VII. Сложные политические главы

§ 483. Мы переходим теперь к развитию второго элемента в триедином политическом устройстве: той группы руководящих людей, среди которых вождь первоначально был только наиболее выдающимся членом. Мы видели (Основания Социологии, § 17, 449), что сравнительно легко образовать большое политическое тело, если страна такова, что все места внутри нее легкодоступны, а выход из нее затруднителен; и наоборот, затруднительность сообщения внутри страны и легкость выхода из нее мешают образованию большого политического тела ипи, по крайней мере, сильно замедляют его. То же можно сказать и о развитии более интегрированной формы правительства. Обстоятельства, мешающие социальной консолидации, также мешают и концентрации политической власти. Однако здесь главным образом нужно указать на то, что постоянное присутствие той или иной группы условий благоприятствует развитию характеров, при которых будет пригодна или централизованная, или диффузная политическая организация.

§ 484. Исследование фактов показывает, что там, где группы патриархального типа занимают области, которые благоприятствуют значительному возрастанию населения, но имеют физические условия, препятствующие централизации власти, там образуются сложные политические главы, которые в течение известного времени поддерживают свое существование благодаря содействию двух факторов: независимости местных групп и потребности в союзе для войны. Рассмотрим один пример.

§ 485. В своем наиболее раннем известном нам состоянии Лациум был занят деревенскими общинами, которые были соединены в кантоны; а эти кантоны образовывали с целями защиты лигу, во главе которой стояла Альба, кантон, считавшийся самым древним и самым выдающимся. Кантоны, входившие в состав лиги, были до такой степени независимы, что между ними возникали войны; отсюда можно заключить, что при совместной обороне они действовали как совершенно равные члены. Таким образом, ранее возникновения Рима народ, вошедший в состав его, был приучен к такому образу жизни, при котором, рядом со значительным подчинением внутри каждой семьи и клана и частичным подчиненением внутри каждого кантона (управлявшегося единичным главой, советом старшин или собранием воинов), существовал союз глав кантонов, которые нисколько не были подчинены друг другу. Как говорит Моммзен, Рим первоначально был «скорее, агрегатом городских поселков, чем единым городом» (History of Rome. Dikson's Trans. 1862,1, p. 30). Государственное устройство Рима было, по существу, олигархией глав кланов, соединенной с олигархией глав семейств, — сложной олигархией, которая после уничтожения царской власти сделалась неограниченной. Здесь нужно подчеркнуть то обстоятельство, что римская республика по своей природе сильно отличалась от тех народных правительств, с которыми ее обыкновенно сравнивают. Учреждения, в которых глава каждой группы имел такую власть, что у его жены и детей, не исключая и женатых сыновей, было не больше прав, чем у домашнего скота, такие учреждения могут называться свободными только теми, кто смешивает сходство внешних очертаний со сходством внутреннего устройства.

§ 486. При образовании сложных политических глав в позднейшие времена этот процесс повторяется в своих существенных чертах, если не в подробностях; примером могут служить истории Венеции и Швейцарии. Тем или иным путем подобный результат всегда возникает, когда общая потребность в защите принуждает к совместной деятельности, а этой совместной деятельности можно достигнуть только путем добровольного соглашения.

Мы не должны забывать различия между двумя формами сложного политического главенства: олигархической и народной. Если каждая из групп, соединенных для военных целей, управляется деспотически, если они устроены по патриархальному типу или управпяются каждая человеком, претендующим на божественное происхождение, тогда сложное главенство является таким, в котором нет места народу. Но если патриархальная власть или вера в божественное происхождение пришли в упадок; если мирные привычки ослабили принудительную власть, которая всегда усиливается войною, — тогда сложным политическим главой является не собрание маленьких деспотов, но соединение индивидов, обладающих властью не в силу своего положения, а вследствие назначения.

§ 487. Существуют другие условия, благоприятствующие возникновению сложных глав, если не постоянных, то хотя бы временных, а именно те условия, которые возникают при разложении предшествовавших организаций. Когда ранее существовавшая регулятивная система разрушается и нужно начинать заново образование политической организации, тогда форма, прежде всего возникающая, имеет сходство с той формой, которую принимает собрание в нецивилизованной орде. Отсюда скоро возникает правление немногих избранных, подчиненных одобрению большинства.

