НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ
Хотя на востоке Древний Китай выходил к морям и океану, он не был морской державой. Древний Китай —типичная речная цивилизация со всеми ее особенностями.
Другой уже собственно китайской особенностью Древнего Китая была его географическая изолированность. От всего остального мира Китай был отгорожен с запада горами и пустынями. На востоке находилась тогда недоступная заморская Япония, а за ней неведомый Тихий океан. Дороги на север и на юг никуда не вели. Лишь в 1 в. до н.э. китайцы нашли дорогу на запад и установили знаменитый шелковый путь вплоть до Рима.
Между тем Китай —родина одной из ветвей пралюдей. Археологи, неутомимо разыскивающие древнейшие становища, показали, что вышеупомянутая Великая китайская равнина была местом обитания антропоидов и архантропов (около 500 тысяч лет до н.э.), палеоантропов (около 50 тысяч лет до н.э.), неоантропов (около 5 тысяч лет до н.э.).
Известно, что затем, в IV—II тысячелетиях до н.э., на территории Китая процветали сначала неолитическая культура Яншао, а затем поздненеолитическая культура Лушань, связанная с племенем Ся, от которого и пошел китайский народ.
4 Фи.юсофия древнею мири 97 Сами китайцы называли свою страну Тянься (Поднебесная) или Чжунго (Срединное государство), полагая, что они, китайцы, обитают в центре земли. Они наивно думали, что земля квадратная, а небо круглое. Углы земли небом не покрыты, там нет времен года, там зыбучие пески( действительно, на западе Китай окружен пустынями). Эти географические представления давали китайцам возможность считать себя высшей расой и презирать соседние с ними народы как варваров.
История Китая делится на легендарно-летописную и реально-ар- хеологическую.
О первой истории мы узнаем из древнекитайских летописей, однако ее соответствие действительности пока не подтверждается памятниками материальной культуры. Согласно летописной истории, в Китае существовала династия Ся, которая правила, с XXI в. до н.э. согласно традиционной историографии по XVIII век до н.э., а согласно «Бамбуковым анналам» даже по XVI век до н.э.
В коллективной памяти китайского народа сохранялись смутные воспоминания о далеких временах, когда господствовала Великая Справедливость и когда вся земля в Поднебесной была общей.
Если же говорить конкретнее, то свою легендарную историю китайцы начинают с тех времен, когда китайским народом правил некий справедливый правитель Яо (2357—2258), который назначил своим преемником не своего сына, а своего помощника Шуня. Шунь в свою очередь сделал продолжателем своего дела опять-таки не своего сына, а Юя. Юй же. передал свою власть сыну по имени Ди. Так и возникла наследственная династия Ся.
Последний представитель династии Ся тиран Цзе отличался крайней жестокостью — и Небо (Тянь) от него отвернулось.
Реальная история Китая начинается в XVIII в. до н.э. Об этой истории можно судить по археологическим находкам, которые говорят о том, что культура Китая этого времени была бронзовой. Археологами были найдены бронзовые лопаты, употреблявшиеся наряду с деревянными. Были найдены и древнейшие китайские надписи.
Основателем новой династии Шан-Инь был Чэн Тан (1766—1754). Позднее Шан стала именоваться Инь. Это было связано с тем, что очередной правитель китайцев по имени Пан-гэн перенес поселение своего народа с севера от Хуанхэ, где большие беды причиняли наводнения, к югу от Хуанхэ в Инь (на территорию теперешней провинции Хэнань).
Последний правитель династии Шан-Инь по имени Чжоу Синь также отличался крайней жестокостью и распутством. Он казнил тех из своих приближенных, кто советовал ему изменить методы управления народом, и окружил себя злодеями. Династия Шан-Инь была свергнута и ее место заняла династия Чжоу.
Китайское племя Чжоу издавна обитало на территории восточной части нынешней провинции Ганьсу и западной части нынешней провинции Шэньси. В качестве легендарного предка племени Чжоу почитался некий Хоу-цзи (Князь-зерно) — покровитель земледелия.
