Рождение наций


Существование нации для Хобсбаума нераздельно связано с современным типом национального государства, вне которого обсуждать нации бессмысленно (с. 9-10). Подтверждение своим взглядам историк находит в толковых словарях, регулярно переиздававшихся в большинстве европейских стран.
Сравнительный анализ словарных статей показывает, что современное значение слова "нация" становится общепринятым в средине 80-х годов XIX в., т.е. не ранее, чем обретает законченный вид современное бюрократическое централизованное государство.

До лот пол "нацией" обычно понимали население провинции, с/рамы или королевства, а также большие тыкнутые корпорации (кушшн, студентов), которым было необходимо отличать себя от тех, с кем приходилось сосуществовать бок о бок. Впервые и современном политическом и социальном смысле термин "нация" начал употребляться в эпоху буржуазных революций. Лидеры американской революции, чтобы не ставить под вопрос федеративный характер вновь создаваемого государства, старались и»бс1я1ь самого этого слова, предпочитая вести речь о "конфедерации", "союзе", ’’народе”, но уже в годы Великой французской революции сообщество граждан, чья политическая суверенность служила основой их объединения в государство, все чаше именуется "единой и неделимой нацией". Таким образом, подчеркивает Хобсбаум, современная нация возникла не па основе обшей этнической принадлежности, языка или общего историческою прошлого, но как торжество общего интереса над частным, общественного блага над сословными привилегиями (с.20).
Свое дальнейшее развитие концепция нации получила в эпоху либерализма (1830-1880), когда "принцип национальности” коренным образом изменил каргу Европы, на которой возникли две великие державы — Италия и Германия, а империя Габсбургов разделилась на Австрию и Венгрию. Каково было место нации в теоретических рассуждениях европейских либералов? Очевидно, что в условиях, когда не всякое государство было нацией и не всякая нация обладала государственностью, главный вопрос был, какие национальности обретут в ближайшем будущем свою государственность и какие государства будут именоваться нациями.
Понятие нации вписывалось в идеологию либерализма вдиух аспектах. Во-первых, будучи явлением новым, нация уже одним лим настраивала против себя консерваторов и привлекала либералов, для которых она ассоциировалась с понятиями свободы, равенства и прогресса (с.40).
Во-вторых, в нации видели закономерную ступень на пути эволюции человечества от семьи к племени и далее через провинциальный, региональный и национальный уровни к мировой экономической и политической системе. Поскольку нация была предпоследней ступенью на пути
прогресса, то чем большие размеры она принимала, тем ближе была к идеалу (с.31).
В результате принцип национальности оказывался применим не ко всем, а лишь к экономически и культурно "жизнеспособным" сообшествам. Во-первых, право на создание нации признавалось только за национальностями определенного размера. Здесь вступал в силу так называемый "принцип порога", переступить который вряд ли могли надеяться сицилийцы, бретонцы и даже ирландцы. Во- еторых, создание нации рассматривалось исключительно как процесс экспансии, т. е. все национальные движения должны были носить воссоединительный характер. И в самом деле: немцы и итальянцы мечтали о единой Италии и Германии, сербы желали объединиться с хорватами, чехи со словаками, румыны Молдавии - с румынами Валахии и Трансильвании (с.31-33).
Обратной стороной принципа "жизнеспособности" наций была уверенность в том, что слабые, малочисленные, иными словами, "нежизнеспособные" нации в один прекрасный день исчезнут с карты Европы. Это не подразумевало никакой враждебности к "малым народам" и даже предполагало, что их языки и культура сохранятся на локальном уровне, в то время как сами они вольются в более крупные национально-государственные образования. Вообще же признавались лишь три критерия, позволявшие с уверенностью классифицировать ту или иную общность как нацию: обладание в настоящем или в недалеком прошлом собственной государственностью, наличие культурной элиты, создавшей "национальный" язык управления и образования, и способность вести завоевательную политику. Прочие кандидаты не исключались априорно, но никто и не утверждал, что у них есть шанс выжить, (с.38). Так, термин той эпохи "балканизация", означавший распад Османской империи на враждующие друг с Другом малые государства, сохранил свое негативное значение и поныне.
<< | >>
Источник: А.И. Миллер. Нация и национализм. 1999

Еще по теме Рождение наций:

  1. 1.8.8. Формирование наций в Америке
  2. УСТАВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
  3. 1.8.2. Возникновение наций в Западной Европе
  4. 17.3. Ключевые аспекты современных зарубежных концепций в исследовании наций
  5. ШПЕНГЛЕР О ПРОБЛЕМЕ НАЦИЙ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ
  6. В.В.КОРОТЕЕВА ЭНТОНИ СМИТ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ НАЦИЙ
  7. 1.8.9. Становление наций в Африке южнее Сахары
  8. Общества третьего мира Образование наций
  9. 11. СУВЕРЕНИТЕТ НАЦИЙ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
  10. 17.1.1. Сложность идентификации базовых признаков современных наций