РАЦИОНАЛЬНЫЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ИДЕИ

Рациональные идеи — это оценочные когниции, имеющие личную значимость и являющиеся предпочтительными (то есть неабсолютными) по своей природе. Они выражаются в форме желаний, стремлений, предпочтений, предрасположенности.

Люди испытывают положительные- чувства удовлетворения и наслаждения, когда получают то, чего хотят, и отрицательные (грусть, озабоченность, сожаление, раздражение), когда не получают. Эти негативные чувства (сила которых зависит от важности желаемого) считаются здоровой реакцией на негативные события и не препятствуют достижению намеченных или постановке новых целей и задач. Таким образом, эти идеи являются рациональными по двум причинам: во-первых, они гибки, и, во-вторых, они не мешают претворению в жизнь основных целей и задач.

Иррациональные идеи отличаются от рациональных тоже в двух отношениях: во-первых, они обычно абсолютизированы (или догматизированы) и выражаются в форме жестких «должен», «обязан», «надо»; во-вторых, они ведут к негативным эмоциям, которые серьезно препятствуют осуществлению целей (например, к депрессии, тревоге, вине, гневу). Здоровые идеи лежат в основе здорового поведения, в то время как нездоровые идеи — в основе дисфункционального, такого как уход, привычка откладывать важные дела на потом, алкоголизм, злоупотребление различными веществами (Эллис А., Драйден У., 2002).

Возникновение иррациональных суждений (установок) связано с прошлым пациента, когда ребенок воспринимал их, не владея еще навыком проводить критический анализ на когнитивном уровне, не имея возможности опровергнуть их на поведенческом уровне, поскольку был ограничен и не сталкивался с ситуациями, которые могли бы их опровергнуть, или получал определенные подкрепления от социального окружения. Люди с легкостью придумывают абсолютные требования к себе, к другим и к миру в целом, и если эти требования не удовлетворяются в прошлом, настоящем или будущем, то человек начинает себя третировать. Самоуничижение включает процесс общей негативной оценки своего «Я» и порицание собственного «Я» как плохого и недостойного. С точки зрения Эллиса, можно выделить четыре основные группы таких установок, чаще всего создающих проблемы у пациентов. 1.

Установки долженствования отражают иррациональное убеждение в том, что есть универсальные долженствования, которые всегда нужно реализовывать, независимо от того, что происходит в окружающем мире. Такие установки могут быть обращены к себе, к людям, к ситуациям. Например, утверждения, что «мир должен быть справедливым» или «люди должны быть честными», часто выявляются в подростковом возрасте. 2.

Катастрофические установки, как правило, отражают иррациональное убеждение, что в мире происходят катастрофические события, оцениваемые так вне любой системы отсчета. Этот тип установок приводит к ката- строфизации, то есть к чрезмерному преувеличению негативных последствий событий. Катастрофические установки проявляются в высказываниях пациентов в виде оценок, выраженных в крайней степени (типа «ужасно», «невыносимо», «потрясающе» и т. д.). Например: «Ужасно, когда события развиваются непредсказуемым образом» или: .«Невыносимо, что он так обращается со мной». 3.

Установка обязательной реализации своих потребностей отражает иррациональное убеждение, согласно которому человек для того, чтобы существовать и быть счастливым, должен обязательно осуществлять свои желания, обладать определенными качествами и вещами. Наличие такого рода установок приводит к тому, что наши желания разрастаются до уровня необоснованных императивных требований, в результате вызывающих противодействие, конфликты и в конечном итоге — негативные эмоции. Например: «Я должен быть полностью компетентным в этой области, иначе я ничтожество». 4.

Оценочная установка состоит в том, что людей, а не отдельные фрагменты их поведения, свойства и т. д., можно глобально оценивать. При этой установке ограниченный аспект личности отождествляется в целом с человеком. Например: «Когда люди ведут себя плохо, они должны быть осуждены» или: «Он негодяй, поскольку он вел себя недостойно».

Так как РЭТ связывает патологические эмоциональные реакции с иррациональными суждениями (установками), самый быстрый способ изменения состояния дистресса — это изменение ошибочных когниций. Рациональной и здоровой альтернативой самоуничижению является безусловное самопринятие, которое включает в себя отказ давать собственному «Я» однозначную оценку (задача невыполнимая, поскольку человек — существо сложное и развивающееся, а, кроме того, вредная, ибо это обычно мешает достижению человеком своих главных целей) и признание своей подверженности ошибкам. Самопринятие и высокая толерантность к фрустрации — вот два главных элемента рационально-эмоционального образа психологически здорового человека.