Основание династии Чжоу связывают с именем Вэнь Вана, но фактическим основателем династии был сын Вэнь Вана по имени У-ван (1122—1116 гг. до н.э.). Именно он разгромил шаниньцев. Согласно официальной китайской историографии династия Чжоу получила власть над новыми территориями вовсе не путем насильственного захвата, а «по воле Неба», которое снова отвернулось от злодея, на этот раз от Чжоу Синя. Территория Китая при династии Чжоу увеличилась. Исконные земли чжоу стали доменом чжоусского царя, а завоеванные земли были отданы в пользование, но не в собственность царским сановникам.
Китайское государство на всем протяжении его истории вплоть до 1911 г.—типичная восточная деспотия. Его можно представить в форме социального конуса. В основании конуса лежали бесправные земледельческие крестьянские общины. Они состояли из простолюдинов, которые именовались шужэнь. На вершине конуса находился самодержавный правитель, ван, с неограниченной никаким законом властью. В представлении китайцев власть вана — продолжение власти отца в семье, а эта власть также была неограниченной. Ван —отец своего народа. Его титул: «Я — единственный среди людей». И в самом деле, ван был единственным землевладельцем, вся земля считалась царской. В древнекитайской «Книге песен» («Шицзин») мы читаем:
Широко кругом простирается небо вдали, Но нету под небом ни пяди не царской земли
(Ода о несправедливости//Шицзин. М., 1957. С.280.)
Все китайцы, независимо от своего социального уровня, считались слугами царя:
На всем берегу, что кругом омывают моря, Повсюду на этой земле только слуги царя
(Там же.)
Такими слугами царя были не только простолюдины — большинство народа, но и те, кто находился между основанием и вершиной нашего воображаемого социального конуса. Непосредственно над простолюдинами возвышались ши — главы больших семей, которые управляли хозяйством. Выше стояли дафу — главы кланов, доверенные лица царя и его военачальников в дальних районах. Еще выше, непосредственно под ваном, находились чжухоу — правители уделов, высшие сановники, князья.
Жизнь китайцев была строго регламентирована. Высшие и низшие слои общества резко отличались друг от друга во всем: в образе и стиле жизни, в одежде и даже в питании. Шужэнь питались только овощами, ши полагалась еще и рыба, дафу ели и свинину, чжухоу — еще и говядину, а ван кушал свинину, баранину, бычачину.
Строго соблюдалось то, что у нас иронически называют «китайскими церемониями». Все было продумано до мелочей. Например, надоевшей наложнице вана посылался теплый парчевый халат, чтобы она, больше не соїретая царской любовью, могла согреться хотя бы халатом.
В отличие от Индии, Персии, Вавилонии, Иудеи, Египта, в Китае не было сословия жрецов. Религиозные функции исполняли главы семейств, старосты сел и другие, наконец ван, только он имел общение с высшими духами земли и неба. Ван —Тянь-цзы, т.е. «сын Неба». Его воля — воля Неба. Считалось, что ван олицетворяет высшее единство китайского народа и выражает не только волю Неба, но и волю народа. Но эта воля толковалась своеобразно. Ван не должен был слепо служить этой воле. Народ обычно близорук.
Когда вышеназванный правитель Пан-гэн замыслил переселить свой народ с левого берега Хуанхэ на правый и когда народ стал этому противиться, ван утверждал, что действует в согласии с народной волей и угрожал всем бунтовщикам отрезать носы.
Военнопленные долгое время не находили применения. Их не превращали в рабов, а приносили в жертву богам и духам.
Государственные должности и дарованные земли наследовались.
