§ 3. Психологические особенности преступников- профессионалов
Преступник-профессионал — это рецидивист. В психологическом же отношении рецидивист — устойчивый преступник, лицо, привычное к наиболее общественно опасной форме поведения.
Праздность, пьянство, ограничение круга общения криминализированной средой, текущими примитивными желаниями, ситуативная зависимость крайне ограничивают кругозор рецидивиста, уровень его психического развития. Бытовая неустроенность, социально-ролевая дезадаптированность закрепляют антисоциальный образ его жизни. В жестоких драках и дебошах реализуется социально не реализованная личность.
У значительной части рецидивистов отмечаются психические расстройства и аномалии. Эти расстройства подвергаются умышленной аггравации — демонстративному утрированию. Поведение рецидивиста отличается подчеркнутой распущенностью, вспыльчивостью, хамоватостью, враждебностью к окружающим людям. Крайне неблагоприятные условия жизни "на свободе", привычность к "зоне" способствуют утрате у него страха перед наказанием. Новое преступление совершается рецидивистом на привычном уровне — в силу установки на предпочтительность преступного типа поведения. А жизнь в местах лишения свободы, где ему обычно обеспечен наивысший статус, привилегированное положение, не только не страшит, а даже привлекает его.
В криминальном поведении рецидивиста проявляются особенности взаимодействия его сознательных и подсознательных механизмов саморегуляции. Дефекты само- регуляции в сочетании с антисоциальными ценностными ориентациями, ситуативно-средовая зависимость — основные психологические характеристики рецидивиста. Поведение рецидивиста нередко противоречит здравому смыслу, его собственным интересам. Часто цели не соответствуют средствам, принимаемые им решения не транзитивны — его поведение лишено элементарной осмотрительности, ослаблено предвидение ближайших последствий.
Здесь имеет место нарушенность всей личностной саморегуляции: дезиерархизация ценностных ориентации, подавление доводов рассудка привычными устремлениями. Криминальные побуждения рецидивиста как бы прорываются сквозь заслоны разума.
Стойкая антисоциальная ориентация личности преступника-рецидивиста проявляется в его устойчивой готовности к разрешению трудностей и конфликтов насильственными способами. Особая активность проявляется у рецидивистов в групповых эксцессах криминализированной среды.
Одним из распространенных психических дефектов многих рецидивистов является их равнодушие к угрозе наказания, общественному осуждению. Рецидивная преступность коррелирует с психическими аномалиями — легкой степенью олигофрении, психопатии, акцентуациями характера, алкогольной деградацией и др. У женщин рецидивность коррелирует с истерическими состояниями и алкоголизацией — они чаще, чем мужчины, совершают преступления в состоянии невротических и психотических срывов.
Преступники-профессионалы — ядро преступного мира, блюстители криминальной субкультуры, разработчики ухищренных способов совершения преступлений и их маскировки. Наиболее высока доля специального рецидива в тех видах преступлений, которые требуют особых навыков специализации, криминального интеллектуализма (мошенничество), а также особой наглости и бесстыдства (корыстно-насильственные преступления).
Ведя преступный образ жизни в условиях криминально групповой защищенности, идеализируя и романтизируя преступный мир, личность преступника-профессионала подвергается все более глубокой социальной деградации.
§ 4. Психологические особенности лиц, совершающих неосторожные преступления
Неосторожные преступные деяния — нарушение правил безопасности эксплуатации технических средств, преступная халатность, нарушение правил охраны труда, пожарной безопасности, неосторожные убийства и др. — характерны для лиц с дефектами психической саморегуляции. При этом оказывается более существенной, чем при других преступлениях, роль криминогенной ситуации. В трудных поведенческих ситуациях проявляются такие негативные качества личности, как самонадеянность, небрежность, ситуативная зависимость.
Самонадеянная личность нарушает правила предосторожности, предвидя возможные отрицательные последствия своей деятельности. Это люди с повышенным риском поведения, повышенным уровнем притязаний. Преступления по небрежности совершают лица с дефектами предвидения результатов поведения, пониженной самокритичностью и внутренней самодисциплиной, слабым развитием сдерживающих, тормозных процессов. Эти качества закрепляются в опыте многократных переходов за грань дозволенного, на почве систематической недисциплинированности в условиях пониженного социального контроля. Неосторожные преступления совершаются на базе устойчивых социально-отрицательных привычек, стереотипов.
