Традиционные власти в период борьбы за независимость в суверенных государствах


              традиционных обществах, даже в значи-
              тельной мере христианизированных и исла-
              мизированных, вера в непогрешимость ВОЖ-
верховных жрецов и правителей, в сакральный характер их власти сохранялась в массах и в этот, и в последующие периоды.
В некоторых колониальных владениях: Уганде, северной Нигерии, Гане, Верхней Вольте старые политические объединения составляли элемент административной структуры страны. Но даже там, где сами государства уже не существовали (в Заире, Замбии,‘Зимбабве, Конго и т. д.), сохранились династические линии, продолжалась преемственность традиционной власти, хотя это была лишь видимость ее.
Колониальные власти, стремясь обрести опору в борьбе против
растущих освободительных устремлений, обращали чем дальше, тем больше внимания на поддержку и привлечение на свою сторону представителей традиционной власти. В годы борьбы за независимость именно на них делалась основная ставка: Создавались органы власти, привлекающие вождей (например, палата вождей в БСК), поощрялась их предпринимательская деятельность, подчеркивалась значимость в общественной жизни, их и членов их семей назначали на крупные административные посты и т. п.
Особенно ярко это можно было заметить в Нигерии. Так, альхад- жи и эмиры, вожди и принцы являлись главами отделений европейских и международных компаний, имели собственные фирмы, банки и т. д. Премьер-министром Верхней Вольты был Жерар Канго Уэдрао- го — «наба» из династии Ятенги. Эти примеры можно было бы продолжать бесконечно. Уже упоминалось о престижных приемах и наградах традиционных правителей в португальских владениях. Подобные же меры принимали и другие европейские метрополии. В Гане специально приглашали на торжественные службы в кафедральном соборе Аккры «асантехене» (верховного правителя) ашанти Атумфуо Окупу Варе II, этому событию отдавались первые страницы газет, радио и телепередачи.
Не случайно во многих странах они активно сотрудничали с европейцами, публично выступали за продолжение сотрудничества, становились если не активными участниками, то символами движений сепаратистов. Ставку на традиционных правителей делали и сепаратисты Бельгийского Конго в годы борьбы за независимость, во время президентства Лумумбы и в первые годы существования независимой республики. Лозунгом Холдена Роберто, главы сепаратистской организации ФНЛА в Анголе, первое время было воцарение ставшего в. 1956 г. «мани-конго» Педру V, традиционного правителя баконго. Активным деятелем сепаратистского движения был «кабака» (верховный правитель) Буганды, создавший собственную партию кабаки и добивавшийся политической власти в Уганде. Немало таких соглашателей и сепаратистов в числе традиционных правителей народов ЮАР. Так, в Пондоленде, Транскее вожди выступают за сотрудничество с правительством Фервурда, а ныне Боты. Матанзима и Сиприен, верховные вожди Зулуленда, поддержали идею создания бантустанов, против 'которой выступали почти все народы ЮАР.
Однако многие среди традиционных вождей и правителей оказались в противоположном лагере, сотрудничали, а иногда и возглавляли борьбу своих народов за свободу и независимость. В Уганде, например, батака — родовые старейшины Буганды — вообще не были включены в разряд «вождей» и не были наделены землей. Именно выходцы из их среды возглавляли, как правило, различные движения антиколониального протеста, борясь за место в экономической и политической жизни протектората. Для достижения своих целей они использовали различные формы идеологии, политической организации, пытались опираться на самые различные социальные слои, протестующие против колониального угнетения. Движения протеста облекались в форму светских и духовных организаций.
Как правило, эти ор
ганизации (особенно много было их в Бельгийском Конго —около 150 в 1952 г.) возглавляли по традиции вожди или правители тех -народов, которые составляли основную массу этих организаций. Именно представители верхушки традиционных властей первыми подверглись христианизации, получили образование в миссионерских школах, а позднее и в высших учебных заведениях, именно они стали первыми интеллигентами колоний и первыми политическими деятелями своих
Торжественный выход правителя Бенина (Нигерия)
Торжественный выход правителя Бенина (Нигерия)