§ 488. В предыдущем разделе мы видели, что, смотря по обстоятельствам, первый элемент триединого политического устройства может в различной степени дифференцироваться от второго элемента: начиная с вождя-воина, только немного превосходящего остальных воинов, можно дойти до божественного и абсолютного короля, сильно отличающегося от ближайшего к нему избранного меньшинства. Подобным же образом и второй элемент, смотря по обстоятельствам, различно дифференцируется от третьего: он то качественно в значительной степени отличается от третьего элемента и отделяется от него непроходимой преградой, то почти смешивается с ним. Обстоятельства определяют не только различные формы, но и различные изменения, претерпеваемые ими. Существуют два основных вида подобных изменений: число сочленов в сложных политических главах с течением времени или увеличивается, или уменьшается. Число их уменьшается вследствие военной деятельности, которая постоянно стремится сконцентрировать распорядительную власть все в меньшем числе рук, а при значительной продолжительности почти наверное превращает сложные политические главы в простые главы. Наоборот, при развитии индустриализма число их увеличивается. Соединяя вместе чужих друг другу людей, освобожденных от ограничений, налагаемых патриархальной, феодальной или какой-нибудь другой подобной организацией, увеличивая число тех, кого приходится принуждать, сравнительно с числом тех, кто должен их принуждать, ставя эти более многочисленные группы в положения, благоприятствующие согласным совместным действиям, и заменяя ежедневно вынуждаемое повиновение ежедневным выполнением добровольно принятых обязанностей и ежедневным поддерживанием своих законных требований, индустриализм стремится к гражданскому равенству.

§ 489. Обыкновенно об обществе говорят так, как будто бы оно когда- либо прежде решило вопрос о форме правительства, которое с тех пор у него и существует. Но факты показывают, что обстоятельства, а не намерения решают подобный вопрос, как это мы видим на примерах генезиса простых политических глав и генезиса сложных политических глав.

<< | >>
Источник: Спенсер Герберт. Синтетическая философия: Пер. с англ.— К.: Ника-Центр.- 512 c.- (Серий "ПОЗНАНИЕ"; Вып.2). . 1997

Еще по теме VII. Сложные политические главы:

  1. Части VI и VII (главы 15—19) «Эдинбургские опросники» и результаты предварительного исследования
  2. VI. Политические главы: вожди, короли и т. п.
  3. К. ШМИТТ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ. ЧЕТЫРЕ ГЛАВЫ К УЧЕНИЮ О СУВЕРЕНИТЕТЕ92
  4. § 1. Государство – сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление
  5. §3. СЛОЖНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И РАССЛОЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ЛИНИЯМ СЛОЖНЫХ ГРУПП
  6. Лекция VII ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
  7. Глава VII Политический строй в XI-—XIII вв.
  8. А.Н. Мещеряков Возвышение рода Фудзивара (китайская образованность, политическая система и официальная идеология в Японии VII—VIII вв.)
  9. Глава V О ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ КАЖУТСЯ СЛОЖНЫМИ, НО НЕ ОТНОСЯТСЯ К ТАКОВЫМ И МОГУТ БЫТЬ НАЗВАНЫ СОСТАВНЫМИ. О ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, СОСТАВНЫХ ПО СВОЕМУ СУБЪЕКТУ ИЛИ АТРИБУТУ
  10. Виноградов. Политическая история Ольвийского полиса VII I вв. до и. э.: Историко-эпиграфическое исследование. М.. Наука. — 288 с., 1989
  11. 34 осоновные полномочия главы государст-ва.
  12. § 1. Конституционный статус главы государства
  13. 2. Место и роль главы правительства.
  14. 2. Юридическая форма главы государства
  15. Главы 4-5. Небесные видения
  16. Часть II (главы 3-6) Компетентность в современном обществе
  17. Переход функций главы семьи от мужа к жене.
  18. Часть IV (главы 8-12) Формирование компетентности
  19. ПРОБЛЕМА «ПЕРВОЙ ГЛАВЫ» В НАУКЕ
  20. Краткое содержание главы 1.