Возвышение Македонии


Македония расположена на севере Балканского полуострова, в северо-западной части Эгейского бассейна. Нижняя Македония примыкает к морю и представляет собой плодородную
равнину, Верхняя — горная страна, состоящая из нескольких областей.
Почва Македонии благоприятствовала сельскому хозяйству, но главное богатство этой страны составлял лес. В то время когда в Греции леса были уже почти истреблены, в Македонии они покрывали большие пространства.
Ранняя история Македонии имеет черты общности с историей других более известных нам античных обществ. В этническом отношении македоняне по господствующему в науке мнению близки к грекам. Ассимиляция с фессалийскими и северными иллирийско-фракийскими племенами наложила отпечаток на этнический состав населения. Некоторые античные авторы утверждали, что македонский диалект близок к фессалийскому. Вплоть до V в. в Македонии сохранялись примитивные общественные отношения. Рабовладение было развито слабо. Основную массу македонского населения составляли пастухи и хлебопашцы, частью свободные, частью зависимые.
В социально-политическом строе Македонии конца V и IV в. бытовали многие черты гомеровского времени. Македонские цари были одновременно верховными жрецами, судьями и военачальниками. Большим влиянием пользовалась родовая знать, так называемые товарищи (гетейры) царя. В руках родовой знати были сосредоточены крупные земельные владения. По сообщению Феопомпа, 800 гетейров царя имели земли больше, чем 10 тысяч эллинов, относившихся к наиболее состоятельным землевладельцам. Все важнейшие дела решались царями совместно с советом знати.
В политическом отношении Македония долгое время не представляла собой единого политического целого. В V в. в Македонии начинается распад родовых отношений. Этот процесс интенсивнее проходил в Нижней Македонии благодаря соседству с греческими городами Халкидики, с которыми завязались торговые отношения. Основными предметами македонского вывоза стали лес и продукты лесной промышленности: деготь и смола.
В V в. начинается объединение отдельных областей под властью царей Нижней Македонии. Начало объединению было положено в годы правления македонского царя Александра I (498—454 гг.), которого греческие писатели называли другом эллинов— «Филэллином» за то, что он способствовал распространению в Македонии греческой культуры. В это время начались войны с правителями Верхней Македонии за объединение страны. Одновременно, чтобы пробиться к морю, Македония вступила в борьбу с прибрежными греческими городами Халкидики, союзниками афинян. Таким образом, здесь интересы Македонии столкнулись с интересами Афин.
Бурные события греческой истории V в. затронули и Македонию. Македонский царь Пердикка, продолжавший политику объединения Македонии, был втянут в политические взаимоотношения греков. В годы Пелопоннесской войны он вступал в союзы то с одной, то с другой из воюющих сторон, извлекая из этого выгоды для себя.
Преемником Пердикки стал его сын, родившийся от рабыни, Архелай (419—399 гг.). Устранив своих соперников и придя к власти, он проявил способности выдающегося политического деятеля. По замечанию Фукидида, «Архелай сделал больше, чем восемь предшествовавших ему царей вместе» [CLVII]. Архелай энергично строил крепости и дороги. При нем было начато осуществление военной реформы, которую впоследствии закончил Филипп II. Для облегчения денежного обмена внутри государства Архелай провел реформу монетного дела. Был уменьшен вес серебряной монеты, увеличено общее количество монет, впервые, по-видимому, введены медные монеты. При Архелае Македония стала одним из ведущих государств на Балканском полуострове. Чтобы повысить авторитет своей власти и подчеркнуть близость к грекам, македонские цари, начиная с Архелая, стали возводить свою генеалогию к Гераклу. Одновременно Архелаю удалось привлечь к своему двору македонскую знать. Это имело большое политическое значение: прежде независимая, эта знать теперь превратилась в знать придворную. После смерти Архелая, убитого заговорщиками в 399 г., Македония вступила в полосу острых политических потрясений. Разгоревшаяся борьба сопровождалась политическими переворотами и сменой царей.
Междоусобной борьбой в Македонии воспользовались ее греческие и негреческие соседи. Сепаратистские тенденции македонской знати поддерживали Афины, заинтересованные в еще большем ослаблении македонского государства. Однако основная масса македонского населения — свободное крестьянство — поддерживала власть царя, способного обуздать родовую аристо- кратию и гарантировать страну от вторжений воинственных фракийцев и иллирийцев.
Окончание этого тяжелого для македонского государства периода совпало с воцарением Филиппа II (359—336 гг.) —одного из самых выдающихся политических и военных деятелей того времени.
Еще мальчиком Филипп попал в Грецию. После неудачной войны с Фивами Македония должна была выдать в качестве заложников детей самых знатных македонских семей. В их числе был и Филипп. Пребывание в Греции позволило ему приобщиться к греческой культуре, познакомиться с жизнью греков и греческим военным делом, реформированным тогда выдающимся фиванским полководцем Эпаминондом.
Вернувшись на родину, Филипп принял активное участие в борьбе претендентов на престол. Вначале Филипп правил как опекун своего племянника Аминты. Но затем, опираясь на войско, совершил переворот и был провозглашен царем. При Филиппе территориальное объединение Македонии и формирование македонской монархии окончательно завершилось. В централизованном македонском государстве продолжали, однако, существовать так называемый совет гетейров и народное собрание.
В первые же годы правления Филипп II, отразив нападение иллирийских и фракийских племен, расправился со своими соперниками, претендовавшими на царский престол. С именем Филиппа связан ряд реформ, из которых важнейшей была военная. Он завершил создание регулярной македонской армии, начатое еще Архелаем. При Филиппе получила окончательную организацию тяжеловооруженная пехота, ядро македонской армии, и была создана знаменитая македонская фаланга. Эта фаланга отличалась от греческой большей компактностью и глубиной построения, достигавшей 16 рядов и более. При Филиппе было введено копье, так называемая сарисса, длина которого достигала четырех-пяти метров. По мере удаления от первого ряда длина копий увеличивалась, и воины могли поражать противника из-за спины товарищей. Когда войска были на марше, такие длинные копья покоились на плечах нескольких идущих друг за другом воинов.

