§ 6. Разрушение разума
Важным документом данного периода является его труд «Разрушение разума», который Т. Адорно назвал «разрушением разума Лукача». В нем рассказывается об истории иррационалистической философии в Германии, начиная с Шеллинга и романтиков и кончая Хайдеггером и экзистенциалистами. Главная идея книги — рассмотреть всю историю с точки зрения идейных источников гитлеризма.
Шеллинг, Шопенгауэр и Кьеркегор — главные глашатаи первого периода иррационализма, который продлился до 1848 г. Шеллинг заменил рациональную диалектику некоммуникативной интуицией. Шопенгауэр попытался показать неизлечимую абсурдность человека и человеческой истории, но подчинил мир власти неразумной воли. Кьеркегор поставил выше разума иррациональную веру. В рамках следующего периода классовая борьба пролетариата становится главным определителем общественной жизни. Герольдом иррационализма провозглашается Ницше. Его отрицание истории, презрение к народу и бессовестный прагматизм служат буржуазии, которую он рассматривает в своих работах как расу господ.
В период империализма, начиная с последнего десятилетия XIX в., иррационалистические тенденции в философии достигают апогея. Неокантианский формализм и агностицизм уступают место попыткам строительства нового мировоззрения для того, чтобы охватить мир в целом. Но тотальность мира постижима только с помощью интуиции и не поддается рациональному анализу. Само научное знание со своими объективными результатами поставлено под вопрос, признано продуктом иррациональных исторических и инстинктивных сил. Дильтей как творец философии жизни открывает данный период, непосредственно под-- готавливающий идеологию нацизма. Философия жизни критикует позитивизм, однако делает это с позиций иррациональности истории и субъективности культуры. Философия критикует также капитализм, но такая критика восходит к источникам реакционного романтизма. Предметом критики становится демократия, а предметом поиска — новое органическое единство, которое обретает свою действительную форму в фашистском государстве.
По замыслу и содержанию «Разрушение разума» — безукоризненно сталинское философское произведение. Но не потому, что Лукач ищет в немецкой философии идейные источники нацизма. В таком подходе нет ничего специфически марксистского и, тем более, сталинского. Так строили свои работы многочисленные историки и писатели, в том числе и Томас Манн. Типично сталинской оказывается главная посылка произведения: все, что с момента зарождения марксизма возникло вне марксизма, реакционно и иррационально. Тем самым вся философская культура Германии, исключая марксизм, становится предметом огульного осуждения как совокупность духовных орудий, подготавливающих взятие власти Гитлером в 1933 г. Так или иначе все помогали нацистам!
В результате понятие иррационализма, которым оперирует Лукач, становится настолько туманным, неопределенным и широким, что во многих случаях превращается в абсолютную противоположность того, что обычно понимают под иррационализмом. В теоретико-познаватель- ном значении иррационалистическими принято называть доктрины, которые гласят: наиболее совершенные способы познания — это такие, содержание которых нельзя передать с помощью языка и речи, а только посредством особых некоммуникативных актов.
Если, например, Макс Вебер занимался анализом харизматического типа господства, то уже данный факт— блестящее доказательство, что именно этого от него ожидала эпоха, породившая харизматического фюрера. Если аналитическая философия принципиально не соглашается с тем, что можно схватить смысл «мира в целом», и останавливается на исследовании его фрагментов, то она склоняется к иррационализму. Если Маннгейм подчеркивает роль внепознавательных факторов при создании социальных теорий, то, следовательно, он тоже иррациона- лист. Иррационалистами являются все, кто считает, что некоторые элементы или стороны бытия недоступны дискурсивному познанию: те, кто изучает иррациональные обстоятельства человеческого поведения; кто не верит в исторические закономерности; кто признает субъективный идеализм; ну и, конечно, те, кто верит, что с помощью науки можно определить смысл исторической тотальности.
