АВГУСТИН

АВГУСТИН — святой, один из самых знаменитых отцов церкви. Родился в Тагасте, в Африке, 13 ноября 354 г... Соборы и папы, одобрив учение святого Августина о благодати, весьма способствовали его славе.

Если бы не эта слава Августина, молинисты 11 в наше время высоко подняли бы знамя борьбы против него и уничтожили бы его авторитет. Мы показали в другом месте, что вся их политика не помогла им сохранить видимость, что они не нападают на Августина, и косвенно они ему наносят сильные удары. Несомненно, что обязательство чтить систему взглядов святого Августина, взятое на себя римской церковью, создает ей затруднения, во многом ставящие ее в смешное положение (Е). Арминпанцы'2, не вынужденные соблюдать такие предосторожности, искренне выражают свое отношение к этому отцу церкви. Хотя один французский ученый и прибегает к почтительным выражениям в отношении этого отца церкви, но из его слов вполне понятно, что он всем своим существом презирает комментарии святого Августина на Писание (G). Г-н Клод 13, порицающий этого отца церкви за то, что он одобрительно относился к применению уголовных наказаний за те или иные религиозные взгляды, сам подвергся бы суровому осуждению, если бы прожил еще три или четыре года (Н)...

(Е) Обязательство чтить систему взглядов святого Августина, взятое на себя римской церковью, создает ей затруднения, во многом ставящие ее в смешное положение.

65

3 П. Бейль

Для всякого человека, исследующего вещи без предрассудков, настолько очевидно, что учение святого Августина и учение Янсена и, епископа Иирского, представляют собой одну и ту же доктрину, что невозможно без возмущения взирать на то, как римский двор похваляется и тем, что он осудил Янсена, и тем, что, несмотря на это, он хранит якобы славу святого Августина. Это совершенно несовместимые вещи. Более того, Тридентскин собор 15, осудив учение Кальвина о свобо- де воли, тем самым с необходимостью осудил и учение святого Августина... Физическое предопределение 16 томистов, необходимость у святого Августина, необходимость у янсенистов и Кальвина — все это в сущности одно и то же, и тем не менее томисты открещиваются от янсенистов, а те и другие считают, что когда их обвиняют в проповеди учения, совпадающего с учением Кальвина, то на них клевещут. Если бы человеку разрешалось судить о мыслях его ближних, то возник бы большой соблазн сказать, что теологи здесь оказываются великими комедиантами, ведь они знают, что либо Тридентский собор осудил лишь химеру, никогда и в голову не приходившую кальвинистам, либо он осудил святого Августина и физическое предопределение... Есть люди, для которых великим счастьем является то, что народ вовсе не озабочен тем, чтобы дать себе отчет относительно [их] учения. Да он и не в силах это сделать. В противном случае народ чаще возмущался бы против теологов, чем против вымогателей. Он сказал бы теологам: если вы сами не знаете, что обманываете нас, ваша тупость заслуживает того, чтобы вас отправили пахать землю; а если вы это знаете, то ваша злоба заслуживает того, чтобы вас посадили в тюрьму на хлеб и воду. Но бояться нечего, народы требуют лишь того, чтобы их вели по привычному пути. А если бы они потребовали большего, они не смогли бы разобраться в споре. Их дела не позволяют им приобрести большие познания [необходимые для теоретических споров].

(G) Один французский ученый... всем своим существом презирает комментарии святого Августина на Писание. Я говорю о г-не Симоне ,7. Смотрите его «Критическую историю Ветхого завета» 11, где главная похвала, воздаваемая им этому отцу церкви, заключается в том, что последний осознавал свои недостатки. «Он очень хорошо заметил,—говорит г-н Симон,—в чем заключаются качества, необходимые для хорошего истолкования Писания. А гак как он был человеком скромным, то он совершенно откровенно признавался, что большинства этих качеств ему недостает...» ...«Мое намерение,—говорит г-н Симон,—не заключалось втом, чтобы в чем-нибудь умалить авторитет святого Августина... церковь заверяет нас, что те, кто искусно и систематически преподавали богословие, взяли себе святого Августина учителем и руководителем... В этих же своих каждодневных наставлениях церковь говорит нам о святом Иоанне Хризостоме 18, что все восхищаются его истолкованием священных книг... Я всегда испытывал глубокое почтение к двум этим великим людям, поныне вызывающим восхищение церквей Востока и Запада. Но поскольку речь идет лишь об истолковании некоторых мест Писания, относительно которых святой Августин и святой Хризостом не всегда согласны друг с другом, я полагал, что мне позволено следовать истолкованиям святого Хризостома, так как они казались мне ближе к буквальному смыслу Писания. Это различие мнений, нисколько не затрагивающее сущности учения, не мешает им быть в полном согласии между собой относительно существенных моментов нашей веры» 12... Симон прибавляет, что при исследовании этого вопроса он взял себе руководителем кардинала Гас- пара Контарини 19... «Я полагал,— говорит он,— что поступлю лучше всего, подражая этому великому кардиналу, дабы дать ответ некоторым голландским богословам, возражавшим мне, что традиция [римской] церкви не была определенной и устойчивой, и приводившим в качестве примера вопрос о благодати и предопределении, относительно которого церковь одобрила учение святого Августина и этому учению следовала, хотя это и означало отход от более древних отцов церкви, как греческих, так и римских,— от предшественников святого Августина.