стран. Некоторые из них прочно связали свою судьбу с идеями национального освобождения. Так, Гача Бутелези, племянник верховного вождя Зулуленда Сиприена, активно поддерживал борьбу народных масс против создания бантустанов в ЮАР. Хотя он не был членом Африканского национального конгресса (АНК), но пользовался большим уважением его деятелей. Активным деятелем АНК и даже его президентом был вождь зулусов Альберт Лутули. Традиционные вожди дамара в Намибии отказались участвовать в политическом фарсе — Учредительной конференции Турнхалле, проходившей под эгидой ЮАР, и т. д.
В независимых странах Африки позиция вождей и отношение к ним властей различны. Они зависят прежде всего от реального положения, степени сохранения традиционных связей в тех или иных об
ществах. Многие правительства независимых стран видели в них лишь прислужников империализма, паразитирующий элемент, опору триба- листских и сепаратистских устремлений и старались покончить с этим институтом. Так, в Гвинее отменены все привилегии вождей, в НРК государственным указом 1971 г. было объявлено о необходимости заменить вождей выборными старейшинами. В том же Конго верховным правителям (малоанго, макаконго, мангойо) пожизненно оставлены двор, титулы, но они лишены феодальных привилегий и наследственной власти. Некоторые традиционные правители стали сами отказываться от титула. Так, выбранный в 1976 г. новый ньими бакуба публично через центральную печать заявил о том, что он не считает себя верховным правителем, но лишь представителем своего народа и, отказываясь от титула, делает его своей фамилией.
В большинстве государств Африки традиционные правители и вожди еще существуют. В Нигерии в 1972 г. было узаконено 1500 феодальных титулов. Султаны, ламидо и другие титулоносители есть в Камеруне, Чаде, Верхней Вольте, Гане, Замбии и других странах. В Замбии, Верхней Вольте, БСК сохраняются и палаты вождей. Африканские этнографы (например, ганские) считают, что при сохранении значительной степени влияния на массы этот институт следует использовать в интересах развития самостоятельных государств. Учитывая влияние, которое они еще имеют в массах, и правительства, и правящие партии некоторых стран также сохраняют и даже поддерживают этот институт. Так, большое внимание завоеванию поддержки вождей уделяется в Замбии. На церемонии рукоположения вождя Чома Тимоти Мойо Мадубанзи в 1980 г. присутствовали члены правительства, велась телепередача, информация об этом событии была дана на первых страницах центральных газет. В своем выступлении на этом многолюдном собрании политический секретарь Южной провинции страны подчеркнул, что партия считает вождей своими союзниками, «глазами и ушами» на местах, возлагает надежду, что именно они сумеют мобилизовать массы на выполнение продовольственной и культурной программ партии. Конституция страны поддерживает их права, существует Палата вождей с особыми полномочиями, правительство разрабатывает программу политического образования вождей.

<< | >>
Источник: Львова Э.С.. Этнография Африки. 1984

Еще по теме Традиционные власти в период борьбы за независимость в суверенных государствах:

  1. § 2. Основные функции Верховной Власти в традиционном государстве
  2. 5.10. Российская Федерация — суверенное государство
  3. § 3. Суверенное государство на политической карте мира
  4. Традиционные власти
  5. БОРЬБА ИРАНСКОЙ ДИПЛОМАТИИ ЗА ВОССТАНОВЛЕНИЕ СУВЕРЕННЫХ ПРАВ ИРАНА НА ЮГЕ И В ПЕРСИДСКОМ ЗАЛИВЕ
  6. § 2. Десакрализация Верховной Власти королей в процессе ее возвышения и становления суверенной национальной государственности
  7. Национальный конгресс и борьба за независимость Индии.
  8. Национальный конгресс и борьба за независимость Индии
  9. ВЛАСТЬ ТРАДИЦИИ И ТРАДИЦИОННАЯ ВЛАСТЬ
  10. БОРЬБА КНЯЖЕСТВА МАЙСУР ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
  11. БОРЬБА ЕГИПТА ЗА СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ
  12. Иран в борьбе за национальную независимость
  13. Гоминьдан и борьба за единый независимый Китай
  14. Независимость судебной власти. Гарантии независимостисудей
  15. Тема 7 Борьба народов Руси за независимость в XIII в.
  16. Борьба за власть. Утверждение единоличной власти Сталина
  17. Борьба за власть. Утверждение единоличной власти Сталина