Сформировавшись, иррациональные установки функционируют как автономные, самовоспроизводящиеся структуры. Механизмы, которые поддерживают иррациональные установки, наличествуют в настоящем времени. Поэтому РЭТ концентрируется не на анализе прошлых причин, приведших к формированию той или иной иррациональной установки, а на анализе настоящего. РЭТ выясняет, как индивид сохраняет свои симптомы, придерживаясь определенных иррациональных когни- ций, за счет чего он не отказывается от них и не подвергает их коррекции.

Иррациональные когниции можно изменять. Но для того, чтобы их изменить, необходимо сначала их идентифицировать, а это требует настойчивого наблюдения и самоанализа, использования определенных методов, облегчающих данный процесс. Только реконструкция ошибочных когниций приводит к изменению эмоционального реагирования. В процессе РЭТ человек приобретает способность управлять своими иррациональными когниция- ми по собственному усмотрению, в противоположность начальному этапу терапии, когда иррациональные установки управляют поведением человека.

У нормально функционирующего человека имеется рациональная система установок, которую можно определить как систему гибких эмоционально-когнитивных связей. Эта система носит вероятностный характер, выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития событий. Рациональной схеме установок соответствует умеренная сила эмоций. Хотя иногда они и могут быть интенсивными, однако не захватывают индивида надолго, поэтому не блокируют его деятельность, не мешают достижению целей. В случае возникновения трудностей индивид легко осознает рациональные установки, не соответствующие требованиям ситуации, и корректирует их.

Иррациональные установки, с точки зрения Эллиса, — это, напротив, жесткие эмоционально-когнитивные связи абсолютистского характера в виде предписания, тре бования, обязательного приказа, не имеющего исключений.

Поэтому обычные иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству предписания. При отсутствии осознания иррациональных установок они приходят к длительным неразрешаемым ситуациям, эмоциям, затрудняют деятельность индивида, мешают достижению целей. Иррациональные установки включают выраженный компонент оценочной когниции, запрограммированного отношения к событию.

Рационально-эмотивную терапию, отмечает А. А. Александров, не интересует генез иррациональных установок, ее интересует, что подкрепляет их в настоящем. Эллис утверждает, что осознание связи эмоционального расстройства с событиями раннего детства (инсайт № 1, по Эллису) не Имеет терапевтического значения, поскольку пациенты редко освобождаются от своих симптомов и сохраняют тенденцию к образованию новых. Согласно теории РЭТ, инсайт № 1 вводит в заблуждение: суть не в возбуждающих событиях (Л) жизни людей, которые якобы вызывают эмоциональные последствия (С), а в том, что люди интерпретируют эти события нереалистично, и поэтому у них складываются иррациональные убеждения (В) о них. Настоящая причина расстройств, стало быть, в самих людях, а не в том, что случается с ними, хотя и жизненный опыт, безусловно, оказывает некоторое влияние на то, что они думают и чувствуют. В рацио- нально-эмотивной терапии инсайт № 1 должным образом подчеркивается, но пациенту помогают увидеть его эмоциональные проблемы с точки зрения его собственных убеждений, а не с точки зрения прошлых или настоящих возбуждающих событий. Терапевт добивается дополнительного осознания — инсайтов № 2 и 3.

Эллис поясняет это следующим примером. Пациент испытывает тревогу во время терапевтического сеанса. Терапевт может сосредоточиться на возбуждающих событиях в жизни пациента, которые, по-видимому, вызывают тревогу, скажем, показать, что мать постоянно указывала ему на недостатки, что он всегда боялся укора

учителя за плохой ответ урока, что он боится разговари-. вать с авторитетными фигурами, которые могут не одобрить его, и что, следовательно, из-за всех его прежних и настоящих страхов в ситуациях А-1, А-2, Л-3 ... A-N он сейчас испытывает тревогу во время беседы с терапевтом. После такого анализа пациенту нетрудно убедить себя: «Да, теперь я понимаю, что испытываю тревогу тогда, когда сталкиваюсь с авторитетными фигурами. Неудивительно, что я тревожен даже с собственным терапевтом!» После этого пациент может почувствовать себя значительно лучше и временно избавиться от тревоги.

Однако, отмечает Эллис, было бы значительно лучше, если бы терапевт показал пациенту, что тот испытывал тревогу в детстве и продолжает испытывать ее сейчас при столкновении с различными авторитетными фигурами не потому, что они авторитетны или имеют какую-то власть над ним, а поскольку он всегда был убежден в том, что его должны одобрять, и ужасно, если какая-нибудь авторитетная фигура не одобряет его, и он будет уязвлен, если его станут критиковать.

При таком подходе тревожный пациент склонится к двум вещам: во-первых, он перейдет от Л к рассмотрению В — своей иррациональной системы убеждений; во-вторых, он начнет активно разубеждать себя в своих иррациональных установках, вызывающих тревогу. И тогда в следующий раз, когда он столкнется с какой-нибудь авторитетной фигурой, он будет менее предан этим наносящим ущерб его личности («самопоражающим») убеждениям.

