3. Переход к трансфинитному

Принимая во внимание вышесказанное о природе бесконечности и понятии множества, становится понятным подход Кантора к трактовке бесконечных множеств как конечных. Другими словами, он считал, что идентичность множества определяется его элементами, т.е.
бесконечное множество по аналогии с конечным может быть специфицировано бесконечным перечнем. Сама идея бесконечного перечня элементов множества представляется весьма трудной, и вот тут-то Кантор и использует реалистическую посылку: вполне возможно, что неспособность мыслить бесконечные множества без какой-то порождающей идеи окажется просто контингентным человеческим ограничением, что никак не ограничивает идеи существования множеств в некотором мысленном пространстве. Контингентному явно не место в платоновском царстве сущностей. Если бесконечные множества трактуются как конечные, то им можно приписать числа, и они могут быть сосчитаны. Но как это сделать? Ведь понятие кардинального числа, выведенное из идеи одно-однозначного соответствия, не дает числа объектов в интуитивном смысле. Чтобы называть их числами, нужно сравнение их, т.е. чтобы можно было сказать, какое из них больше, а какое меньше.

Рассмотрим два множества, А и В. Пусть С есть кардинальное число каждого из этих множеств, т.е. число, показывающее их «размер». Их можно сравнивать в соответствии со следующим определением:

С (А) < С(В), если и только если, имеется подмножество В* множества В такое, что С(В*) = С(А).

Таким образом можно ввести отношение порядка среди множеств. Но для того чтобы знать, что это определяет даже частичный порядок, необходимо знать, что

С(А) < С(В) & С(В) < С(А) => С(А) = С (В).

Это теорема Шредера — Бернштейна, согласно которой если имеется подмножество В* множества В такое, что существует одно-однозначное соответствие между А и В*, и существует подмножество А* множества А такое, что существует одно-однозначное соответствие В и А*, тогда существует одно-однозначное соответствие между А и В.

Для конечных множеств эта процедура сравнения множеств интуитивно понятна, но в случае бесконечных множеств возникают проблемы. Действительно, рассмотрим общий случай сравнения двух множеств А и В.

Пусть даны два множества Aw. В. Тогда имеются четыре комбинаторные возможности:

1) С(А) = С(В); 2) С(А) < С(В); 3) С(А) > С(В); 4)АиВ несравнимы в отношении кардинальности.

С точки зрения конечных множеств последний вариант не имеет смысла, потому что каждая конечная совокупность имеет определенное число элементов, и эти числа упорядочены отношением «меныпе-чем» или «болыпе-чем».

Идея Кантора состояла в том, чтобы позволить эту возможность в отношении бесконечных множеств. Вопрос заключался в статусе этой возможности. Как оказалось, для доказательства этого утверждения требуется условие вполне-упо- рядоченности любого множества (каждое непустое множество име- ет наименьший элемент). Но как раз этого последнего условия Кантор, несмотря на все свои усилия, доказать не смог. Так что утверждение о возможности сравнения кардинальных чисел бесконечных множеств остается посылкой, что очень важно с точки зрения обоснования теории трансфинитных чисел. Известно, что предположение о вполне-упорядоченности множеств равносильно аксиоме выбора, которая имеет громкую историю в основаниях математики.

Для общей трактовки конечных и бесконечных множеств следует ввести определение, которое подходило бы для тех и других. Или же следует показать, что законы для трансфинитных чисел не противоречат законам для конечных чисел. Но надо сразу заметить, что кардинальные числа для бесконечных множеств (далее, просто кардинальные числа) имеют особую арифметику, на которой мы здесь не останавливаемся. В духе принятой Кантором посылки эта арифметика позволяет выразить соотношение между кардинальным числом данного множества^ и его множеством-степенью Р(А), потому что имеется одно-однозначное соответствие между подмножествами А и множеством всех функций / от А к множеству из двух элементов {0, 1}, где каждое подмножество рассматривается как те элементы из А, для которых/принимает значение 1. Отсюда следует, что кардинальное число множества-степени от множества А равно 2, возведенному в степень кардинального числа Л. Другими словами,

С(Р(А)) = С(2А) = 2С(А).

На основании уже установленных результатов можно видеть некоторые соотношения в мире трансфинитных чисел. Кардинальное число точек на линии есть то же самое, что кардинальное число множества действительных чисел в интервале (О, 1). Далее, кардинальное число множества действительных чисел в интервале (0, 1) равно кардинальному числу множества-степени множества натуральных чисел P(N). Но тогда число точек на линии равно C(P(N)) = 2*°. Возникает вопрос, в каком соотношении находятся понятия непрерывной линии и ее точек, рассматриваемых как множества. Это подводит нас к рассмотрению соотношения непрерывного и дискретного.

<< | >>
Источник: Целищев В.В.. Философия математики. 4.1.— Новосибирск: Наука,. —212 с.. 2002

Еще по теме 3. Переход к трансфинитному:

  1. 5. Трансфинитные ординальные числа
  2. 1. Обстановка в стране после февральской революции. Выход партии из подполья и переход к открытой политической работе. Приезд Ленина в Петроград. Апрельские тезисы Ленина. Установка партии на переход к социалистической революции.
  3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕХОДОВ В ДОКЛАДЕ
  4. «Переход»
  5. § 7.2. Переход прав по закону
  6. ВТОРОЙ ФАЗОВЫЙ ПЕРЕХОД
  7. От авторитарного правления к демократическому переходу
  8. ПЕРЕХОДИМ НА ЛИЧНОСТИ
  9. ПЕРЕХОДИМ НА ЛИЧНОСТИ
  10. Переход от мифологического сознания к философии