В неосторожных преступлениях нет прямых побуждений к совершению преступления — преступный результат здесь не совпадает с мотивами и целями действия Преступный результат возникает в силу недостаточной способности субъекта предвидеть возможные последствия своих действий. Но преступления по неосторожности не являются "безмотивными". Только выявление мотива и позволяет установить отношение лица к наступившим преступным последствиям.
Несмотря на то что мотивы неосторожности действия не направлены на совершение преступления, они обычно содержат элементы отрицательного отношения человека к нормам и правилам поведения в обществе (например, к правилам обращения с огнестрельным оружием, управления автотранспортом и т. п.). В преступлениях по неосторожности всегда имеют место мотивы нарушения правил поведения или невыполнения определенных действий, которые человек мог и обязан был выполнять, исходя из своих гражданских, профессиональных и должностных обязанностей.
При анализе преступного деяния, совершенного по неосторожности, особое внимание должно быть уделено выявлению того, насколько неосмотрительность поведения свойственна данной личности. При этом, как и при умышленном преступлении, следует выявить отношение обвиняемого к тому, что привело его к преступному результату.
В основе неосторожного преступления лежит узость поля сознания субъекта, его неспособность предвидеть все возможные последствия своих действий, пренебрежение общественной опасностью возможных побочных результатов действия, потеря контроля над используемыми орудиями и средствами.
Для многих преступников данной категории характерны дефекты восприятия — нераспознание признаков опасности, дефекты оценочной деятельности, принятия решений, недостаточная развитость процессов торможения. Некоторые неосторожные преступления характеризуются либо недовыполнением действий по достижению цели, либо их перевыполнением. В обоих случаях имеет место расхождение мотива и достигнутого результата, что и служит основным показателем дефекта психической саморегуляции поведения.
Наиболее распространенными предпосылками, условиями неосторожных преступлений являются: психические и физические перегрузки, эмоционально отрицательные состояния, состояния опьянения, рискованные действия в целях экономических достижений, неприязненные отношения между членами группы и др. В тех случаях, когда экстремальная ситуация предъявляет требования,' превышающие психофизиологические возможности человека, должна быть назначена судебно-психологическая (инженерно- психологическая) экспертиза. Среди лиц, совершающих неосторожные преступления, можно выделить и случайных и "неустойчивых", и даже "злостных" преступников. К случайным неосторожным преступникам можно отнести лиц, впервые совершивших неосторожное преступление в условиях провоцирующей ситуации или в состоянии временного неблагоприятного психофизиологического состояния. К "неустойчивым" неосторожным преступникам относятся лица, впервые совершившие преступление, но сознательно нарушившие правила безопасности. К "злостным" неосторожным преступникам относятся лица, ранее осуждавшиеся за совершение неосторожных преступлений и нарушающие правила безопасности по антиобщественным мотивам.
Психологический анализ преступного деяния — анализ психологического содержания структурных элементов преступного действия.
Преступление как волевое действие индивида осуществляется как развернутое сложное волевое действие или как простое волевое действие.
Все импульсивно-ситуативные преступления совершаются в форме простого волевого действия; все предумышленные преступления — в форме сложного волевого действия.
Многие преступления совершаются импульсивно, спонтанно, без специально сформированной цели. Эти преступные акты образуют класс малоосознанных реакций. Импульсивные действия регулируются установками — подсознательными побуждениями, общей личностной направленностью.
Во всех поведенческих стереотипах, основанных на подсознательной установке, мотивы и цели совпадают (сдвиг мотива на цель).
Обязательным признаком субъективной стороны преступных импульсивных действий является цель; мотив совпадает с целью.
Импульсивное поведение может быть вызвано различными причинами: 1) эмоциогенной обстановкой при несформированности у индивида адекватных реакций; 2) общей эмоциональной неустойчивостью индивида; 3) состоянием опьянения; 4) привычными формами поведения; 5) психопатическими аномалиями личности.
