Либеральная социология видит общество совершенно иначе. Выделим ее основные предпосылки (в сравнении с марксизмом). 1. Первичным является индивидуум, независимый от общества и обладающий полной автономией по отношению к нему.
Общество как таковое создается общественным договором индивидуумов для решения каких-то совместных задач. Общество имеет рациональную природу и может видоизменяться в том случае, если количество или качество его участников изменится или они договорятся о пересмотре основных устоев общества. Отсюда значение Конституции как формы коллективного договора. 2. Человек есть существо индивидуальное; социальность — лишь одна (не фундаментальная) из сторон его бытия. Разные версии либерализма по-разному обосновывают индивидуальность — феральность, (пост)религиозное представление о душе, учение о рациональном субъекте и т. д., — но общим является признание свободы индивидуума от общества как нормативного состояния и вектора социального прогресса. 3. Общество представляет собой динамическое и диахроническое явление, протекающее как постоянное движение атомарных индивидуумов, которые стремятся к выработке социальной модели, оптимально соответствующей нормативам свободы. Важнейшим этапом в развертывании этого процесса является переход от политики к экономике, от кастового и сословного общества к классовому, где достигается равенство стартовых условий. Экономический человек — человек оптимально свободный, а следовательно, нормативный. 4. В обществе всегда будут наличествовать высшие и низшие классы, так как люди обладают различными способностями, действуют в различных условиях, прикладывают для достижения успеха разное количество энергии. Высшие классы формируются из наиболее активных, сильных, успешных, трудолюбивых, сообразительных, удачливых, изобретательных, способных добиваться своего любыми способами (не противоречащими социальному контракту).
В низшие классы попадают те, кто, начиная с равных стартовых условий со всеми остальными, не прикладывает достаточных усилий для достижения целей, колеблется, ленится, сбивается с пути, отклоняется на второстепенные цели, и кому просто-напросто не везет. Посередине находятся средние классы, успешные, но не совсем, отстающие от высших по всем параметрам. Такая стратификация общества неизбежна и ни в чем не противоречит стартовому равенству возможностей. Классовая борьба как неизбежность отрицается, а ее подобия суть проявление глухого (и аморального) недовольства тех, кто проиграл, теми, кто выиграл. 5. Логика социальной истории ведет к тому, что все общества рано или поздно обнаружат для себя преимущества свободы и рыночной системы, построят буржуазно-демократические режимы, и экономика станет всеобщей судьбой. Это будет эпохой мира и глобального сотрудничества, так как вместо войн и конфликтов будет свободная конкуренция и система договоров. Современные либералы (Ф. Фукуяма) называют такое состояние «концом истории»276. 6. Историческая задача либералов состоит в том, чтобы сделать рынок, либеральную демократию, парламентаризм, принципы «прав человека» (то есть политико-идеологически узаконенный индивидуализм) глобальным явлением, реформировав (если понадобится, уничтожив) те страны и общества, которые основаны на иных идеологических началах. Как миссионерство либерализм ставит своей целью открыть человечеству глаза на индивидуума как высшую ценность. В стратегическом плане это выражается в распространении либеральной модели на все страны и общества, их модернизацию и вестернизацию — с перспективой ликвидации национальных государств и объединения человечества в единое Мировое Государство во главе с Мировым Правительством (глобализация и глобализм). ?