§ 3. Место философии в духовной культуре человечества

Философия не была бы философией, если бы она принадлежала только к наукам. Все аргументы, доказывающие, что она не наука, так же верны, как и противоположные утверждения.

Одномерные ученые, а метафизики все являются таковыми2, способны воспринять только какую-то одну направленность философии — сциентистскую или антисциентистскую.

Среди них существует даже определенное «разделение труда»: неопозитивисты настаивают на научной, сциентистской ориентации философии, отвергая ее мировоззренческую, идеологическую функцию, а экзистенциалисты, напротив, понимая философию как ценностно-мировоззренческую, иррационально-субъективную форму восприятия, лишают ее научного статуса. К. Ясперс, например, квалифицировал философский сциентизм как род научного суеверия, как «эрзац-философию».

Между тем, подобно тому как философия родственна любому направлению науки, родственные связи обнаруживаются у нее со всеми проявлениями культуры. Как ни парадоксально, но все аргументы противников научного статуса философии также оказываются верными. Философию ведь интересует не сам мир, а мир в контексте человеческого существования в нем, т. е. в любой оригинальной философской системе отражается личностное мировосприятие ее автора. Философию можно сравнить с драгоценным ожерельем, каждый камень которого по-своему прекрасен и незаменим. Поэтому философия относится к сфере культуры и обладает всеми ее характеристиками. Так, мы не можем говорить о русской или немецкой математике, русской или немецкой физике, но с полным правом говорим о русской и немецкой поэзии, музыке, философии.

Важнейшим инструментом философского постижения бытия является логика. Поэтому с полным основанием можно утверждать, что философия становится доказательной научной дисциплиной только с Аристотеля, подарившего человечеству логику. До Аристотеля философия основывалась большей частью на художественных образах и интуитивных озарениях. Но и интуитивное озарение является важнейшим элементом философского постижения мира. И прав был Ф. Достоевский, утверждавший, что философия — та же поэзия, только высший ее градус. С поэзией философию сопоставляли К. Ясперс и В. И. Вернадский. Античная философия действительно вышла из эпической поэзии — первые философские сочинения были написаны в поэтической фор- ме. И хотя в дальнейшем философы перешли на прозу, во все времена их произведения зачастую облекаются в формы художественных произведений: диалоги, исповеди, философские повести и письма, фило- софско-литературные эссе, рассказы путешественников и т. п. Родственные связи отмечаются у философии и с другими видами искусства. Так, П. JI. Капица сравнивал ее с музыкой, а Г. Марсель даже написал образец собственной музыки в одном из своих философских трактатов; экспериментировал в музыкальной сфере и Ж.-Ж. Руссо. Но философия близка не только к искусству, но и к любой другой сфере духовной культуры человечества: политике, морали, религии и т. п.

С политикой и идеологией ее роднит обостренное внимание к проблеме обустройства человеческой жизни. Ведь именно в философии неприятие существующих режимов оборачивается порождением утопических учений. И не кто иной, как философ, прочно удерживает среди представителей всех наук пальму первенства по числу гонимых и отверженных.

Их насильственно лишают жизни: через отравление (Сократ), вскрытие вен (Сенека), обезглавливание (Т. Мор), сожжение (Дж. Бруно), расстрел (П. А. Флоренский); их ссылают (Н. Г. Чернышевский), высылают (А. И. Герцен), объявляют сумасшедшими (П. Я. Чаадаев). И когда сегодня некоторые философы, отдавая дань моде, объявляют о деполитизации и деидеологизации философии, они порывают с общей философской традицией.

С моралью философию роднит пристальное и заинтересованное внимание к проблеме смысла жизни, счастья и свободы человека, проблеме нравственного отношения личности к ценностям природы и общественной жизни. А именно на эту сторону дела в истории развития предмета философии обращали пристальное внимание такие выдающиеся мыслители, как Сократ, Платон, Аристотель, Боэций, И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Энгельс, В. С. Соловьев и ряд современных западных философов: К. Ясперс, А. Камю. Так, в своем гениальном произведении «Утешение философией» позднеримский философ Боэций, опираясь на учения Сократа, Платона, Аристотеля, развивает вопросы нравственно-гражданского осмысления бытия, места человека в современном ему обществе, его ответственности за свои поступки и деятельность. В этой связи Боэций показывает, что ученые, овладевшие философской истиной, становятся мужественными ее защитниками и ни при каких жесточайших испытаниях судьбы, даже перед казнью, не отказываются от высоких принципов человеческого существования: добра, справедливости, верного служения Отечеству и своему народу. Так, к приговоренному к смертной казни Боэцию приходит в образе величественной и мудрой женщины Философия, которая обращается к нему с такими словами: «О, мой 36 ?— питомец, разве я могу покинуть тебя и не разделить вместе с тобой бремя, которое на тебя обрушили те, кто ненавидит самое имя мое! Ведь не в обычае философии оставлять в пути невинного без сопровождения, мне ли опасаться обвинений, и устрашат ли меня новые наветы? Неужели ты сейчас впервые почувствовал, что при дурных нравах мудрость подвергается опасности?» [2]. Далее приводятся примеры того, что еще в древние времена, еще до Сократа и Платона философия как высшая мудрость сталкивалась в битве с глупостью и безрассудством и добивалась победы над несправедливостью и заблуждениями толпы. «Поэтому, — продолжает Боэций, — не должно вызывать удивление то, что в житейском море нас треплют бури, нас, которым в наибольшей мере свойственно вызывать недовольство наихудших (из людей)» [2].

Можно было бы еще и еще умножать примеры, доказывающие тождественность философии с другими видами культуры, но и из сказанного ясно, что только философия может быть названа квинтэссенцией культуры, поскольку она вобрала в себя наиболее существенные достижения практически всей культуры, включая науку. Она единственная сохранила, пронесла через все эпохи свой синкретический (нерасторжимо целостный) характер. И эта целостная природа философии, заключающая в себе единство науки и культуры, как нельзя лучше соответствует духу нашего времени, новым историческим задачам.

<< | >>
Источник: В.Л. Обухов , Ю.Н. Солонин , В.П. Сальников и В.В. Василькова. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ: Учебник для магистров и аспирантов — Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности; СПбГУ; СПбГАУ; ИпиП (СПб.) — СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет». — 560 с.. 2003

Еще по теме § 3. Место философии в духовной культуре человечества:

  1. § 3. Место науки в духовной культуре человечества
  2. Место философии в духовной культуре Средневековья
  3. РАЗДЕЛ I. СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  4. 4. Место науки в культуре человечества. Человек в современном информационно-техническом мире. Кризис культуры и современность
  5. § 4. Место философии в духовном мире человека
  6. Предмет философии и ее место в современной культуре
  7. sssn По мере развития человечества его совокупный духовный опыт постоянно обогащается, и в каждую последующую эпоху человек стоит перед все более сложным выбором духовных ориентиров. Ситуация в особенности усложняется в связи с тем, что дифференциация духовного опыта сопровождается его фрагмен- таризацией, когда человек под давлением социокультурных установок, духовных интуиций и личного духовного опыта выхватывает лишь отдельные стороны и проявления духовной реальности, поэтому для одн
  8. Глава 1 ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ
  9. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ФИЛОСОФИЯ КАК МАКСИМАЛЬНО ОБЩИЕ ЯВЛЕНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
  10. Философия и духовная культура Китая