Возражая этим богословам, я показал, что различие мнений, которое здесь можно обнаружить, касалось лишь вопросов, которые не являются решающими для веры. Оно касалось некоторых мест Писа- ния, которые можно по-разному толковать. Поэтому не следует обвинять церковь в том, что она непостоянна в своей традиции». Даже при самом беглом рассмотрении указанных рассуждений обнаруживается, что это притворство, или маска, которая может обмануть лишь простаков. Почему, я вас спрашиваю, возникают самые принципиальные религиозные споры? Не потому ли, что некоторым отрывкам Писания дают различное истолкование? Зачем же вы пользуетесь идеей этого различия в мнениях, чтобы внушить нам, что святой Хри- зостом и святой Августин не расходятся между собой пи в чем существенном? Разве для учения о благодати является мелочью, чем-то второстепенным знать, в чем заключаются силы грешного человека и в чем сущность его свободы? Ие вернее ли будет сказать, что это основное в данном учении? Если, таким образом, эти два отца церкви занимают противоположные позиции в объяснении природы свободы воли, несомненно, что их разногласие касается основного и что церковь не может одобрить гипотезу одного из них, не отвергнув гипотезу второго. В противном случае необходимо сказать, что она одобряет истину, не осуждая противоречащее ей заблуждение. Ведь в конце концов хотя возможно, что они оба ошибаются, но невозможно, чтобы мнения обоих были одновременно истинны. Необходимо, таким образом, признать, что либо заблуждаются те, кто следует истолкованиям святого Хризостома, либо проповедуют заблуждение те, кто следует истолкованиям святого Августина. Вот в чем состоит великое затруднение римской церкви. Она оказывается вынужденной одобрять и тех, кто в вопросе о согласии человека [совершать тот или иной поступок] приписывает благодати все, и тех, кто в этом деле лишает благодать какой бы то ни было роли. Часть ее теологов утверждает, что человек дает свое согласие на основе полной свободы согласиться или отказаться. Другая их часть учит, что согласие человека производит благодать, не оставляющая человеку непосредственной силы отказаться от согласия. И те п другие высказывают ложь пе относительно пустяка, а по вопросу, имеющему величайшие последствия. Между тем римская церковь с ее мнимой непогрешимостью не осуждает ни одной из вышеуказанных точек зрения...

(Н) Г-н Клод... сам подвергся бы суровому осуждению, если бы прожил еще три или четыре года. Я намерен доказать две вещи: во-первых, что г-н Клод осуждал высказанное святым Августином одобрение использования уголовного законодательства против еретиков; во-вторых, что, если бы он прожил еще три-четыре года, он подвергся бы осуждению за то, что критиковал святого Августина. I.

Для доказательства первого из этих пунктов мне достаточно привести выражения, какими г-н Клод пользуется в одном письме, которое было опубликовано. Он признает, что святой Августин обладал замечательным, прекрасным умом, богатым и находчивым воображением, почти во всем проявляющейся великой набожностью, великой справедливостью, великим милосердием. Но, прибавляет г-н Клод, есть нечто чрезвычайно позорящее его память, а именно то, что, хотя первоначально святой Августин придерживался взгляда, что надлежит проявлять мягкость и милосердие к еретикаму пререкания, в которые он вступил с донати- стами20, до такой степени воспламенили его, что он сменил белое на черное и стал во весь голос доказывать. что еретиков надо преследовать. II.

Решения синода валлонских церквей Объединенных провинций, состоявшегося в Амстердаме в августе 1690 г., неопровержимо устанавливают второй пункт, который я должен доказать. Вот одно из положений, осужденных этим синодом: власти не имеют права использовать свою силу в целях борьбы с идолопоклонством и для того, чтобы воспрепятствовать распространению ереси. Это положение, утверждаю я, одно из тех, которые синод торжественно и единогласно объявляет ложными, возмутительными, гибельными, разрушительными в равной мере как для нравственности, так и для догматов религии. Синод в качестве таковых упраздняет, запрещает, осуждает эти положения, запрещая под угрозой сурового наказания (dernieres censures) всем церковным и светским лицам выдвигать их как с кафедры, так и в частных разговорах... ...Если г-н Клод был поражен тем, что святой Августин перешел от белого к черному, другие еще более удивляются тому, что священники, изгнанные из Франции, также целиком сменили белое на черное. А ведь в то время как святой Августин изменил свои взгляды по причине того, что законы императора положили конец расколу, священники-изгнанники изменили свои взгляды, когда разрушение их церкви властью монарха было еще совсем свежо в их памяти, когда рана еще сильно кровоточила. Если бы их спросили в то время, когда эдикты о преследовании непрерывно сыпалисьна протестантов, что они думают о поведении государя, применяющего различные кары к своим подданным, которые добиваются лишь свободы молиться богу сообразно требованиям их совести, они ответили бы, что поведение государя несправедливо. А оказавшись в другой стране, они предали анафеме тех, кто осуждает применение уголовных законов против заблуждающихся...

<< | >>
Источник: Бейль П.. Исторический и критический словарь в 2-х томах / Сер.: Философское наследие; год.; Изд-во: Мысль, Москва; т.1 - 391, т.2 - 510 стр.. 1968

Еще по теме АВГУСТИН:

  1. АВГУСТИН
  2. 3.4. Августин
  3. АВГУСТИН
  4. § 8. БЛАЖ. АВГУСТИН
  5. Августин
  6. 8. «Поздний» Августин
  7. Эволюция мысли Августина
  8. Личность святого Августина
  9. философские воззрениясвятого Августина
  10. Взгляды Августина