История династии Чжоу распадается на периоды Западное Чжоу (XII—VIII вв. до н.э.) со столицей Хао (современная провинция Шаньси) и Восточное Чжоу (VIII—III вв. до н.э.) со столицей Лои. В свою очередь история Восточного Чжоу распадается на подпериоды Лего («Разделенные царства»), или «Чунь цю» ( «Весны и осени», так называлась летопись, в которой была описана история Китая с 721 по 481 гг. до н.э.) и Чжаньго («Воюющие государства», 481—221 гг. до н.э.), когда титул вана узурпировали бывшие чжухоу, ставшие самозванными суверенными правителями многих мнимых царств, на которые распался тогдашний Китай.
Такими новоявленными царствами были царства Цзинь, Цинь, Чжао, Яо, Ци, Чу, Хань, Вэй и др. Царство Цинь находилось на северо-западе, оно было отгорожено от других царств средним течением реки Хуанхэ, что давало ему стратегическое преимущество. На севере располагалось царство Чжао, оно подвергалось нападению северных кочевников, поэтому держало большую конницу. На северо- востоке было царство Яо со столицей неподалеку от нынешнего Пекина. На востоке пребывало царство Ци (большая часть нынешней провинции Шаньдун), где производились шелк, льняные ткани, добы- вались соль и рыба. Центральную часть долины Хуанхэ занимало земледельческое царство Вэй. В центре, в горах, ютилось царство Хань — самое бедное и слабое из вышеназванных царств (там производились луки и стрелы). Были и другие, менее значительные царства, например царство Jly на территории нынешней провинции Шань- дун —родина Кун Фу-цзы (Конфуция).
При распаде Китая верховная власть династии Чжоу формально сохранялась. Но она была лишь номинальной. Столица Чжоу была лишь религиозным центром.
Во времена Восточного Чжоу в Китае начинается «железный век». (В Западном Чжоу археологи не нашли железных изделий.) Первое упоминание о железе восходит к VI в. до н.э., когда в царстве Цзинь стали штамповать на железных плитах уголовные законы. Затем из железа начали производить лопаты, наконечники, косы, крюки, долото, латы и копья. Появление сохи с железным сошником революционизировало сельское хозяйство.
В это же время появляется первая монета. До этого единицами обмена были ракушки — каури. В 524 г. в царстве Цзинь начали производить литую монету, затем в царствах Цинь и Вэй лопатообразную, а в царстве Яо — с квадратным отверстием в середине.
Ремесло отделяется от сельского хозяйства. Возникают города как центры ремесел. Складывается городская культура с психологией горожанина, качественно отличной от психологии сельчанина.
Однако и в деревнях постепенно и исподволь меняются производственные отношения. Первоначально пахотные земли находились во владении сельских общин и время от времени перераспределялись, чтобы все члены общины имели одинаковые земельные наделы. Господствовала система колодезных полей (цзин-тянь), или система колодезных земель (цзин-ди). Она состояла в том, что квадратное поле площадью в 900 му (му — мера площади, полоса земли длиной в 240 «шагов» и шириной в один «шаг», причем длина «шага» была приблизительно равна 1,6 м, так что фактически это был двойной шаг) делилось на девять равных участков по 100 му. В центре находилась «земля вождя» (гун-тянь) или «общинное поле». Его окружали восемь «личных участков» (сы-тянь). Сначала полагалось обрабатывать центральный участок, но он как правило обрабатывался плохо: «не свое». Поэтому в 496 г. до н.э. в царстве Jly неэффективная обработка центрального участка была заменена натуральным налогом, который взымался независимо от урожая, что тяжким бременем, вплоть до голодной смерти, ложилось на китайского крестьянина при неурожае. Затем такие же реформы были проведены в царствах Чжэн и Чу. В царстве Цинь соответствующая реформа была проведена в 408 г. до н.э. Там же позднее, в середине IV в. до н.э., земля стала частной собственностью, ее купля и продажа были узаконены.