В бою перед строем тяжеловооруженной фаланги и по ее флангам обычно располагались отряды легковооруженных воинов, которые начинали сражение и защищали фалангу от возможных ударов сбоку.
В армии Филиппа впервые в военной истории античных государств самостоятельное тактическое значение приобретает конница. В отличие от пехоты, формировавшейся из македонских крестьян, единообразно вооруженных за счет государства, ядро конницы состояло из македонских аристократов, вооруженных за собственный счет. Явиться в войско на собственном прекрасном коне было делом чести македонского аристократа. В боевой обстановке конница, опираясь на фалангу и широко маневрируя, выполняла свои особые тактические задания, согласованные с общим планом боя.
Македонское войско также было оснащено осадной техникой: катапультами, таранами, передвигающимися осадными башнями и т. д. При Филиппе был создан македонский флот, который, впрочем, никогда не был сильным. Сочетание различных видов вооружения, постоянная служба и военные упражнения сделали македонскую армию непобедимой. Высокие боевые качества армии македонян определялись тем, что это была армия свободных крестьян, народное ополчение, которое к IV в. почти со-

Еершенно исчезло в Греции. В то время как греческие государства использовали армии наемников, дорогостоящих и легко переходивших на сторону противника, македонская армия отличалась сплоченностью и дисциплинированностью. Македонские крестьяне и аристократы знали, за что они сражаются, и были заинтересованы в победе.
Опираясь на свою сильную армию, Филипп довел до конца политическую централизацию государства. Он приглашал аристократическую молодежь ко двору, где она начинала свою службу в качестве «пажей». Из придворной знати составлялся отряд для личной охраны царя, назначался командный состав армии и различные должностные лица. Следует подчеркнуть, что в число гетейров царя при Филиппе и позднее при Александре входило много новых, незнатных людей и выходцев из греческих городов. Эта новая знать была главной опорой Филиппа.
Филипп провел также денежную реформу, успех которой был обеспечен захватом Пангейских рудников на Стримоне и увеличением добычи золота. Это дало возможность Филиппу впервые в мировой истории ввести систему биметаллизма. Выпускались одновременно и серебряные и золотые монеты, соотношение которых было раз и навсегда строго установлено. Золотые монеты назывались «Филиппинами». На одной стороне их была изображена голова Аполлона, на другой — несущаяся колесница. Новые полноценные золотые и серебряные монеты благодаря своей портативности скоро получили самое широкое распространение, вытеснив афинские серебряные статеры и персидские золотые монеты.
Опираясь на успехи, достигнутые в области политического объединения Македонии, реформированную армию й располагая значительными материальными ресурсами, Филипп проводил активную внешнюю политику. Перед Македонией стояли две основные внешнеполитические задачи. Одна из них заключалась в том, чтобы пробиться к морю. Усилия предшественников Филиппа в этом направлении не привели к цели. Ближайшие к Македонии прибрежные районы по-прежнему были заняты воинственными независимыми племенами или находились в руках греческих полисов. Вторая задача состояла в том, чтобы гарантировать безопасность границ со стороны Фракии и Иллирии.
Большинство приморских греческих государств, граничивших с Македонией (имеются в виду прежде всего города Халкидики), в рассматриваемое время входили в состав Второго Афинского союза. Это означало, что любые действия против них привели бы к столкновению с Афинами и Афинским союзом. После сложной дипломатической подготовки Филиппу в 357 г. удалось захватить Амфиполь. В 356 г. Филипп приступил к завоеванию

