Упражнение 7. Опыт непрерывности эмоций
Первые упражнения центрировались на экстерорецеп- ции, основе нашего сознавания «внешнего мира». Предыдущее упражнение касалось проприорецепции, сознавания «тела» — его действий и тенденций к действиям.
Когда не разделяются произвольно «внешний мир» и «тело», тогда то, что вы переживаете в опыте, представляет собой поле «организм/среда», дифференцированное единство «вы-в-вашем-мире». Такой непрерывно меняющийся гештальт никогда не нейтрален, он жизненно касается вас, это, в конце концов, ваша жизнь в процессе ее проживания. Ее значимость, важность, то, что она имеет к вам отношение, — вездесущи. Переживание поля «организм/среда» в аспекте ценности составляет эмоции.
Эмоция — постоянный процесс: каждое мгновение жизни обладает до некоторой степени чувствуемым тоном приятности или неприятности. Однако, поскольку у современных людей эта непрерывность эмоционального опыта по большей части исключается из сознавания, эмоции рассматриваются как своего рода периодические всплески, которые непостижимым образом возникают в поведении как раз в тех случаях, когда человек хотел бы «владеть собой». Такие вторжения пугают и заставляют держаться настороже. Насколько возможно, люди стараются избегать тех ситуаций, где они возникают.
Эмоция, рассматриваемая как прямое ценностное переживание организмом поля «организм/среда», не опосредована мыслями и словесными суждениями, она непосредственна. В этом своем качестве она является решающим регулятором действия, ибо не только составляет основу сознавания того, что важно, но также дает энергию соответствующему действию или, если действие невозможно, дает энергию и направление его поискам.
Эмоции как таковые не могут быть ни смутными, ни диффузными; они ровно настолько дифференцированы в структуре и функции, насколько дифференцирован сам человек, их переживающий. Если человек переживает свои эмоции как смутные и грубые, то данные термины можно отнести к нему самому. Из этого следует, что эмоции вовсе не препятствуют ясности мысли и действия, как полагают некоторые, и не являются чем-то, от чего следует избавляться. Напротив, они важны, ибо выступают в качестве регулятора энергии в поле «организм/сре да», но также в качестве незаменимых носителей определенного опыта — нашей заинтересованности, того, какое нам дело до мира и до себя.
Если «правильно воспитанный» человек в определенной ситуации «потеряет власть над собой» и спонтанно разрядит то, что в нем накопилось, само это окажется основанием для таких весьма болезненных эмоций, как стыд, досада, чувство униженности, самосожаление, замешательство, отвращение и т. д. Чтобы предупредить повторение столь деморализующего опыта, он сожмет свой самоконтроль до еще более удушающих ограничений.
Это составляет тот видимый успех, который может быть достигнут в «овладении эмоциями». Происходит следующее: определенные эмоции, прежде чем они достигнут уровня организации действия, или даже прежде, чем они достигнут сознавания, заглушаются и демобилизуются вызывающими их противоэмоциями, образуя тупик, мертвую точку, которая более или менее эффективно исключается из сознавания. Сознавание сего непривлекательного момента в собственной личности возвращает приносящий боль конфликт, смятение, тревожность и «опасное» возбуждение. Но если отказываться признать, что таково положение вещей, оно не станет доступным изменению, останется безнадежно самовоспроизводящимся.
В данном упражнении не требуется ничего особенного. Вам предлагается предпринять лишь первый шаг к усилению сознавания ваших эмоций. Если вы не сделали себя слишком нечувствительным к своим телесным позам, жестам, мимике и своему функционированию в целом, то, следуя предложенным инструкциям, вы сможете убедиться, что эмоция является, как уже говорилось, заинтересованным переживанием совместных экстеро- и проприорецепции,
Попробуйте воспроизвести определенное телесное действие.
Например, папрягите, а потом расслабьте челюсти, сожмите
кулаки, начните тяжело дышать. Вы заметите возникновение смутной эмоции, в данном случае — фрустрированного страха. Если к этому переживанию вы сможете добавить, скажем, фантазию, представление о каком-то человеке или вещи в вашем окружении, которые фрустрируют вас, — эмоция разгорится с полной силой и ясностью.
И наоборот, в присутствии чего-то или кого-то, фрустри- рующего вас, вы замечаете, что ие испытываете эмоций, пока не примете как свои собственные соответствующие телесные действия: сжимание кулаков, возбужденное дыхание и т. д. Вы начинаете чувствовать гаев.
Знаменитая теория эмоций Джемса-Ланге, представляющая их реакцией на телесные движения (например, убегание вызывает страх или плач вызывает печаль), — половина правды. Нужно добавить к этому, что сами телесные движения или состояния являются релевантной ориентацией и потенциальной манипуляцией окружающим. Например, не просто бег, а убегание, убегание от чего-то, убегание от чего-то опасного — вот что создает ситуацию страха.