Следовательно, инсайт № 2 состоит в понимании того, что, хотя эмоциональное расстройство возникло в прошлом, пациент испытывает его сейчас, потому что он имеет догматические, иррациональные, эмпирические, необоснованные убеждения. Он обладает, как говорит Эллис, магическим мышлением. Эти его иррациональные убеждения сохраняются не потому,, что он когда-то в прошлом был «обусловлен», то есть эти убеждения закрепились у него по механизму условной связи и теперь сохраняются

автоматически. Нет! Он активно подкрепляет их в настоящем — «здесь-и-сейчас». И если пациент не примет полной ответственности за сохранение своих иррациональных убеждений, то он не избавится от них (Александров А. А., 1997).

Инсайт № 3 состоит в осознании того, что только посредством тяжелой работы и практики можно исправить эти иррациональные убеждения. Пациенты осознают, что для освобождения от иррациональных убеждений недостаточно инсайтов № 1 и 2 — необходимы многократное переосмысление этих убеждений и многократно повторяющиеся действия, направленные на их погашение.

Итак, основной догмат рационально-эмотивной тера- ’ пии состоит в том, что эмоциональные нарушения вызываются иррациональными убеждениями. Эти убеждения иррациональны потому, что пациенты не принимают мир таким, какой он есть. Они обладают магическим мышлением: настаивают на том, что если в мире существует нечто, то оно должно быть другим, отличным от того, что есть. Их мысли обычно принимают следующую форму утверждений: если я хочу чего-то, то это не просто желание или предпочтение, чтобы так было, — так должно быть, и если это не так, то это ужасно\

К примеру, женщина с выраженными эмоциональными расстройствами, которую отверг возлюбленный, не просто рассматривает это событие как нежелательное, а считает, что это ужасно, что она не может этого перенести, что ее не должны отвергать, что ее никогда не полюбит ни один желанный партнер, что она недостойный человек, раз возлюбленный отверг ее, и поэтому она заслуживает осуждения. Такие скрытые гипотезы бессмысленны и лишены эмпирических оснований. Они могут быть опровергнуты любым исследователем. Рациональ- но-эмотивный терапевт уподобляется ученому, который обнаруживает и опровергает абсурдные идеи (Александров А. А., 1997).

Основную цель эмоционально-рациональной психотерапии, считает А. А. Александров, можно сформулировать как «отказ от требований». В какой-то степени, отмечает автор, невротическая личность является инфантильной. Нормальные дети в процессе созревания становятся более разумными, они менее настаивают на том, чтобы их желания немедленно удовлетворялись. Рациональный терапевт пытается побудить пациентов к тому, чтобы они до минимума ограничивали свои требования и стремились к максимуму терпимости. Рационально-эмотивная терапия направлена на радикальное редуцирование долженствования, перфекционизма (стремления к совершенству), грандиозности и нетерпимости у пациентов.

<< | >>
Источник: Соловьева С.Л.. Справочник практического психолога: Психотерапия. М.: АСТ; СПб.: Сова. — 575с.. 2008

Еще по теме РАЦИОНАЛЬНЫЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ИДЕИ:

  1. Чувственное, рациональное, иррациональное в познании
  2. основные иррациональные идеи публичной древнегреческой религии
  3. О ВОЗРАЖЕНИИ Д-РА РИДА ПРОТИВ ДЕЛЕНИЯ 1-НОМ ЛОККОМ ИДЕЙ НА ИДЕИ ОЩУЩЕНИЯ И ИДЕИ РЕФЛЕКСИИ
  4. ГОЛОС ИРРАЦИОНАЛЬНОГО (ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ)
  5. ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ И ПРАЛОГОС ПРИМИТИВОВ
  6. Техника 6. «Диспут по поводу иррациональных идей» Упражнение 1
  7. ОБЛАСТЬ СОЦИОЛОГИИ, ОБРАЩЕННАЯК ИРРАЦИОНАЛЬНОМУ
  8. 30. Продолжение: пережитки иррациональных представлений в праве земельной собственности.
  9. ПРЕВРАЩЕННЫЕ ФОРМЫ О НЕОБХОДИМОСТИ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ
  10. 2. НЕОБХОДИМОСТЬ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ
- Cоциальная психология - Детская психология общения - Детский аутизм - История психологии - Клиническая психология - Коммуникации и общение - Логопсихология - Матметоды и моделирование в психологии - Мотивации человека - Общая психология (теория) - Педагогическая психология - Популярная психология - Практическая психология - Психические процессы - Психокоррекция - Психологический тренинг - Психологическое консультирование - Психология в образовании - Психология личности - Психология менеджмента - Психология педагогической деятельности - Психология развития и возрастная психология - Психология стресса - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Самосовершенствование - Семейная психология - Социальная психология - Специальная психология - Экстремальная психология - Юридическая психология -