Греческая торговля и финансы


Поворотным пунктом в развитии средиземноморской экономики и, в частности, внешней торговли были греко-персидские войны и образование Делосской симмахии. С этого времени главные рынки Греции перемещаются на северо-восток (Черное море), на запад и отчасти на юг — Сицилия, Италия, Испания и Северная Африка (Кирена).
Фактическим гегемоном на Эгейском море становятся Афины, а на Западе — Коринф и отчасти Мегары.
Рост могущества Афин как главы большого объединения греческих городов привел к сосредоточению посреднической торговли в руках афинских купцов. Этому способствовало и географическое положение Афин как естественного торгового посредника между Востоком и Западом.
Афинский порт Пирей стал усиленно застраиваться и расширяться еще со времени Фемистокла. К середине V в. до н. э. он превратился в транзитный пункт, через который проходило множество всевозможных товаров из самых различных стран древнего мира. Используя свое господствующее положение в Афинской архе и могущество на море, афиняне заставляли многие торговые корабли везти товары в Пирей, откуда они при посредничестве афинян перепродавались и распределялись по другим городам. Это давало немалый доход и афинским купцам-посред- никам и афинской казне, взимавшей со всех привозимых в Пирей товаров торговые пошлины. Ежегодный товарооборот Пирея достигал колоссальной суммы — двух тысяч талантов. Самой

крупной статьей афинской импортной торговли во все эпохи был хлеб. Вывозили Афины предметы афинского производства — металлические изделия, керамику, предметы роскоши, оружие И т. д.
На берегу Канфара (одной из гаваней Пирея) находились портики, служившие складскими помещениями для привезенных товаров. Один из этих портиков был выстроен Периклом и отведен для хранения зерна. Около портиков находился рынок, где приезжие купцы выставляли на продажу свои товары. Здесь же располагались менялы и ростовщики.
В Пирее, кроме складских помещений и рынка, имелись корабельные верфи, мастерские, гостиницы и постоялые дворы для купцов и судовладельцев. Пирей в то время был самым многолюдным и оживленным местом Афин, где звучала разноязыкая речь.
«Из эллинов и варваров одни только афиняне могут иметь богатства. Ведь если какой-нибудь город богат кораблестроительным лесом, куда будет он сбывать его, если не убедит господ моря купить его? Если же какой-нибудь город богат железом, медью или льном, куда он будет сбывать все это, помимо владыки моря (т. е. афинян)? По этой же причине мы имеем от одного полиса дерево, от другого — железо, от третьего — медь, от четвертого— льняные материи, от пятого — воск и т. д.» К
Автор цитированного сочинения подчеркивает удобство географического положения Афин, находившихся в центре торговых дорог, что благоприятствовало их экономическому росту и торговому посредничеству.
«Афины,— читаем и в известном сочинении «О доходах» IV в.,— с точки зрения морской торговли и судоходства — самый желательный и прибыльный город. Прежде всего он имеет превосходные безопасные гавани, где можно останавливаться во время бурь. Затем в большей части других городов всякий раз приходится набирать новую кладь, потому что монета этих городов совершенно бесполезна вне своих пределов, в Афинах же не только множество предметов для нагрузки корабля, но если торговец не пожелает нагружать корабли новым товаром вместо своего, то он может везти самый чистый товар (деньги), так как, где бы он ни продал афинское серебро, он везде получит больше» [CIX] [CX].
Черты натурального хозяйства, присущие экономической жизни античного мира в целом, не исключали широкого денежного обращения. Торговые сделки сопровождались денежными расчетами. Быстрый рост торгового капитала и переход на денежный расчет привели к развитию ростовщичества, которое приняло очень широкие размеры. Ростовщики давали ссуды под залог земель (земельный кредит), городских домов (городской кредит) и под залог кораблей и привозимых на них товаров (морской кредит). Ростовщичеством занимались главным образом держатели меняльных лавок (трапедз), так называемые трапедзиты.
Деятельность эллинских трапедзитов активизировалась в конце V и особенно в IV в. и распространилась на широкие слои населения во всех эллинских городах. Основной экономической функцией трапедзитов был размен денег, так как в каждом греческом городе-государстве выпускалась своя монета. На основе размена и хранения денег с течением времени возник перевод денег со счета одного вкладчика на счет другого.