Иными словами, иррационалистами или союзниками Гитлера оказываются все, кто не согласен с «диалектическим разумом», почерпнутым Лукачем у Гегеля. То есть с таким разумом, который может понять и принять тотальность истории и человеческого мира, включая его коммунистическое будущее, придающее смысл настоящему. Или по-другому — все философы, не признающие коммунизма в его сталинской версии, являются иррационалистами и потому «объективными» (если не субъективными) нацистами. И тогда вся история не только немецкой, но и европейской культуры, включая Кроче, Виндельбанда, Бергсона и аналитическую философию, обладает некой имманентной целесообразностью, направленной к триумфу Гитлера. А «разум» Лукача, разрушением которого занимались все мало-мальски известные философы XIX и XX вв. (разумеется, кроме марксистов!), тождествен убеждению: существует историческая тотальность, охватывающая будущее, а марксизм дает доступ к ней, поскольку предсказывает экспроприацию буржуазии и диктатуру коммунистической партии во всем мире! Поэтому трудно обнаружить более показательный пример антирационализма, чем философия Лукача. По сути, это философия слепой веры, в которой ничего не доказывается, но все авторитарно утверждается. А все, что не соответствует раз и навсегда принятым схемам Маркса, отбрасывается как реакционный мусор.
Книга «Экзистенциализм или марксизм?» сданной точки зрения ничем не отличается от «Разрушения разума». В ней повторяются все пункты катехизиса Ленина, Сталина и Жданова. В философии есть только материализм и идеализм, и никакого «третьего пути» не существует. Субъективный идеализм ведет к солипсизму, а солипсизм—это философия сумасшедших. Объективный идеализм выдумывает несуществующие духи или идеи, управляющие миром. Или — или: либо дух первичен, либо материя. Те же, кто утверждает, что они поднялись над противоположностью материализма и идеализма,— мошенники или, в лучшем случае, обманутые. Несравненное произведение Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» содержит все аргументы против идеалистов, как тех, с которыми он боролся непосредственно, так и тех, которые появились позже, а именно — экзистенциалистов. Они тоже вначале ставят чистое сознание и из него пытаются сконструировать бытие. Однако наука давно расправилась с подобной бессмыслицей, несмотря на то, что некоторые ученые-естественники не удосужились осознать — из-за недостатка марксистского образования,— что все результаты науки направлены на подтверждение и триумф диалектического материализма.
Книга об экзистенциализме, если ее перечитать, может рассматриваться как наиболее яркий симптом интеллектуальной деградации Лукача. Ни по содержанию, ни по стилю она не отличается от стандартных продуктов советской философии того времени, включая типичные для нее советы в адрес физики, о которой Лукач не имел никакого понятия. И нет оснований полагать, что автор отказался от этих своих книг. «Разрушение разума» было опубликовано заново уже после смерти Сталина без каких бы то ни было изменений.
Еще по теме § 6. Разрушение разума:
- XI. Еще один выход из философии субъекта: коммуникативный разум против разума субъект-центрированного
- М.Д. Купарашвили, А.В. Нехаев, В.И. Разумов, Н.А. Черняк.. Логика: учебное пособие М.Д. Купарашвили, А.В. Нехаев, В.И. Разумов, Н.А. Черняк. - Омск: Изд-во ОмГУ,2004. - 124 с., 2004
- МЕХАНИЗМ РАЗРУШЕНИЯ
- МЕХАНИЗМ РАЗРУШЕНИЯ
- ВНУТРЕННИЙ МЕХАНИЗМ РАЗРУШЕНИЯ
- ХУЛ. Разрушение экосистем. Опустынивание
- § 82. РАЗРУШЕНИЕ ОЗОНОВОГО СЛОЯ
- 216. Ответственность за вред, причиненный разрушением строения.
- Разрушение Рима
- РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ РАЗРУШЕНИЕ И ГЕОГРАФИЯ РАЗВИТИЯ ПО ШУМПЕТЕРУ
- ВНЕШНИЙ МЕХАНИЗМ РАЗРУШЕНИЯ
- Разрушение как возвращение
- Об идее разрушения мавзолея
- Разрушение социальной памяти
- МОНОПОЛИЯ И РАЗРУШЕНИЕ СОЗНАНИЯ