В течение первой половины XIX в. Германия в эко- Экономическое комическом и политическом отношении была от- сударственный сталой страной по сравнению с Англией, Фран- строй цией, США. Однако буржуазные реформы в Прус сии, Бадене и других государствах, проведенные в 1807—1812 гг., не были отменены.
Феодалам пришлось пойти на новые уступки буржуазии. В 1818 г. в Пруссии были ликвидированы внутренние пошлины, новая система сборов покровительствовала развитию отечественной промышленности. Пруссия заключила ряд таможенных соглашений. В 1819—1828 гг. вокруг нее- сложился Таможенный союз германских государств. В результате промышленность Германии получила известную свободу развития. Темпы ее развития были выше темпов развития промышленности Англии и Франции. Так, продукция обрабатывающей ^промышленности Англии за 1800—1820 гг. возросла на 25%, Франции — на 15%, а Германии — на 40%. С 1800 по 1830 г. объем промышленного производства Германии вырос более чем в-. 2,5 раза. В 1816 г. были уточнены условия выкупа крестьянами феодальных повинностей. Выкуп разрешался только тем крестьянам, которые имели свою землю и упряжку лошадей. Только зажиточные крестьяне могли откупиться от помещика. В Пруссии к 1848 г. выкупили повинности 6/7 зажиточных крестьян и только Vs батраков и середняков. Усилилась дифференциация в деревне. Обособился слой кулаков — гроссбауэров и слой батраков и полупролетариев, подвергавшихся жестокой полуфеодальной эксплуатации. За счет выкупных платежей юнкера покупали для своего хозяйства локомобили, сеялки, молотилки и другие сложные сельскохозяйственные машины, строили свеклосахарные и винокуренные заводы. Возникновение сельского пролетариата позволило юнкерству создать ряд отраслей сельскохозяйственного производства и, перейдя к капиталистическому способу ведения сельского хозяйства, укрепить свои экономические позиции, материальную базу своего* политического господства. В руках помещиков находилось свыше 60% всей земли. При этом помещики сохраняли власть над крестьянами и сельскохозяйственными рабочими. Крестьяне были обязаны платить помещику сборы: яичный, куриный, серебряный ii т. д. Это были феодальные отношения. Помещик мог наказывать крестьян: 15 ударов плетью считалось мелким наказанием. В действительности свобода многих крестьян сводилась к свободе передвижения и переселения. Капитализм в Пруссии развивался по «прусскому пути», при котором средневековые отношения землевладения не ликвидируются сразу, а медленно приспосабливаются к капитализму, который надолго сохраняет в силу этого полуфеодальные черты. В то время как во Франции, Нидерландах, Англии буржуазия стала господствующим классом, в Германии безраздельно господствовало дворянство. Россия, Англия, Франция, США давно уже сложились в национальные государства, а Германия все еще продолжала оставаться политически раздробленной страной, состоявшей из множества мелких государств. Аристократическая абсолютистская реакция усилилась, хотя в 1814—1821 гг. в западных и юго- западных землях Германии: в Ганновере, Берге, Гессен-Дармштадте, Саксен-Веймаре и других — были созданы представительные учреждения, в Бадене, Баварии и Вюртемберге были введены конституции, созданы двухпалатные сословные ландтаги; министерства назначались королем и были ответственны только перед ним.
Австрийский канцлер князь Меттерних был вдохновителем общеевропейской реакции. Говоря об Австрии этого периода, Маркс отмечал, что «Австрия пала ниже, стала грязнее, презреннее и ненавистнее, чем когда-либо». Пруссия состояла из двух частей: центральных и восточных провинций — Пруссии и двух провинций на западе — Рейнской области и Вестфалии. В Центральной и Восточной Пруссии были живы еще реакционные пережитки крепостничества. Западные провинции обладали развитой промышленностью и торговлей. Прусские юнкеры составляли правящую военную касту и были опорой монархии Гогенцоллернов. Во время наполеоновских войн напуганное правительство обещало народу конституцию, но после 1815 г. эти обещания были забыты. В 1823 г. в Пруссии правительство создало «провинциальные чины» — сословные представительные собрания с совещательным голосом в каждой из 8 провинций. Их заседания были тайными; общественное мнение не могло ими воспользоваться. Массовое освободительное движение после Венского конгресса было подавлено. Только тайные студенческие кружки организовывали выступления против реакции. Наиболее значительными были: выступление студентов (500 человек), организовавших политическую демонстрацию 18 октября 1817 г. в Вартбурге (замок около г. Эйзенаха) — Вартбургское торжество в честь трехсотлетия реформации и четырехлетия Лейпцигской битвы, организация в г. Иене «Всеобщего студенческого союза» и убийство в 1819 г. студентом Карлом Зандом реакционного писателя и шпиона русского правительства Коцебу. В Карлсбаде в 1819 г. собралась конференция немецких монархов, разработавшая по инициативе Мсттернпха «карлсбадскпе постановления» -- программу полицейских мер по уничтожению «крамолы». Университеты были отданы под надзор полиции, всякие союзы и общества распущены, оппозиционные органы печати закрыты. Слово «конституция» было запрещено произносить под страхом тюремного заключения. Союзному сейму поручалось силой оружия усмирять беспокойных подданных германских монархов. В стране царил полицейский произвол. Буржуазные идеологи не сопротивлялись, а приспосабливались к реакции. Они много внимания уделяли вопросам экономики — в этих вопросах государство шло навстречу буржуазии, снижая пошлины внутри страны, вводя покровительственные таможенные тарифы и заключая таможенные договоры. Буржуазия охотно променяла либеральный дух на эти материальные выгоды. Международное положение Германии оставалось плачевным. Мелкие германские государства не оказывали никакого влияния на европейскую политику. Противоречия между ними позволяли Англии, России и Франции вмешиваться во внутригерманские дела. Таможенный союз был первым шагом к экономическому укреплению Пруссии, вскоре ставшей более сильной, чем Австрия. В этом были истоки обострения борьбы Пруссии и Австрии за гегемонию в Германии. Никакие феодальные учреждения и никакая реакция не могли остановить развития капиталистических отношений. За годами реакции последовал новый подъем освободительного демократического движения.