Только осознавая свои эмоции, можно понять, с чем вы сталкиваетесь в среде и какие особые возможности в данный момент присутствуют. Только признав и приняв свое стремление к кому-то или чему-то, оценив силу своего порыва к этой вещи или к этому человеку, несмотря на расстояния и препятствия, которые разделяют вас, вы можете обрести ориентацию для правильного действия. Только признав и приняв свое горе, чувство безнадежности, когда некуда обернуться в поисках безнадежно утраченного человека или вещи, совершенно необходимых вам, вы можете выплакаться и проститься. Только признав и приняв свой гнев, осознав свою нападающую позу в столкновении с человеком, фрустрирующим вас, вы можете эффективно мобилизовать свою энергию и преодолеть препятствия на своем пути.
Чтобы обострить свое сознавание эмоций, попытайтесь выполнить следующее задание:
Лежа, попробуйте почувствовать свое лицо. Чувствуете ли вы свой рот? Лоб? Глаза? Челюсти? Обретя эти чувствования, задайте себе вопрос: «Каково выражение моего лица?» Не вмешивайтесь, просто дайте этому выражению быть. Сосредоточьтесь на нем, и вы заметите, как быстро оно меняется. В течение минуты вы можете почувствовать несколько разных настроений.
Пока вы не спите, вы все время сознаете что-то, и это что-то всегда имеет свой эмоциональный тон. Все, что совершенно безразлично, что вас не касается, то есть лишено эмоции, либо вовсе не вызовет процесса «фигура/ фон», либо интенсивность окажется недостаточной для сознавания-замечания.
Очень важно осознать непрерывность своего эмоционального опыта. Если понять эмоции не как угрозу рациональному управлению своей жизнью, а как ориентир, составляющий единственно возможную основу рациональной организации человеческого существования, то открывается путь к культивированию непрерывного сознавания их мудрых советов.
В качестве примера представим себе искусного автомобилиста, для которого естественно постоянно осознавать, что мотор работает мягко, то есть это не находится в фокусе его внимания. Звук мотора — часть динамики фигуры/фона в его управлении машиной; вместе с тем это нечто, что относится к делу, и что очень быстро становится фигурой и привлекает внимание, если появляется малейшая нерегулярность. Другой водитель, который, может быть, не хочет беспокоиться, не заметит изменившегося звука или не придаст ему значения, не обратит внимания на возникший дефект. Постоянно сознавать эмоции возможно, только если сознавать действительно существенное в вашей жизни, даже если оно отличается от того, что говорят другие, или от того, что вы сами себе говорили раньше.
Многие люди ощущают пустоту своей жизни, они чувствуют скуку и блокируют делание того, что разогнало бы ее. Скука — состояние, с которым не так уж трудно справиться, так что давайте рассмотрим ее проблематику более подробно.
В эксперименте на сосредоточение мы видели, что скука возникает, когда произвольное внимание уделяется чему-то неинтересному и отнимается у того, что могло бы вызвать интерес. Природа создает в качестве целительного средства утомление, тенденцию уснуть или войти в состояние транса. При этом, поскольку произвольность-намеренность ослаблена, спонтанный интерес выходит на первый план в качестве фантазий. Если вы примете этот естественный процесс, вместо того чтобы бороться с ним, вы можете использовать фантазии как средство обнаружения чего-то, что вы хотели бы делать. Это очень просто в одиночестве.
Закройте глаза и допустите легкую дремоту. Часто это вызывает ясное представление о том, что вы хотели бы делать.
Там, где действуют соображения долга, соблюдения условностей, нежелания огорчить других, необходимость дурачить начальника и т. д., — ситуация сложнее. Но все равно признаться себе, что нечто вам не интересно, — шаг к поиску моментов интереса, если уж действительно необходимо делать то, что вы делаете. Однако нужно либо изменять ситуации, которые хронически вызывают скуку, либо избегать их.
Вы можете заметить, как по-разному вы чувствуете себя с разными людьми. Один наводит скуку, другой раздражает, третий вызывает подъем, четвертый — подавленность. Вы, конечно, предпочитаете тех, с кем легко или с кем вы чувствуете себя счастливым, значительным. В этих ваших реакциях, скорее всего, присутствует немалая доля «проекции» (то есть вы вкладываете свое отношение в других, а затем считаете, что другие заставляют вас чувствовать то-то и то-то). Но часто справедливо и другое: когда вы почувствуете вполне определенную реакцию на другого человека, может статься, что он, осознанно или нет, намеревается вызвать в вас именно эту реакцию: меланхолик — подавленность, льстец — чувство собственного величия, задира — раздражение, любитель ворчать — недовольство. И наоборот, живой человек хочет вас заинтересовать, счастливый хочет, чтобы вы разделили с ним его счастье. Развивая чувствительное сознавание своих реакций, можно стать хорошим «ценителем людей».
Вот еще одно задание на повышение сознавания эмоциональных переживаний.
Посетите художественную галерею, желательно достаточно разнообразную. Бросайте лишь быстрый взгляд на каждую картину. Какую эмоцию, хотя бы неясную, она вызывает? Если изображается буря, чувствуете ли вы в себе соответствующие вихри и волнение? Не пугает ли немного вот это лицо? Не раздражает ли яркий подбор красок? Каким бы ни было ваше мимолетное впечатление, не пытайтесь изменить его добросовестным разглядыванием, переходите к следующей картине. Обратите внимание на то, какое тонкое эмоциональное чувство вызывает этот рисунок, переходите к другому. Если ваши реакции кажутся очень смутными и мимолетными или вы даже вообще не способны их отследить, не думайте, что это всегда будет так, — повторяйте опыт при каждом удобном случае. Если трудно попасть в галерею, можете проделать то же самое с репродукциями.
Следующее задание может показаться сложным, потому что потребует осознавания эмоций, которых мы обычно предпочитаем избегать, тех самых, что пугают нас и заставляют стремиться к «владению собой». Эти нежелательные эмоции, однако, тоже должна быть сознаваемы и разряжены, прежде чем мы сможем свободно входить в ситуации, где мы их испытываем. Предположим, что человек боится публичных выступлений, потому что однажды, попробовав, он «провалился». Предположим, девушка боится влюбиться, потому что однажды была обманута. Предположим, кто-то боится разозлиться, потому что однажды, когда он показал это, его сильно побили.
Каждый из нас пережил много подобных случаев; они воспроизводятся в воображении и не дают нам возможности заново подойти к интересным ситуациям, раз нам не повезло в подобных ситуациях в прошлом. Эти старые переживания, «незаконченные дела», препятствуют тому, чтобы мы принялись за привлекающие нас «новые дела». Можно попробовать заканчивать их, повторно переживая их во всех подробностях в намеренной фантазии. Всякий раз, воспроизводя эти болезненные эпизоды, вы будете находить добавочные детали и выводить в сознавание все больше и больше связанных с ними эмоций.
Оживляйте в фантазии вновь и вновь опыт, который имел для вас сильную эмоциональную нагрузку. Каждый раз старайтесь вспомнить дополнительные детали. Какой, например, наиболее пугающий опыт вы можете вспомнить? Прочувствуйте его вновь так, как это все происходило. И еще раз. И снова. Употребляйте настоящее время.
Возможно, что в фантазии всплывут какие-то слова, нечто, что вы или кто-то другой говорил в этой ситуации. Произнесите их вслух, вновь и вновь; слушайте, как вы произносите их, почувствуйте, как вы переживаете их выговаривание и их слушание.
Вспомните ситуацию, в которой вы были унижены. Воспроизведите ее несколько раз. Обратите внимание, не возникает ли в памяти какой-нибудь более ранний опыт подобного рода. Если это так, перейдите на него и проработайте ситуацию аналогичным образом.
Делайте это для различного рода эмоционального опыта — насколько у вас хватит времени. Есть ли у вас, например, незаконченные ситуации горя? Когда кто-то, любимый вами, умер, могли ли вы плакать? Если нет, можете ли вы сейчас? Можете ли вы мысленно стоять у гроба и проститься?
Когда вы были более всего разъярены? Пристыжены? В замешательстве? Чувствовали себя виноватым? Можете ли вы пережить эту эмоцию вновь? Если не можете, то можете ли вы почувствовать, что мешает вам это сделать, что блокирует вас?
Произвольно управлять чертами лица — это не выразительность, а актерство, и если только не быть очень хорошим актером, то это превращается в «корчение рож». Следует отметить также, что даже в обучении актеров признается, что можно хорошо играть на сцене, только если вызвать в себе воспоминание о сходных переживаниях в жизни и вызвать соответствующее выражение лица и прочие черты поведения, которые соответствуют этому переживанию. Однако данные упражнения направлены не на то, чтобы научить читателей убедительно играть сценические роли, а на то, чтобы научиться играть самого себя.
Еще по теме Упражнение 7. Опыт непрерывности эмоций:
- Эксперимент 7: Опыт непрерывности эмоций
- Метод 4. «Опыт непрерывности эмоций»
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Субъективный опыт человека и объективизированный опыт человечества
- Антропология эмоций
- V. Непрерывность Движения
- Виды эмоций
- § 3. Виды эмоций
- Роль эмоций в поведении человека
- непрерывный прогресс
- 4. Непрерывное и дискретное
- § 4. Закономерности эмоций и чувств
- Результаты участия студентов в непрерывной производственной практике
- § 2. Особенности эмоций
- Методика 7 Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду)
- Стадиальность и непрерывность психического развития
- § 4. Развитие эмоций и чувств у детей