Любовь как творческая сила

Последний век минувшего тысячелетия, т.е. ХХ век, стал веком стремительного развития науки и техники, а вместе с тем в это столетие произошла огромная перемена в сознании людей, резко изменилась, иногда с точностью наоборот, система жизненных ценностей и ориентаций.
Люди утратили связь с природой, занялись её «покорением», сами не понимая, что покорив её окончательно, они погубят себя. Люди отдалились от Бога, забыли о нём, потеряли веру; женщины пытаются бороться за равноправие с мужчинами, забыв о своем истинном предназначении; всё труднее отличить, что есть добро, а что зло; изменилось отношение к семье, дружбе, к любви. Все эти проблемы не смогли оставить равнодушным Ильина, они нашли своё отражение в его философской прозе, вот как он пишет об этом: «В мире раздалась открытая и безумная пропаганда ненависти; в мире поднялось упорное и жестокое гонение на любовь — поход на семью, отрицание родины, подавление веры и религии. Практическая бессердечность одних увенчалась прямою проповедью ненависти у других. Чёрствость нашла своих апологетов. Злоба стала доктриною» (3, 235).

Более всего пугает Ильина то, что человечество постепенно утрачивает способность любить, его настораживает черствость людских сердец, равнодушие ко всему окружающему. Хотелось бы заметить, что в своей философской прозе Ильин рассматривает феномен любви в двух аспектах: —

любовь как творческая (созидательная) сила; —

любовь между мужчиной и женщиной.

Хотелось бы отметить, что эти два аспекта не существуют у Ильина каждый сам по себе, а переплетаются, и тогда создаётся величественный образ истинной любви, которая является началом всех начал в нашей жизни, которая сопровождает нас от рождения и до смерти, важно только открыть её в себе и подарить другим людям. Вот как обращается Ильин к своему юному собеседнику: «Итак, ты думаешь, что можно прожить без любви: сильною волею, благою целью, справедливостью и гневной борьбой с вредителями? Ты пишешь мне: "О любви лучше не говорить: её нет в людях. К любви лучше и не призывать: кто пробудит её в черствых сердцах"» (3, 232). Вот он перед нами безнадежный пессимизм ХХ века. Но Ильин находит силы противостоять ему, он пишет: «Нельзя человеку прожить без любви, потому что она сама в нем просыпается и им овладевает. И это дано нам от Бога и от природы. Нам не дано произвольно распоряжаться в нашем внутреннем мире, удалять одни душевные силы, заменять их другими и насаждать новые, нам не свойственные. Можно воспитывать себя, но нельзя сломать себя и построить заново по своему усмотрению» (3, 232).

Любовь — великое чувство. Если человек когда-нибудь был счастлив, то это из-за любви, а если несчастлив, то это несомненно от недостатка любви.

Там где начинается любовь, кончается равнодушие, скука. Душа становится раненой, но эта рана необходима для счастья: «Мир полон дремлющей любви. Счастлив тот, в ком она проснётся и кто сумеет не упустить её, не опошлить, а сохранить живой. Тот несёт в себе источник внутреннего блаженства и око духовного откровения; счастье, чтобы осчастливить людей; свет, чтобы светить другим... » (3, 199). Человек одинок, когда он никого не любит, потому что любовь вроде нити, привязывающей нас к любимому человеку. В любви человек забывает себя, он живет с другими, он живет в других: «потому что твоя непосредственная, непреднамеренная доброта, непрерывная и бескорыстная любовь будут незаметно вызывать в людях доброту и любовь» (3, 352).

Любовь сопровождает человека всю его жизнь, и без неё все просто не имело бы смысла. Первая любовь у человека возникает в раннем младенчестве, когда ребенок любит свою мать. Потом ребёнок узнаёт своего отца, ждет от него защиты, помощи, наслаждается его любовью и любит его в ответ, он гордится им, чувствует в себе его кровь. А когда позднее он загорается любовью к женщине (или соответственно к мужчине), то задача состоит в том, чтобы «превратить это "пробуждение природы" в подлинное "посещение Божие" и принять его, как свою судьбу» (3, 232).

Никому не ведомо, как возникает любовь между мужчиной и женщиной, откуда она приходит и что приносит с собой. Хотелось бы заметить, что у Ильина речь идёт о настоящей любви, а не о флирте, «когда прикидываются, будто "немного влюблены", в то время как знают, что это не так, и согласны удовлетвориться таким же "невинно-виноватым" игривым, легким притворством с другой стороны. Здесь каждый втайне знает, что и он не принимает всерьёз эту "любовную игру" и его самого не принимают всерьёз...

Это именуется времяпрепровождением... Далёкое от любви, как небо от земли» (3, 192).

Если приходит настоящая любовь, человек теряет чувство свободы, он вдруг чувствует себя связанным. Человек видит себя определившимся, возлюбленного — единственным и незаменимым. Со своим избранником любящий хочет быть вместе, наслаждаться его присутствием, хочет откинуть сдержанность, быть с ним совершенно искренним. Так отличают истинную любовь — она «не только сосредоточенна и исключительна, но и тоталитарна, она требует человека всего, она поглощающа, предписана судьбой. Истинная любовь хочет в человеке всего: не только внешне — человеческого, но и душу, внутреннее содержание её» (3, 193).