Во всех импульсивных реакциях проявляется личностная готовность индивида к определенным действиям. При конфликтных эмоциональных состояниях чувства, эмоции подавляют рациональные механизмы регуляции поведения и приобретают ведущую регуляционную функцию, превращаются в основной механизм импульсивных действий.
Иногда при стечении внезапно возникших обстоятельств человек вынужден действовать очень быстро. Мотивы поступков в таких ситуациях неточно называются "вынужденными мотивами". В связи с этим следует иметь в виду, что в экстремальных ситуациях мотивы действий человека бывают свернутыми, совмещенными с внезапно сформированной целью. Чем руководствуется человек, обороняющийся от внезапного нападения? В данном случае его поведение определяется не продуманными мотивами, а общим побуждением, готовностью к самосохранению, которое проявляется в стереотипных действиях самообороны.
Нередко импульсивные действия совершаются и по "внутренним поводам" — из-за стремления личности самоутвердиться, обеспечить свое превосходство перед окружающими, дать выход накопившимся отрицательным эмоциям.
Наиболее остро импульсивность проявляется в состоянии аффекта, сильного душевного волнения, характеризующегося дезорганизацией сознания, торможением всех зон мозга, кроме гипердоминантного очага, расторможением обширных подкорковых зон, резкой активизацией импульсивных, непроизвольных оборонительных и агрессивных реакций. Осознанные цели и мотивы при аффекте отсутствуют — срабатывает установка на преодоление аффектора. Аффект связан с неспособностью личности выйти из данной острой, критической ситуации социально адаптированным способом.
Состояние аффекта тормозит все не связанные с гипердоминантой психические процессы и навязывает индивиду "аварийный" стереотип поведения (бегство, агрессия, крик, плач, хаотичные движения, сдвиги в функционально-физиологическом состоянии организма). В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности — избирательность в выборе поведенческого акта, Резко изменяется привычное поведение человека, дефор- мируются его жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое- либо одно, нередко искаженное, представление — происходит так называемое "сужение сознания" (торможение всех зон коры мозга, кроме тех, которые связаны с гипердоминирующей зоной).
Закон признает "сильное душевное волнение" смягчающим ответственность обстоятельством. При этом обычно учитывается, что сильное душевное волнение возникает внезапно как импульсивная, непосредственная реакция на сверхсильный раздражитель, при котором и преступный умысел возникает также внезапно, а преступное деяние совершается сразу за действиями потерпевшего Аффект может возникнуть и в результате обнаружения впоследствии результатов неправомочных действий потерпевшего, наносящих урон достоинству личности или ее здоровью.
В действиях, совершаемых в состоянии аффекта, цель не конкретизирована, действие имеет лишь общую направленность.
Преступление, совершаемое в этом состоянии, имеет неопределенный и косвенный умысел.
Конфликтным эмоциональным состоянием, активизирующим импульсивные реакции, является и стресс, также относящийся к разряду состояний "сильного душевного волнения". Понятием "стресс" (от английского "stress" — давление, напряжение) охватывается большое разнообразие психически крайне напряженных состояний, вызванных различными экстремальными воздействиями (стрессорами).
Различаются физиологический стресс (перенапряжение физиологических функций) и психический стресс. Психический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный.
Информационный стресс возникает в условиях оперативно- информационной перегрузки человека при выполнении им усложненных управленческих функций с высокой степенью ответственности за последствия принимаемых решений (например, в условиях аварийной ситуации).
Эмоциональный стресс возникает в экстремальных, крайне опасных ситуациях (внезапное нападение, стихий- ные разрушения, личностно значимые "стратегические" Конфликты).
При этом психика человека может модифицироваться в форме: 1) крайней активизации и двигательно-импульсивной активности, 2) развития глубоких тормозных процессов (ступор), 3) генерализации — распространение активности на широкую область объектов, нарушение дифференцировки в выборе целей.
При демобилизующем стрессе (дистрессе) деформируются вся мотивационная сфера личности и ее адаптивно-поведенческие навыки, нарушается целесообразность действий, ухудшаются речевые возможности. Но в ряде случаев стресс мобилизует адаптивные возможности личности (такая разновидность стресса называется австрессом).
Для юридической оценки поведения человека в состоянии стресса следует иметь в виду, что в состоянии австресса сознание человека может и не сужаться — человек может быть способным предельно мобилизовать свои физические и психические возможности для преодоления экстремального воздействия разумными способами.
