннейшие поправки, связанные с появлением ядерного оружия. Как вскоре выяснилось, ядерные боеголовки и новейшие межконтинентальные средства их доставки, авиационные и ракетные, радикально меняли многие ставшие привычными нормы и законы геополитики. В частности, ни ведущее государство "внешнего полумесяца" — США, ни главная держава "центрального материка" — СССР более не могли рассчитывать на относительную безопасность от внешних вторжений, по крайней мере осуществляемой наисовременнейшим дальнобойным оружием.

Перемены, вызванные появлением ядерных вооружений, оказались настолько существенными, что в геополитической науке обособилось целое направление, в ведении которого находилось влияние новых средств поражения на глобальную расстановку сил. Это направление самым естественным образом влилось в общий поток чисто военных, военно-политических и политологических исследований, связанных с ядерным оружием, и бесспорно, оставило заметный след в изучении этой проблемы и создании того, что можно условно назвать общей теорией ядерного оружия7.

Наконец, четвертой задачей была острая необходимость решить по сути своей чисто геополитический вопрос о том, как относиться к — и реагировать на — быстрое нарастание национально-освободительного движения. Как понимали и в США, и в Англии, а позже осознали и во

Фрикции, остановить этот процесс практически не представлялось молможным тем более, что за ним стоял тогда еще мощный СССР. О'гигг был найден в том, чтобы сохранить новые независимые государств и сфере геополитического влияния Запада, используя весь доступный набор невоенных средств, позже получивший наименование "неоколониализма" (сохранение и усиление общей экономической записи мости стран "третьего мира" от мира "первого" посредством целе- іііінра пленных западных инвестиций в основные отрасли промышленности "на местах", сохранения однобокости молодых экономик, их преимущественной сырьевой направленности; оказание программ экономической, гуманитарной и прочей помощи; обучение местных плит и западных странах; контроль над местными средствами массовой ин(|юрмации и т.д.). Что, однако, не исключало применения и военной силы на региональном уровне в особых критически важных случаях.

Решение основных вопросов, вставших перед западной геополитикой с середины 40-х годов с одной стороны, и относительная стабиль- нос'гь биполярной формы мироустройства (по крайней мере внешних се проявлений) в сочетании с постепенным потеплением и выработкой пранил игры в отношениях СССР-США (и Восток-Запад) с другой, практически лишили западную геополитику стимулов для дальнейше- m развития. Примерно с середины 70-х годов, несмотря на многообразие протекавших за внешним фасадом формально сохраняющейся биполярности процессов иного свойства (об этом будет сказано ниже), и западной геополитике не было создано ничего принципиально нового. (Единственным исключением можно считать некоторое оживление, последовавшее за объявлением Р. Рейганом программы СОИ. Тогда и поенные, и политики, и геополитики стали просчитывать возможность се практической реализации, а также воздействие развертывания широкомасштабной космической — или космических — ПРО на ситуацию и мире). Фактически данная наука оказалась в состоянии застоя, за отдельными исключениями превратилась в дисциплину, изучающую глобальную политику, то есть стратегические направления развития международных отношений. 1.4

<< | >>
Источник: К. Э. Сорокин. Геополитика современности и геостратегия РОССИИ. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН). - 168 с.. 1996

Еще по теме Геополитика "второй волны":

  1. РОССИЯ НАКАНУНЕ ВТОРОЙ ВОЛНЫ РЕВОЛЮЦИИ
  2. «Волны» демократи
  3. ВОЛНЫ ЭТНИЧЕСКОЙ МОБИЛИЗАЦИИ
  4. 22.1. Волны демократизации
  5. Снять гребень новой волны!
  6. 4.5. Россия: геополитические потрясения и волны административных реформ
  7. А.Н. Кожановский ИСПАНСКИЙ СЛУЧАЙ: ЭТНИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ УТЕСЫ
  8. Мода на геополитику
  9. 1.2. СТРУКТУРА ГЕОПОЛИТИКИ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК
  10. 2.2.4. Бихевиористская геополитика
  11. 1.1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ГЕОПОЛИТИКИ
  12. Введение О ПОНЯТИИ «ГЕОПОЛИТИКА*
  13. ГЕОПОЛИТИКА КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД
  14. 2.2.3. геополитика ядерной эры
  15. Придет ли "третья волна" геополитики?
  16. 24.2. Теории и школы классической геополитики
  17. 8.1.1. Роль стратегий в современной геополитике