Но истинно любящий человек хочет счастья не только для себя но и для возлюбленного. Если он не ставит счастье любимого выше своего собственного, то эта любовь корыстна и эгоистична, и, конечно, это уже не истинная любовь.

При этом совсем не всегда любящие думают о вступлении в брак, этот итог, по мнению Ильина, подводится сам собой, потому что, если мужчина и женщина любят по-настоящему, они образуют жизненную общность, которая стремится быть семьей, ибо такая любовь освещена Господом.

Как уже говорилось, первые уроки любви ребёнок получает в семье, и естественно, что человек будет любить своих детей той же любовью, которой в детстве ждал от родителей. Невозможно обойтись без любви. Чем заполнить страшную пустоту, образующуюся при её отсутствии?

«Нельзя человеку прожить без любви, потому что она есть главная выбирающая сила в жизни» (3, 233).

Ведь жизнь подобна огромному потоку, который обрушивается на нас и несёт нас за собой. Нельзя жить всем, что он несёт. Надо выбирать: отказываться от очень многого ради сравнительно немногого, и это немногое надо ценить, беречь, растить и доводить до совершенства. Так строится человеческая личность. А выбирающая сила и есть любовь, «это она "предпочитает", "приемлет", "прилепляется", ценит, бережёт, домогается и блюдет верность. А воля есть лишь орудие любви в этом жизненном делании. Воля без любви пуста, черства, жестока и, главное, б е зр азл ич н а к добру и злу» (3, 233). Любовь это дар, который даёт возможность увидеть лучшее, избрать его и жить им. И жизнь человека страшна и пуста без этого дара.

Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная творческая сила человека. «Творить можно только приняв богосозданный мир, войдя в него, врасти в его чудесный строй и слившись с его таинственными путями и закономерностями. А для этого нужна вся сила любви, весь дар художественного перевоплощения, отпущенный человеку» (3, 233). Человек должен научиться созерцать сердцем, видеть любовью. «И всё великое и гениальное, что было создано человеком — было создано из созерцающего и поющего сердца» (3, 234).

Нельзя человеку прожить без любви, потому что самое главное и драгоценное в его жизни открывается именно сердцу. Только любовь открывает перед нами чужую душу для проникновенного общения, для взаимопонимания, для дружбы, для брака, для воспитания детей. Бессердечным людям всё это недоступно. Только любовь, по мнению Ильина, открывает человеку его Родину, т.е. его духовную связь с родным народом: «иметь родину есть счастье, а иметь её можно только любовью» (3, 234).

В начале главы был приведен отрывок из письма Ильина к юному собеседнику. Юноша, усомнившись в существовании любви в жизни и людских сердцах, говорит о сильной воле, о благой цели, о справедливости и о гневной борьбе с вредителями, якобы этого достаточно, чтобы жить. Вот что отвечает ему Ильин: «Ты мечтаешь о сильной воле. Это хорошо и необходимо. Но она страшна и разрушительна, если не вырастает из созерцающего сердца. Ты хочешь служить благой цели. Это верно и превосходно. Но как ты увидишь свою цель, если не сердечным созерцанием!?. Ты хочешь справедливости, и мы все должны её искать. Но она требует от нас художественной индивидуализации в восприятии людей, а к этому способна только любовь. Гневная борьба с вредителями бывает необходима, и неспособность к ней может сделать человека сентиментальным предателем. Но гнев этот должен быть р о ж д е н л ю б о в ь ю, он должен быть сам её воплощением для того, чтобы находить в ней оправдание и меру» (3, 234-235).

В наше смутное время Ильин призывает не говорить о любви, а жить ею. Без неё человечество обречено. В ней надежда и спасение. В ней и путь к Богу.

<< | >>
Источник: Сохряков Ю. И. . Русская цивилизация: Философия и литература. — М.: Институт русской цивилизации. — 720 с. . 2010

Еще по теме Любовь как творческая сила:

  1. ТВОРЧЕСКАЯ ВОЛЯ АБСОЛЮТА — ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИЛА ЭВОЛЮЦИИ
  2. Творческая сила истории и построение исторического мира у Дильтея Рудольф А. Маккрил
  3. § 3. Личность как движущая сила общественной жизни, как субъект истории
  4. Познание как социальное явление и творческий процесс
  5. Язык и искусство как индивидуально-творческий процесс
  6. ЛЮБОВЬ В СЕМЬЕ КАК МОРАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ
  7. Кто преисполнился любовью к Богу и ближнему, того Господь преисполняет любовью ко всем Помазанникам Его!
  8. СИЛА КАК ВЛИЯНИЕ
  9. Ты есть Любовь как проявление танцующей пустоты
  10. ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ — ЭТО, В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ, ЛЮБОВЬ К БОГУ
  11. Любовь как введмет исследования социальной психологии
  12. 1.8.4. Нация как политическая сила
  13. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПОДРЫВНАЯ СИЛА
  14. Глава 7 ЛЮБОВЬ КАК ОСНОВА СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
  15. Любовь и ее характеристики как эмоции радости — удовольствия.
  16. Часть II КАК СОЗДАТЬ РАВНОПРАВНУЮ ДОЛГОВЕЧНУЮ ЛЮБОВЬ
  17. ПРОТИВОРЕЧИЯ КАК ИСТОЧНИК И ДВИЖУЩАЯ СИЛА ВОСПИТАНИЯ