Человеческое поведение как при аффекте, так и при стрессе не низводится полностью на бессознательный уровень. Его действия по устранению эффектора или стрессора, выбор орудий и способов действия, речевых средств сохраняют социальную обусловленность. Сужение сознания при аффекте и стрессе не означает его полного расстройства.
Для целей расследования существенно исследование поведения индивида в постаффектном и постстрессовом состоянии (последнее всегда характеризуется крайним упадком сил, апатией, безразличием, пониженной двигательной активностью).
Деформация в эмоционально-волевой сфере человека происходит не только в состоянии аффекта и стресса. Одной из разновидностей так называемых конфликтных психических состояний является состояние фрустрации (от латинского "frustratio" — тщетное ожидание, расстройство из-за обмана ожиданий) — крайне эмоционально напряженное негативное состояние, связанное с возникновением непреодолимого для данной личности препятствия в достижении значимой для него цели (отказ любимог0 жениха от обещания жениться, увольнение с работы, раз, личные стратегически значимые материальные и духовные утраты).
Состояние фрустрации проявляется в невыносимо тягостном, гнетущем психическом напряжении, в чувстве отчаяния, безысходности, крайней агрессивности в отношении фрустратора. Глубина состояния фрустрации зависит от значимости блокируемой деятельности и близости достигаемой цели. Фрустрация может привести к депрессии — к уходу от реальности, замещению ее действиями в воображаемой сфере (грезы), снижению уровня поведения (вплоть до регрессии). Нейрофизиологически это связано с тем, что резкие высокие психические напряжения, вызывая охранительное торможение, затормаживают тонкие и сложные структуры саморегуляции.
В результате этого могут возникнуть неврозы и даже характериологические деформации — устойчивая неуверенность в себе, заниженность самооценки, уровня притязаний, ригидность (от латинского "rigidus" — жесткий, твердый, непластичный) — неспособность гибко изменять программы поведения.
Состояние аффекта, стресса, фрустрации должно учитываться в судопроизводстве при оценке субъективной стороны преступления. Многие так называемые "безмотивные" правонарушения связаны с сужением сознания индивида в экстремальных для него ситуациях.
Импульсивность поведения особенно характерна для психопатических личностей и лиц с акцентуированными характерами, стремящихся к немедленному удовлетворению актуализированных потребностей без должного учета обстоятельств, склонных к мгновенным компенсаторным реакциям.
Значительные деформации в регуляции поведения возникают в состоянии алкогольного опьянения. Лица, находящиеся в этом состоянии, отличаются крайне пониженной способностью оценивать объективное содержание событий, воспринимаемой ситуации.
Алкогольная доминанта резко облегчает вовлечение индивида в асоциальную сферу поведения, если это сулит ему удовлетворение алкогольной жажды. При этом возникают и патологические особенности поведения алкоголиков, связанные с токсической энцефалопатией, смещением всего поведения на импульсивно-реактивный уровень.
Импульсивные преступления — "замыкание" острых психических состояний индивида на конфликтные для данной личности ситуативные обстоятельства, которые выступают пусковым механизмом ее малоосознанных противоправных действий.
Характер этих ситуативных обстоятельств позволяет судить о том, что криминогенно для данной личности. Все импульсивные преступные акты отличаются свернутостью сознательных регуляционных компонентов поведения В этих поведенческих актах деформируется сознательно волевая регуляция поведения — сознательное принятие решений, развернутое программирование действия замещаются установочными реакциями — готовностью индивида к характерным для него стереотипным действиям в типовых ситуациях.
Еще по теме § 3. Психологические особенности преступников- профессионалов:
- § 6. Психологические особенности преступников-профессионало в
- Глава 3. Психологические особенности отдельных категорий преступников
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ/>ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА
- Основные характеристики профессионалов и менеджеров в сфере занятости
- В. И. Селиверстов Психологические особенности заикающихся
- § -8. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
- § 1. Психологические особенности личности следователя
- § 1. Психологические особенности личности следователя
- Тема 6. Психологические особенности подростковоговозраста
- § 5. Психологические особенности деятельности прокурора в суде
- Психологические особенности технической подготовки
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА