Традиции и мистика


Не приходи без барабана: мы восхищены.
Бей в барабан, и .мы победе рады.
Хоть не вином, но мы опьянены.
Нот всего, что выдумано, мы отрешены.
(Мевлана Джалаледдин Руми)'-1
Традиции представляют собой широкую сферу, она распространяется от передаваемых устно суеверий до официально поддерживаемого культурного наследия страны.
Это наследие, которое сохраняется организациями и объединениями, может изучаться и развиваться дальше.
Шевепия
Суеверия часто нельзя объяснить, или у них очень неясный, смутный смысл, хотя они и прочно вошли в жизнь. Севилай не так просто удайся ответить на мой вопрос о причине и происхождении многих су- еверий. Севилай - одна из продавщиц в книжном магазине, и она °бещает мне немного рассказать о суевериях в Турции. Я удивляюсь, Как серьезно она восприняла мой вопрос. При нашей следующей

встрече она кладет на стол аккуратно исписанный блокнот, по которому рассказывает мне о своих исследованиях.
Она начинает свой рассказ с мыла, которое нельзя давать кому- либо в руки, потому что «иначе будешь вымыт берущим». Так как я смотрю непонимающим взглядом, она объясняет, что мертвых перед похоронами - которые в исламе происходят намного быстрее, чем у нас, то есть в течение пары дней, естественно, моют. Когда кто-то кому-то передает мыло из рук в руки, то это плохое предзнаменование, что берущий будет «мыть» дающего, то есть дающий умрет.
Подобным образом обращаются с ножницами. Их тоже ни в коем случае нельзя передавать прямо, а следует положить на стол или на шкаф, прежде чем их возьмет другой человек, иначе может быть «разрезана» дружба или любовь между меняющимися. То же самое связано и с ножом, который тоже надо сначала положить, но не передавать прямо в руки.
Далее, вечером нельзя покупать или брать у соседки лук, потому что если вечером «плакать», то это верная примета, что назавтра случится что-то плохое.
Горячую воду можно лить на землю, только произнося бесмеле («В честь Аллаха Всемогущего, Всемилостивого», см. главу «Ислам» в разделе «Культурные основы турецкого общества вчера и сегодня»). В случае же, если будет поранен живущий в земле джин (в исламе и более ранних верованиях дух, демонические дела которого представлены, например, в сказках цикла «Тысяча и одна ночь»), может так случиться, что его родственники и товарищи захотят отомстить за него и непременно принесут дому какую-либо беду.
Сова на крыше дома тоже является плохим знаком, так как она символизирует скорое известие о смерти какого-либо жителя дома.
Не таким печальным, но тоже не приносящим счастья знаком судьбы является неожиданно возникшее молчание между разговаривающими. Это «несомненный» признак того, что в данный момент в семье или у знакомых родилась девочка - причина множества забот и страхов (родителей).
Вообще, в связи с рождением существует сразу несколько суеверий. Уже привычный обычай кына-геджеси («ночь хны» перед свадьбой) - это ритуал, который должен отвести от невесты все плохое в будущем. Для проведения обряда собираются только женщины и наносят на руки, стопы и волосы наряженной невесты приносящую счастье хну. (Это ритуальное действие - нанесение хны - является аналогом столь важного для мальчиков празднику обрезания; см. главу «Внутренняя сфера: семья и значение уважения - сайгы» в разделе «Основные понятия турецкой культуры»).
На следующий день идут к парикмахеру, потому что, конечно, невеста на свадьбе хочет быть очень красивой.
Однако этот поход свя

заН и с еще одним суеверием: во время последующей (ожидаемой) поем* свадьбы беременности женщине следует избегать похода в парикмахерскую, потому что - как говорит Севилай - беременная, которая подстригает волосы перед родами, укорачивает тем самым *изнь будущему ребенку. Для молодоженов существует неписаное „оавило - не присутствовать в первый месяц брака ни при каких убийствах - например домашних животных, потому что неизбежная при этом кровь может вызвать кошмарные сны и вообще что-то плохое.
После успешных родов ребенок и мать сорок дней остаются под защитой дома. Родственницы и соседки делают покупки и заботятся обо всем необходимом; супруг также должен считаться с этим «зашитным временем». По истечении срока молодая мать (в религиозном смысле) снова «чиста» - так как роды делают на сорок дней «нечистой» (см. главу «Чистота и порядок - не только левой рукой» в разделе «Встреча разных культур в повседневной жизни») и может совершить с ребенком первый «выход». В некоторых регионах по истечении этого срока в ванну бросается 40 камней как символ снова обретенной «чистоты».
Пары, которые долгое время бездетны и ни о чем, кроме детей, не мечтают, прибегают в некоторых регионах к одному древнему обычаю. В том или ином связанном со множеством легенд месте (например, близ маленькой гробницы-пирамиды Тургуткоя на полуострове Бозбурун) они вешают куски своей одежды на деревья или кусты, чтобы потом, опрыскав их принесенной из родника водой, получить мифическую помощь в зачатии.
Похожим образом можно, согласно турецкой традиции, поспособствовать исполнению всех желаний: записки с написанными на них желаниями прикрепляют на деревьях, которые растут в прославленных или священных местах.
Раньше было распространено ношение муски - амулета в кожаном или серебряном футляре, который представляет собой искусно сложенную записку с молитвой. Это помогало от пугающего «дурного глаза» (назар), с помощью которого «одержимые» люди оказывали свое дьявольское влияние на окружающих. Этот «дурной глаз» притягивают прежде всего чистые и особенно ценные вещи, которые вызывают зависть у посторонних людей. Предпочтительными «целями» «дурного глаза» являются дети, молодые и беременные женщины, а также хорошее поголовье скота чьего-либо дома. «Дурной глаз» привлекает болезни или несчастье на ту ценность другого, которой позавидовали. При этом носители губительного влияния остаются даже неузнанными.
Для предотвращения неприятностей служат также бело-синие бусы (бонджук), которые можно увидеть повсюду в Турции (синий -
защитный цвет в исламе, который отводит несчастье). Известное среди туристов как сувенир бело-синее «око Аллаха» сегодня также повсеместно выполняет свою охранную функцию - в виде булавки на платье или рубашке. Но этот символ можно встретить во многих местах: в автомобилях, в современных ресторанах, даже на улице (этот символ порой изображается на асфальте).
Если же всего этого недостаточно и кто-то находится в большой опасности, заколдован или заворожен, то он может спастись, произнеся сорок один раз «машаллахь»(«Господи, защити меня/нас»).
Среди такого количества чужих и мало понятных суеверий радует встреча со знакомым: кому черная кошка перебежит дорогу, тому и в Турции угрожает что-то плохое. Кто же найдет лист клевера, состоящий из четырех частей, может радоваться. С этими словами Севилай закрывает свой блокнот и дарит мне, смеясь, «бело-синий глаз».
<< | >>
Источник: Фернер М.. Эти поразительные турки. 2007

Еще по теме Традиции и мистика:

  1. Мистика и Духовный путь
  2. ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ (ГАЛАХА) И ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ (АГАДА)
  3. МИСТИКА И ЕРЕСЬ
  4. ЛЕКЦИЯ № 5. ТРАДИЦИЯ ЖРЕЦОВ И ТРАДИЦИЯ ПРОРОКОВ
  5. Мистика
  6. «Мистика природы»
  7. Св. Бернар и начало средневековой мистики
  8. Гуго из монастыря св. Виктора и синтез схоластики и мистики
  9. IV. Апофатизм, язык и мистика
  10. 7. Философия и мистика
  11. Рационализм на службе мистики