фракийского побережья. Афиняне, занятые Союзнической войной, не смогли оказать Филиппу серьезного сопротивления. Правда, для противодействия македонскому царю ими был создан союз, в который вошли фракийские правители, а также цари Пеонии и Иллирии. Но реальной поддержки этому союзу Афины не оказали, и Филипп подчинил подвластные союзу области. Действия афинского стратега Хареса, захватившего Сеет на Херсонесе Фракийском (353 г.), лишь на время приостановили продвижение Филиппа. В 352 г. он предпринял второй поход во Фракию, во время которого фракийские цари временно перешли на его сторону.
Таким образом, к середине IV в. Македония из второстепенного полуварварского государства превратилась в сильнейшую державу, заявлявшую права на гегемонию на Балканском полуострове и в конце концов добившуюся этой цели.
Быстрому росту Македонии способствовали близость греческих колоний Халкидского полуострова и внутренняя слабость самой Греции. Македония втягивалась в дела греческих государств, становилась торговой и рабовладельческой страной и продвигалась к морю. В то же время усиливалась власть царя и слабела родовая аристократия. Наряду со старой резиденцией македонских царей, Эгами, возникает новая столица Македонии Пелла, расположенная неподалеку от моря.
Политическая обстановка на Балканах как нельзя более благоприятствовала Македонии. Как известно, в этот период старые греческие полисы изживали себя, между ними и внутри них кипела ожесточенная борьба. В Афинах, Спарте, Фивах и других греческих полисах имелось немало сторонников македонского царя, который, по их мнению, был призван избавить Элладу от внутренней анархии и политической слабости. «Если сам не можешь владеть оружием, то надо дружить с тем, кто умеет им владеть» — таков был лозунг сторонников сильной власти.
Из всех греческих государств наиболее опасным соперником Македонии были Афины. Однако и в Афинах имелось немало приверженцев Македонии, принадлежавших преимущественно к богатым классам: рабовладельческой знати, землевладельцам, судовладельцам и т. д. Симпатии афинских олигархов к македонскому царю вызывались в первую очередь боязнью революционных взрывов внутри самих Афин.
Яркую характеристику внутреннего положения греческих полисов в изучаемую эпоху дает Платон, современник всех этих событий.
«В наше время, — пишет Платон в „Государстве”, — каждое из эллинских государств представляет собой множество государств, а не одно государство, подобно тому как при игре в городки. Какое из них ни возьми, в нем всегда найдешь два враждебных друг другу государства: одно бедняков, другое богатых. И каждое из них в свою очередь распадается на отдельные государства»[CLVIII].
<< | >>
Источник: В. С. СЕРГЕЕВ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЕ (ПОСМЕРТНОЕ),ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ. 1963

Еще по теме Возвышение Македонии:

  1. Возвышение Македонии при Филиппе II (359—336 гг. до н. э.)
  2. Глава XVIII. Возвышение Македонии и установление ее гегемонии в Греци
  3. 1. Македония и позднегреческие союзы
  4. 2. Македония в V—первой половине IV в. до н. э
  5. Покорение Македонии и Греции
  6. ГЛАВА VI ВЛАДЫКА ЭПИРА И МАКЕДОНИИ
  7. Глава VI ЭКСПАНСИЯ В ФЕССАЛИЮ И МАКЕДОНИЮ
  8. 1. Сателлит Македонии
  9. ГЛАВА XV ГРЕЦИЯ И МАКЕДОНИЯ
  10. МАКЕДОНИЯ И ГРЕЦИЯ В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКУЮ ЭПОХУ
  11. ЗАВОЕВАНИЕ ИНДИИ И МАКЕДОНИИ. СКИФСКИЙ ПОХОД ДАРИЯ
  12. 4.1. Математически возвышенное
  13. Категории эстетики: возвышенное и низменное
  14. 4.2. Динамически возвышенное