Духовная революция эпохи Возрождения и становление классической науки

Схоластизированному умозрению Аристотеля Возрождение противопоста

вило опытное познание природы, опираясь на традиции поздней античности.

На развитие научного мышления эпохи Возрождения сильное влияние оказали сочинения немецкого ученого, философа и богослова Николая Кузанского (1401-1464).

Он был одним из образованнейших людей XV ст., известный как математик, как первый создатель географической карты Европы, как реформатор Юлианского календаря.

Но особенно значительными были его идеи в области философии, тем более, что они были высказаны в эпоху господства христианской идеологии. Ку- занский был сыном своего времени, он не раз оказывался в сложном положении: как человек духовный он был обязан сохранять верность теологии, как ученый и философ высказывал противоречащие религии идеи. Возможно, отсюда берет начало компромисс духовного и материального в его достижениях, следствием чего является его общая позиция - пантеизм.

Н. Кузанский выступал в пользу изучения естественных наук, рационального знания и невмешательства теологии в эту сферу деятельности человека.

Создание Богом мира мыслится им в духе неоплатоновской идеи «эманации» («вечного» и «непрерывного» творения). Акт божественного творения рисуется им как беспрерывное «развертывание» божественного единства во множества. Но тем самым Бог-творец фактически оказывается тождественным своему творению - миру. Бог - это центр Вселенной и ее предел, он - целое, а Вселенная - часть. Мир как бы «свертывается» в Боге и Бог «разворачивает» его по мере своего воплощения в мир.

Одна из самых значительных работ Кузанского «Об ученом незнании» содержит основную для его учения о бытии (онтологии) идею: о совпадении в Едином абсолютного максимума и абсолютного минимума. Абсолютный максимум - это Бог, лишенный человеческих черт; это предельно общая философская категория. Бог - это бесконечное, единое начало, больше которого и вне которого ничего не существует. Такое утверждение в некотором смысле стояло в оппозиции к схоластике, потому что подрывало идею троичности Бога, которая была церковной догмой; согласно ей нет ни отца, ни сына, ни духа святого, но есть только бесконечное. Итак, абсолютный максимум - это Бог, а что же такое абсолютный минимум? «Минимум - есть то, меньшего не может быть», - поясняет Кузанец. Тогда абсолютное бытие представляет как совпадение максимума и минимума.

Учение Николая Кузанского с основным его тезисом о совпадении противоположностей в Боге - «единое есть все» - заключает в себе ряд плодотворных идей. Совпадение противоположностей оказывается важнейшим методологическим принципом философии Кузанского. Единое не имеет противоположностей, в Боге совпадают все противоположности: конечного и бесконечного, наибольшего и наименьшего, единого и множественного и т.д. Место понятия Единого занимает понятие актуальной бесконечности, которое есть продукт совмещения противоположностей - единого и беспредельного.

• Отождествление единого с бесконечным имеет важное значения для ф развития научного знания, поскольку оно касается философских оснований науки, формирования новой картины мира, в которой космос уже не мыслится конечным телом.

Процесс становления классической науки продолжался, по крайней мере, полтора столетия. Можно выделить три этапа этого становления, начиная от появления книги Коперника «О вращении небесных сфер» (1543) и до выхода в свет «Математических начал натуральной философии» Ньютона (1687). 1-

ый этап - связан с разрушением старой системы мироздания, основывающейся на физике Аристотеля и птоломеевской кинематике небесных движений - ниспровержение аристотелевского космоса (ср. XVI - ср. XVII вв.); 2-

ой этап - появление картезианства как системы мира, заполнившего собой интеллектуальную лакуну, которая образовалась в результате критики Галилея, работ Кеплера; 3-

ий этап - создание подлинной научной картины мира, связавшей в единое целое точные математические законы земной физики и гелиоцентрическую модель Вселенной. Основная заслуга в этом принадлежит Ньютону.

Начало процессу формирования классической науки было положено польским ученым Николаем Коперником (1473-1543), предложившим гелиоцентрическую картину мира. До этого времени господствовала аристотелево-птоле- меевская модель понимания мироустройства157. В творчестве Коперника ясно видны традиции, связывающие его с античностью и Средневековьем, но еще отчетливее в нем проступают черты гения, прокладывающие новые пути познания158.

Поиск новой модели Вселенной отражен в работе Н. Коперника «О вращении небесных сфер» - опубликованной в год его смерти (1543). Аристотелевско- птолемеевская картина мира является, по его мнению, лишь рациональной реконструкцией, а Бог был вполне в состоянии последовать другой рациональной конструкции159.

