ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В ЭПОХУ РЕФОРМ

П

олитика КНР — внутренняя и внешняя — нередко предстает на страницах самых разных изданий как некий архаичный антипод всевозможных модных построений, включающих помимо “постиндустриальности” “создание демократических институтов”, “открытого общества” и т.п.

Между тем китайская внешняя политика не только чутко реагировала на “постиндустриальность”, которую в Китае обычно называют “новой технологической революцией”, реже — “информационной революцией”. На мой взгляд, международная ситуация оказалась мощным рычагом приобщения КНР к достижениям научно-технического прогресса и в известном смысле — инструментом создания (сохранения) постиндустриальных заделов в китайском обществе. Более того, рискну заметить, что сама внешняя политика Китая содержит в себе некоторый элемент “постиндустриальности” — если под последней иметь в виду информационное и научное обеспечение международной политики. Только за последние восемь лет в КНР создано 22 научно-исследовательских института, занимающихся прогнозированием в различных областях знаний, включая внешнеполитическую проблематику. В этой части внешняя политика КНР, например, очень выгодно отличается от внешней политики позднего СССР и нынешней России — во многом ставшей одной из причин выпадания этой страны не только из состояния приближенности к постиндустриальной стадии, но даже и из режима простого промышленного воспроизводства. Не говоря уж о негативном воздействии этой политики на финансовое положение РФ, которое прямо противоположно китайским позициям в аналогичной сфере.

Яркой иллюстрацией приобретений, совершенных при помощи точного анализа международной обстановки, кропотливой и активной внешнеполитической деятельности, является, безусловно, восстановление китайского суверенитета над Сянганом — одним из крупнейших постиндустриальных анклавов в Азии — с сохранением и даже усилением всех его информационно-маркетинговых и финансовых функций в хозяйстве Китая.

Справедлива, вероятно, и более широкая постановка проблемы: именно внешнеполитический курс КНР, точнее — его своевременная корректировка в рамках общей смены парадигмы развития, обеспечил Пекину разветвленные, сравнительно дешевые и, вдобавок, постоянно расширяющиеся каналы получения реальных плодов “постиндустриаль-ности”.

<< | >>
Источник: ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ РАН. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ МИР:ЦЕНТР, ПЕРИФЕРИЯ, РОССИЯ / СБОРНИК 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПЕРИФЕРИЯ. 1999

Еще по теме ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В ЭПОХУ РЕФОРМ:

  1. 4. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В 90-е ГОДЫ
  2. Внешняя политика в царскую эпоху
  3. 4.3.3. Внешняя политика России в эпоху царствования Петра I. Северная война
  4. Внешняя политика России в эпоху Наполеоновских войн (1801—1815)
  5. 2. КИТАЙСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РЕФОРМ (РУБЕЖ 70-х- 80-х ГОДОВ): ПОВОРОТ К РЕАЛИЗМУ
  6. 1. ПАРАДИГМА КИТАЙСКОЙ РЕФОРМЫ — ОСНОВА ВЗВЕШЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КНР
  7. 6.2. ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ
  8. ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОЛИТИКИ РЕФОРМ. ЗЕМСКОЕ И ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, СУДЕБНАЯ, ВОЕННАЯ И ДРУГИЕ РЕФОРМЫ
  9. Общественное движение в эпоху Великих реформ
  10. Тибетский автономный район КНР в эпоху реформ (после 1978 г.)
  11. ОБОСТРЕНИЕ КРИЗИСА БРИТАНСКОЙ ПОЛИТИКИ В ИРАНЕ И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ИРАНСКИХ КАБИНЕТОВ (1920 —ФЕВРАЛЬ 1921 г.)
  12. М.Л. Титаренко, А.И. Кобзев, А.Е. Лукьянов. Духовная культура Китая КИТАЯ, 2006
  13. 3. Внешняя политика
  14. 3. Внешняя политика
  15. ЛЕНИН И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
  16. Современная доктрина внешней политики РФ.