Переводы денег, говорится в речи Исократа «О трапедзи- тах», следует делать через трапедзитов во избежание опасности, которой могут подвергнуться деньги при перевозке на корабле.
Операции, совершаемые греческими трапедзитами, были многочисленны, разнообразны и по масштабам Греции значительны. Наиболее распространенной финансово-ростовщической операцией в приморских городах Греции являлись морские ссуды, т. е. выдача денег под залог товаров или корабля.
Морские ссуды выдавались иногда на очень долгий срок, необходимый для плавания в отдаленные страны, где продажа товаров была наиболее выгодна. Так как путешествие по морю, особенно во время войны, было связано с большим риском, трапедзиты требовали очень высоких процентов. Нам известны сделки, по которым должник обязуется выплатить кредитору 30 процентов, а 10 процентов считались довольно низкими. Дошедшие до нас многочисленные речи греческих адвокатов, правительственные распоряжения и декреты, относящиеся главным образом к IV в., знакомят нас с судебными процессами в связи с договорами о морских ссудах. Обманы, подлоги, клевета, всевозможные кляузы и доносы отражены в бесконечных мелких и крупных судейских тяжбах, сведения о которых не сходили со страниц греческой литературы IV в. до н. э.
Постепенно меняльные лавки превращались в своеобразные банкирские конторы. О большой роли греческих трапедз и социальном весе трапедзитов свидетельствует история афинского банкира Пасиона. Пасион имел несколько трапедз-банков. В 371 г. его «банк» в Афинах оперировал 60 золотыми талантами, что составляло около 100 тысяч золотых рублей. Суммы, хранившиеся в банках, не лежали мертвым капиталом. Часть их он отдавал взаймы, часть вкладывал в торговые предприятия. Став богачом благодаря денежным операциям, метек Пасион получил звание афинского гражданина. В благодарность за дарование прав гражданства Пасион на свои средства оснастил пять триер, поставил государству тысячу щитов и сделал ряд других пожертвований.
В таких торговых городах, как Афины и Коринф, в торговлю были втянуты различные слои населения. Имелись разные типы купцов. Одни были судовладельцами и переправляли свои товары на принадлежавших им судах, другие перевозили товары на чужих кораблях.
Крупная посредническая торговля далеко не исчерпывала коммерческой деятельности древних греков. Важное место в жизни греческих городов занимала мелкая розничная торговля на рынках. В Афинах нам известны по крайней мере два крупных рынка: один — в Пирее, другой — в самом городе Афинах, к северо-западу от ареопага. Торговля велась преимущественно под открытым небом или в легких палатках (скене) из тростника и прутьев. Главным центром торговли служили торговые ряды, называемые киклой (круги). Гарпократион (греческий ритор и филолог из Александрии, II—III вв. н. э.) объясняет это название тем, что торгующие становились в круг. Каждый ряд был отведен под торговлю одним определенным товаром. Существовал особый ряд для торговли рабами. У нас есть сведения о том. что рабов продавали в определенное время — в начале каждого месяца. В источниках упоминаются также рыбные, масляные, винные, горшечные, бобовые и другие ряды. Повсюду с лотков продавали редьку, бобы, сушеные сливы, смоквы. Звонкие голоса торговцев и торговок предлагали купить масло, вино, уксус и пр. На рынке всегда толпилось множество торговцев, торговок, флейтистов, фокусников, солдат и матросов.
Живо и ярко обрисован афинский рынок в комедии Аристофана «Лисистрата». Главная героиня этой комедии Лисистрата считает необходимым первым делом навести порядок на рынке. Прежде всего, заявляет она, надо запретить солдатам с оружием в руках, как дуракам, шататься по базару. Ведь они постоянно толпятся в горшечном и зеленном рядах. Лисистрата рассказывает, что собственными глазами видела на рынке командира верхом на лошади, накладывавшего в свой медный шлем яйца[CXI].