Пустующий центральный участок стали присваивать дафу и ши, т.е. чиновники, управляющие хозяйствами царей и их военноначаль- ников и контролирующие обработку так называемых «общинных полей». Земля перестала перераспределяться. Разорившийся общинник терял свой надел и превращался в батрака, в бродягу, в раба. В конце НІ в. до н.э. община из коллективного держателя земли превратилась в самоопределяющееся объединение свободных земельных собственников. Возник класс богатых незнатных фактических (хотя номинально земля оставалась царской) землевладельцев. Эта новая «имущественная знать» вступила в борьбу с наследственной аристократией за власть. Ван часто принимал ее сторону, так был заинтересован в ослаблении князей. Старая строгая стратификация была нарушена. Начались нисходящие и восходящие социальные движения, когда раб, пастух, бродячий нищий, торговец становились знаменитыми государственными деятелями.
Однако никто не был защищен от произвола вышестоящего на социальной лестнице. Перед произволом же вана все были равны. Поэтому государственная служба была равно для всех тягостна. В той же «Книге песен» сказано: «Иди служить! — на службе ложь, одни шипы и страх! И вот, коль неугодное речешь — опалы царской примешь гнет, царю угодное речешь —друзей негодованье ждет». (Древнекитайская философия. Собр. текстов. В 2 т. Т.1. М., 1972. С.86—87. Далее указываются том и страница.)
Закрепощенные крестьяне временами поднимали восстания, а аристократия устраивала заговоры и государственные перевороты, после чего все оставалось по-старому. Разбогатевшие общинники выступали против наследственной служилой аристократии, требуя упразднения наследования государственных должностей и равенства возможностей. Но эти новаторские движения тонули в китайском традиционализме, который имел в Китае характерную для него форму ритуализма.
Как уже было сказано, все отношения между китайцами были подчинены сложному ритуалу, имеющему мировоззренческое обоснование. Как говорится в авторитетной для китайцев книге «Цзо чжуань», ритуализация отношений китайцев, их ритуал взаимного приветствия и обращения основываются на «постоянстве неба, порядке» (2, 12); «ритуал — это устои (в отношениях) верхов и низов, основа и уток неба и земли. Он дает жизнь народу» (2,13).
Светский ритуал взаимоотношения между вышестоящими и нижестоящими на социальной лестнице был тесно связан с религиозным ритуалом отношений живых к умершим, к духам предков, явлений природы (например, зерна), земли, неба. В Китае, как нигде, был развит культ предков (манизм). Вся жизнь живых проходила как отчет перед духами предков, которым приноси- лись жертвы, первое время даже человеческие (военнопленные, дети- первенцы).
Социальное неравенство проявлялось и в религиозном культе. Как уже было сказано, высшую жертву духам земли и неба имел право приносить только «сын неба» — ван. Небо (тянь) — высший объект почитания в Китае. Оно —обиталище небесного владыки —Шанди. Воля неба — высшая сила, определяющая все происходящее на земле. Она недоступна пониманию людей: «Высшего неба деянья неведомы нам, воле небес не присущи ни запах, ни звук!» (1,90).
Вместе с тем необходимо отметить, что в Древнем Китае мифология была развита слабо. Древние китайцы были для этого слишком практичными людьми.
Еще по теме НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ:
- БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В КИТАЕ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
- В Китае между 551 и 475 годами до н.э. философ ивоеначальник пытаются создать из хаоса нечто осмысленное
- ЕВРОПЕЙСКАЯ ДОМАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XVIII в.-ПЕРВЫХ ДВУХ ТРЕТЕЙ XIX в. И НАЧАЛО КРИЗИСА БУРЖУАЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
- Фалес и начало философии
- Палубная культура. Начало философии
- § 55. Сомнение как начало философии
- НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В ИНДИИ*
- Начало философии в Японии
- Начало философии в Европе
- НАЧАЛО РИМСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- Начало философии на Древнем Востоке
- Деятельностное начало философии Канта в интерпретации Ханны Арендт
- 2.2.6. Провиденциализм Августина Аврелия и начало философии истории
- В.А.Кувакин. Религиозная философия в России. НАЧАЛО XX ВЕКА, 1980