Коперник исходил из того, что Земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной, а вращается вокруг своей оси (смена дня и ночи, видимое вращение звездного неба). Он утверждал, что не существует одного центра для всех небесных сфер или орбит, центр Земли не является центром тяготения и центром лун- ной орбиты, центр мира находится около Солнца, вокруг которого вращается Земля. В теории Коперника неявно присутствует мысль, что небесными и земными явлениями управляют одни и те же законы. Однако он все еще разделял убеждение о конечности мироздания.

Дж. Бруно (1548-1600) провозглашает философию бесконечного мира, более того бесконечных миров. Опираясь на гелиоцентрическую схему Коперника, он идет дальше: раз Земля не является центром мира, то таким центром не может быть и Солнце; мир не может замыкаться сферой неподвижных звезд, он бесконечен и безграничен.

Вселенная есть бесконечная субстанция, бесконечное тело в бесконечном пространстве, то есть пустой и в то же время наполненной бесконечностью, утверждает он. Поэтому вселенная одна, миры же бесконечны. Хотя отдельные тела обладают конечной величиной, численность их бесконечна. Не только наше Солнце имеет планеты, но и звезды как далекие Солнца также имеют своих спутников. Вселенная вечна и неподвижна, она существовала вечно и не может исчезнуть, в ней происходят непрерывные изменения и движения, но она сама неподвижна. Единая Вселенная не может иметь ничего противоположного себе, и Богу нет места за ее пределами, поэтому «сама природа ... есть ничто иное, как Бог в вещах», считал Бруно.

Он также считал, что мир одушевлен, поскольку универсальная мировая душа в качестве особой интеллигенции протекает в каждое небесное светило, в каждую планету, образуя ее внутренний деятельностный принцип. Бруно не только доказывал одушевленность мира, но и высказывал предположение об обитаемости, населенности бесчисленных миров.

Идеи Дж.

Бруно противоречили господствующим идеям, поддерживаемым религией и церковью. Попытки церкви уговорить Бруно отречься от своих взглядов и раскаяться были безуспешны. Тогда в 1600 г. на площади Цветов в Риме он был сожжен на костре по приговору Римской инквизиции.

Исследования Н. Коперника, Дж. Бруно заложили хорошую основу для последующих космологических построений. Тихо Браге довел до предела совершенства инструментарий дотелескопической астрономии, а его многолетние и регулярные наблюдения звездного неба позволили в дальнейшем Кеплеру установить математические законы движения планет.

Иоганн Кеплер (1571-1630) способствовал окончательному разрушению аристотелевской картины мира с ее иерархическим строением и двойственными физическими законами, с трудом поддающимися математическому описанию и едва соответствовавшими эксперименту. Развивая идеи гармонии Вселенной, Кеплер в своей известной работе «Гармония мира»(1618) обосновывает вывод, что планеты движутся вокруг Солнца не по идеально-круговым орбитам, а по элип- тическим; планеты совершают движение вокруг Солнца неравномерно. Установив математическую устойчивость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него, он сформулировал математические законы, управляющие движением небесных тел.

Галилео Галилей (1564-1642), проведя сравнительный анализ коперниканс- кого и птолемеевского учения, по существу изложил не только новую картину мира, но и мировоззренчески обосновал основные принципы экспериментально-математического естествознания («Диалог о двух главнейших системах мира»(1632))160. Он соединил физику как науку о движении реальных тел с математикой как наукой об идеальных объектах.

Галилей выделял два основных метода экспериментального исследования природы: •

А налитический («метод резолюций») - прогнозирование чувственного опыта с использованием средств математики, абстракций и идеализаций. С помощью этих средств выделяются элементы реальности, недоступные непосредственному восприятию (например, мгновенная скорость). Иначе говоря, вычленяются предельные феномены познания, логически возможные, но не представимые в реальной действительности. •

Синтетическо-дедуктивный («метод композиции») - на базе количественных соотношений вырабатываются некоторые теоретические схемы, которые применяются при интерпретации явлений, их объяснении.

Достоверное знание в итоге реализуется в объясняющей теоретической схеме как единство синтетического и аналитического, чувственного и рационального. Следовательно, отличительное свойство метода Галилея - построение научной эмпирии, которая резко отлична от обыденного опыта161.