Афинское демократическое правительство в V и особенно в IV в. уделяло торговле очень большое внимание. Аристотель сообщает[CXII], что вопрос о хлебоснабжении ежегодно обсуждался народным собранием наряду с вопросом о защите страны. Аристотель перечисляет и должностных лиц, в обязанности которых входило наблюдение за торговлей. «Избираются по жребию также десять агораномов (рыночных надзирателей.— Ред.) —пять для Пирея, пять для города. На них возлагается законами обязанность наблюдать за всеми товарами, чтобы их продавали без примеси и подделки. Еще избираются по жребию десять метрономов. Они наблюдают за всеми мерами и весами, чтобы торговцы употребляли правильные. Далее — ситофилаки (хлебные надзиратели.— Ред.), избирающиеся по жребию, раньше их было десять — пять для Пирея и пять для города, теперь же (т. е. в IV в. до н. э.— Ред.) их двадцать для города и пятнадцать для Пирея. Они наблюдают прежде всего за тем, чтобы на рынке зерновой хлеб продавался справедливо, далее, чтобы мельники продавали ячменную муку в соответствии с ценой ячменя, а булочники— пшеничный хлеб в соответствии с ценой пшеницы, и, притом, чтобы булки имели такой вес, какой они им укажут. Закон велит надзирателям устанавливать это. Далее избирают по жребию десять портовых эпимелетов (попечителей.— Ред.). Им вменяется в обязанность наблюдать за торговыми пристанями, и из прибывающего в хлебную пристань хлеба они должны заставлять торговцев две трети доставлять в город» [CXIII].
В течение всей истории древней Греции важную роль в торговле и коммерческой деятельности играли греческие храмы, в частности храм Аполлона на Делосе, о чем свидетельствует обширная надпись середины IV в. Из нее мы узнаем, что храмы кредитовали не только частных лиц, но целые города и государства.
Судя по той же надписи, греческие храмы располагали крупной земельной собственностью, вели большое хозяйство, имели свои дома, мастерские, своих рабов и арендаторов.
В условиях разобщенности эллинских общин, постоянных войн и ссор храмы выполняли роль международных (междуоб- щинных) посредников и заимодавцев и обеспечивали возможность обмена на храмовых ярмарках.
Помимо доходов от всевозможных спекуляций, торговли и мастерских, храмы собирали «священные налоги». В греческих полисах не существовало ни одного вида собственности или отрасли труда, с которых бы не взимались священные налоги в пользу того или другого святилища. При основании городов и разделе земель всегда выделялся «священный участок». Сбор плодов, приплод животных, получение наследства, замужество, удачная игра, отпуск рабов — все эти случаи были поводом отчисления известной части доходов в пользу храма.
Оживленная торговля шла во время общегреческих религиозных праздников, например Олимпийского праздника в честь Зевса, устраивавшегося раз в четыре года в июле. Со всех концов эллинского мира стекались на него толпы народа. Дни олимпийских торжеств были днями всеобщего мира во всей Греции. Прибывавшие на праздник располагались в деревянных бараках, более состоятельные останавливались в храмовых гостиницах. Нигде социальное неравенство так не бросалось в глаза, как на этих всенародных праздниках. Несмотря на внешнюю демократичность, хозяевами положения на них были богатые граждане, которые содержали большие конюшни, имели свободное время для тренировок, участвовали в конных состязаниях и одерживали на них победы. В дни праздников устраивались обширные ярмарки. Они приносили много доходов храмам от сбора всевозможных «пошлин, взимавшихся с торговых сделок.
Развитие торговли способствовало установлению тесных экономических контактов между многими греческими городами, порождало потребность в постоянном деловом общении граждан этих городов. Однако подобному общению препятствовала характерная для политической жизни древних греков обособленность, присущая в большей или меньшей мере всем эллинским полисам. В греческих государствах полноправные граждане пользовались привилегиями и правами только внутри своей общины, а за пределами своего полиса превращались в бесправных иностранцев, фактически теряли права гражданства. Весьма показательно, что в словаре Гезихия (филолога из Александрии, жившего в V или VI в. н. э.) слово xenos, означающее «иностранец», имело также значение «¦враг». Иностранец в любом греческом государстве не имел гражданских прав и не мог приобрести их путем натурализации, что присуще современному праву европейских народов. Он не мог заключить законного брака с женщиной из другого полиса. От Ксенофонта мы узнаем о законе, запрещавшем иностранцу владеть в Афинах землей, даже если он давно жил в городе и играл не последнюю роль в его экономике. Иностранцы не могли завещать собственность и получать по завещанию, свидетельствовать на суде и т. п. Однако подобные ограничения не всегда соблюдались.
