10. Формальные и семантические предпосылки: забытые ингредиенты

Несомненно, что содержание физических теорий составляют ее физические предпосылки. Следовательно, цель всякой предпринимаемой аксиоматизации должна была бы состоять в том, чтобы выразить зги предположения в убедительной и ясной форме.
Однако без математических и семантических допущений физические предпосылки не имеют смысла. В самом деле, любая формула представляет собой не более чем цепочку знаков, если ее математическая природа точно не определяется и если ничего не говорится, хотя бы схематично, о вещах и свойствах, которые, как предполагается, должны представлять первичные символы. Так, в примере, который был приведен в начале предыдущего параграфа, третья формула будет непонятной без предшествующих утверждений, в то время как в свете этих утверждений она «говорит», что вероятности переходов симметричны или обратимы. Обычно такая информация получается из контекста, но она не всегда однозначна, и контекст в этом случае мало что дает. Поскольку цель аксиоматики в том, чтобы избавиться от двусмысленностей н неоднозначностей, то любая физическая система аксиом должна включать в явном виде утверждения, касающиеся всех формальных и семантических характеристик первичных понятий. Чем сложнее теория, тем в более явной форме следует ее формулировать во избежание двусмысленности. Это возможно лишь в том случае, когда внимание сконцентрировано на аксиоматических основаниях теории.

Семантические предпосылки являются наиболее слабыми компонентами системы аксиом, ибо они выполняют только часть своей работы. Они лишь очерчивают семантический профиль первичных понятий н не передают точно их полного содержания. Физические значения являются настолько богатыми и неуловимыми, что *два ли их можно было бы охватить Одним-еДинствен* 1ым предложением. К счастью, остальные компоненты геории — формальные и физические предпосылки — такие вносят свой вклад в картину значения неопределенных символов. Так, в нашем первом примере формальное [редположение делает ясным, что Р является свойством [ары, а не индивида, подсказывая тем самым, что Р іаходится не на том же уровне, чем, скажем, темпера- ура. В самом деле, аргумент Р есть аргумент, представ- іяющий пару состояний системы, так что Р является :войством второго порядка в отличие, например, от мас- ы тела, которая, будучи мерой множества тел, является зойством индивидов. Что же касается физической пред* юсылки в данном примере, го она свидетельствует в юльзу интерпретации Р как вероятности перехода или енденции к изменению состояния в полном согласии с >бъективной, или дискозиционной, интерпретацией ве- юятности, которая защищалась Пуанкаре, Смолухов- ким и Поппером. Вообще же математические и физиче- кие предпосылки оправдывают семантические, а те в вою очередь задают смысловое ядро первичных поня- ий, не исчерпывая, однако, их полного значения. Опу- тите любую из указанные трех компонент, и вы не подуйте ничего полноценного. (Предшествующие заметки редгюлагают Конструкцию значения знака в виде упоря- оченной пары, составленной из подразумеваемого (сол- otation) и означаемого (denotation) идеей, к которой тот знак относится или которую он символизирует'.)

Заметим, что в нашем первом примере символ a((s,s'))' был интерпретироьаьг с помощью весьма не- еткого понятия тенденция или предрасположения, а не помощью [более ясного понятия относительной частоты, [ервая причина предпочтения понятию тенденции перед гатистичесйим понятием частоты состоит в следующем, [исло Р({$* s')) касается некоторого произвольного чле- а из совокупности переходов состояний, тогда как со- тветствующая относительная часіота относится ко всей эвокупности.

Это коллективное «свойство. Вторая при- ина, по которой нельзя приравнивать вероятности ча- готам, состоит в том, что частоты не удовлетворяют

• м. в u п к е, Method,. Model and Ma tter, 1972; and M, Bunge ;d.), Exact Philosophy: Problems, Methods, Goals, 1972, аксиомам исчисления вероятностей. Конечно, если данная теория вероятностей является верной, то наблюдаемые относительные частоты будут приближаться в длинной серии испытаний к вычисленным вероятностям. Но относительная частота и вероятность не означают одно и то же. Наблюдаемые относительные частоты дают численную оценку вероятности, но они не единственные в этом роде, и уж, во всяком случае, не они наполняют содержанием формулу вероятности, точно так же как показания часов, не придают значения символу Т. Не следует смешивать значение физического символа с числовым значением соответствующей величины, оцениваемой с помощью наблюдений, хотя бы потому, что замысел и интерпретация научных наблюдений подразумевают ряд теорий, которые уэке обладают значением.

Если значения смешиваются с экспериментальными процедурами или с их результатами* это означает, что мы принимаем операционалистскую философию науки. Если, с другой стороны, значение символа строится как коннотация (или множество свойств) конструкта, который его обозначает вместе с предполагаемым или гипотетическим классом референции, то, не впадая в противоречие, может быть принята реалистическая философия. В то время как прежняя философия концентрировалась на ученом и выполняемых им операциях, реалистическая философия ориентирована на объект сам по себе и поэтому близка по духу к целям физической науки, которая призвана открыть лам картину мира, а не сущность человеческой деятельности. Последнее есть задача наук о челрвеке. Во всяком еду чае, чтобы ни говорилось по поводу семантических предпосылок, ту или иную теорию знзч-ення мы обязаны принять. Отсюда также видно, чтф серьезный подход к физической аксиоматике не може$ обойтись/без философии, которая должна в свою очередь серьезйо отнестись к науке, если она хочет оказать ей какутоклибо помощь.

Теперь мы готовок рассмотреть элементарные примеры физических аксиоматик и, кроме того, оценить преимущества и недостатки аксиоматического подхода.

Эти задачи будут реш/аться в следующей главе.

і .і.*

/

<< | >>
Источник: Бунте Марно. Философия физики: Пер, с англ. Изд. 2-е, стереотипное. 2003

Еще по теме 10. Формальные и семантические предпосылки: забытые ингредиенты:

  1. 5. Формальные предпосылки
  2. 6.5. Извлечение из забытья
  3. 2. Предпосылки формирования проприетарной концепции прав на результаты интеллектуальной деятельности. Историческая предпосылка
  4. ЗАБЫТЫЕ СТРАНИЦЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ
  5. СХЕМА СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙНЫХ АППАРАТОВ
  6. ЗАБЫТЫЕ ИСТОРИИ ПОВЕСТЬ О КОРОЛЕ РОДРИГО
  7. Глава 2 МЕЩАНСТВО - «ЗАБЫТОЕ СОСЛОВИЕ» РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ
  8. Евгений Яковлевич Басин. Семантическая философия искусства, 2012
  9. В. Н. Садовский ЭМПИРИОМОНИЗМ А.А.БОГДАНОВА: ЗАБЫТАЯ ГЛАВА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  10. Беседа 22 ЗАБЫТЫЙ ЯЗЫК СЕРДЦА 24 октября 1986 г., Бомбей
  11. СЕМАНТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ
  12. ДИНАМИКА МИФА У ДЮРАНА (СЕМАНТИЧЕСКИЕ БАССЕЙНЫ)
  13. ЗАБЫТЫЙ ГЕРОЙ XVIII ВЕКА? (ПЕТР ЛАССИ — ВОЕНАЧАЛЬНИК ПЕТРОВСКОЙ ШКОЛЫ)
  14. Семантический дифференциал (СД) 8.2.1. Постановка задачи Осгудом