В отличие от Аристотеля Галилей был убежден, что подлинным языком, на котором могут быть выражены законы природы, является язык математики, он стремился построить новую математическую базу для физики, которая включала бы в себя движение (создание дифференциального исчисления).

Он заявлял, что философия написана в величайшей книге, которая всегда открыта перед нашими глазами (я разумею Вселенную), но ее нельзя понять, не научившись сначала понимать ее язык и не изучив буквы, которыми она написана. А написана она на математическом языке, и ее буквы, это - треугольники, дуги и другие геометрические фигуры, без каковых невозможно понять по-человечески ее слова; без них тщетное кружение в темном лабиринте.

Но как можно выразить бесконечно разнообразный и изменчивый мир природных явлений на абстрактном и неизменном математическом языке? Чтобы это стало возможным, доказывал Галилей, нужно ограничить предмет естествознания только объективными, «первичными» качествами вещей. Это такие качества, как форма тел, их величина, масса, положение в пространстве и характеристики их движения. «Вторичные качества» - цвет, вкус, запах, звук - не являются объективными свойствами вещей. Они суть результат воздействия реальных тел и процессов на органы чувств, и в том виде, в каком они переживаются, существуют только в сознании воспринимающего их субъекта. Галилей, правда, заметил, что характеристики некоторых вторичных качеств соответствуют определенным, точно фиксируемым изменениям в первичных качествах. Например, высота звука, испускаемого струной, определяется ее длиной, толщиной и натяжением. Субъективное ощущение теплоты можно соотнести с измерением уровня жидкости в трубке термометра. Таким образом, ряд вторичных качеств можно свести к измеряемым геометрическим и механическим величинам.

Благодаря такому методологическому шагу Галилею удалось осуществить «математизацию природы». Объяснению явлений, исходящему из «сущностей», «качеств» вещей (характерному для аристотелевской науки), было противопоставлено убеждение в том, что все качественные различия происходят из количественных различий в форме, движении, массе частиц вещества. Именно эти количественные характеристики могут быть выражены в точных математических закономерностях.

Таким образом, рождение классической науки и научного метода обычно связывают с революцией Коперника - Галилея. Именно здесь следует искать истоки нового научного мировоззрения.

В эпоху Возрождения изменяется методологическая парадигма мышления. Происходит коренной перелом во взглядах на природу: Вселенная из свидетельства божественного могущества становится предметом исследовательского интереса, мифологема о творении мира из ничего сменяется натурфилософским учением о бесконечности и несотворимости мира. Схоластический рационализм уступает непосредственным, свободным от внешнего авторитета формам познания, а санкционированное церковью преклонение перед Аристотелем сменяется почитанием Платона (в средине XV в. создается знаменитая Флорентийская Академия по изучению и пропаганде философии Платона). В эту эпоху наука постепенно освобождается от жестокого контроля со стороны религии, конституируется в качестве особой, относительно автономной сферы культуры и открыто претендует на определяющую роль в формировании мировоззрения, построении картины мира.

Перестройка идеалов и норм средневековой науки, начатая в эпоху Возрождения, осуществлялась на протяжении довольно длительного исторического периода, когда новое содержание на первых порах облекалось в старую форму, а новые идеи и методы соседствовали со старыми. Поэтому в науке Возрождения мы встречаем наряду с принципиально новыми познавательными установками (требованием экспериментального подтверждения теоретических построений, установкой на математическое описание природы) и довольно распространённые приёмы описания и объяснения, заимствованные из прошлой эпохи.

<< | >>
Источник: В.И. Штанько. Философия и методология науки. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов естественнонаучных и технических вузов. Харьков: ХНУРЭ. с.292.. 2002

Еще по теме Духовная революция эпохи Возрождения и становление классической науки:

  1.  3. Духовная жизнь эпохи Возрождения
  2. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КаК НАУКИ. О. КОНТ - «ТРИ ЭПОХИ»
  3. Предпосылки кризиса классической науки и революция в естествознании на рубеже XIX - XX вв.
  4. 9.4. Содержание эпохи Возрождения
  5. 2.3.Эстетика эпохи Возрождени
  6. Образование эпохи Возрождения
  7. 3. Философия и медицина эпохи Возрождения
  8. Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.)
  9. 9.7. Искусство эпохи Возрождения
  10. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения
  11. Натурфилософия эпохи Возрождения
  12. 31. В чем состоит специфика гуманизма эпохи Возрождения?
  13. V ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