Развитие связей и общение между городами требовало если не полной отмены, то во всяком случае смягчения законов, охранявших обособленность греческих полисов. Уже в ранние периоды греческой истории возникают обычаи и установления, регулирующие отношения между гражданами различных городов-государств. К ним прежде всего относится проксения, восходящая к древнему обычаю гостеприимства, когда кто-либо из граждан одного полиса на началах взаимности оказывал помощь и покровительство гражданину другого полиса. Первоначально такое гостеприимство было делом частной инициативы, но в дальнейшем в эти отношения начинают вмешиваться органы государства, заинтересованного в поддержании дружественных связей с тем или иным полисом. Правительство полиса поручает заботу об иностранцах особым уполномоченным — проксенам. Проксены были гражданами того полиса, в котором они осуществляли проксению по отношению к иностранцам. Проксены были их защитниками и посредниками перед правительством. Через проксенов велись и дипломатические переговоры: приезжавшие в город посольства прежде всего обращались к своему проксену.
Так постепенно из обычая частного гостеприимства вырастал институт, весьма близкий по своим функциям к современным посольствам и консульствам. Однако характер частного гостеприимства проксения сохраняла всегда. От современных посольств и консульств проксения отличается еще и тем, что она осуществлялась гражданином своего города и в своем городе по отношению к иностранцам — гражданам чужого города, тогда как послы и консулы в современной дипломатической практике берут на себя защиту не чужих, а своих граждан и не в своем государстве, а в чужом.
Практически система гостеприимства лишь отчасти защищала иностранцев и тем самым не снимала всех преград, порожденных обособленностью греческих государств, делением на граждан и иностранцев. По этой системе иностранец еще не мог пользоваться правами гражданина в городе, куда он прибыл.
Следующим шагом в упрочении связей между греческими государствами было соглашение об исополитии. По такому соглашению гражданам одного государства предоставлялись в другом государстве те же государственные и частные права, какими пользовались местные граждане. Исополития была двух видов: в первом случае обе договаривающиеся стороны устанавливали для своих граждан одни и те же права в соответствии с заключаемым договором; во втором предусматривалось не взаимное, а одностороннее предоставление прав гражданства иностранцам, главным образом за различные заслуги и помощь. Например, платейцы пользовались исополитией в Афинах; ограниченная исополития распространялась в Афинах на эвбейцев; наконец, за особые заслуги перед государством исополитию получали отдельные частные лица; к ним относится упоминавшийся выше трапедзит Пасион в Афинах.
Не менее важную роль во взаимоотношениях греческих государств играли так называемые символы, т. е. договоры о правовых нормах различных судебных процессов, возникавших между гражданами разных городов в связи с торговлей, кредитными операциями и разного рода сделками.
Символы разрешали спорные вопросы и регулировали отношения между гражданами главным образом союзных или по крайней мере дружественно настроенных друг к другу городов. К подобным договорам следует отнести и монетные соглашения, например между Митиленой и Фокеей и др.
С практикой исополитий и символ связана и идея арбитража, воплощением которой являются третейские суды. В ряде сохранившихся надписей содержатся сведения о таких судах и выносимых ими решениях.
<< | >>
Источник: В. С. СЕРГЕЕВ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЕ (ПОСМЕРТНОЕ),ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ. 1963

Еще по теме Греческая торговля и финансы:

  1. На Греческом полуострове между 1600 и 1400 годамидо н.э. микенские города борются со своимисоседями и ведут морскую торговлю
  2. Финансы
  3. Финансы и кредит
  4.  1. Финансы корпораций
  5. Ремесла, налоги, финансы
  6. ФИНАНСЫ
  7. § 1. Финансы, бухгалтерский учет и налогообложение военных организаций242
  8. X. Финансы
  9. НАШИ ФИНАНСЫ
  10. Раздел VII Экономика и финансы
  11. КАТОЛИЧЕСКАЯ «ЭТИКА ФИНАНСОВ» КАК ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ СПЕКУЛЯТИВНОГО КАПИТАЛА
  12. Глава 6 Налогообложение и управление государственными финансами
  13. Тема 46 Социально-экономическое развитие России в конце XIX - начале XX в. промышленность и финансы
  14. Торговля
  15. Торговля
  16. Торговля
  17. ТОРГОВЛЯ