Мир в эпоху, предшествовавшую древневосточным цивилизациям


Приведенное выше описание культур Иерихона и Чатал-Хююка, предгорий Загроса, Средней Азии и Закавказья свидетельствует о том, что в эпоху мезолита и раннего неолита произошло отделение обществ, основанных на производстве и воспроизводстве не только орудий, но и продукта производства, от обществ с первичной производящей экономикой, где производились и воспроизводились лишь орудия производства, а продукт непосредственно присваивался из самой природы.
Но внутри обществ, начавших создавать продукт в процессе скотоводческого и земледельческого производства, еще далеко не сразу полностью развилось общественное разделение труда; к тому же перед нами такие земледельческо-скотоводческие общества, которые не утратили еще связи и с охотой как видом производства и даже с собирательством.
Об окончательном становлении экономики нового типа можно твердо говорить только тогда, когда начинается первое великое общественное разделение труда: выделение пастушеских племен из массы земледельческо-скотоводческого и охотничьего населения. Это разделение не следует представлять себе в виде кратковременного события, совсем напротив, это был очень постепенный процесс, и мы на древнем Востоке застанем «чистых» скотоводов-кочевников не ранее как к концу II тысячелетия до н. э., а что касается земледельцев, то их производство так никогда полностью и не обособилось от элементов скотоводства; некоторые исследователи полагают, что, чем древнее земледельческое общество, тем большее место занимают элементы скотоводства как в самом производстве, так и в мировоззрении и общественном устройстве этого общества.

В ряде областей Ближнего Востока культуры, которые принято называть собственно земледельческими, противостоящие культурам пастушеских племен, возникают, видимо, в VI—У тысячелетиях до н. э. Разумеется, все время надо иметь в виду, во-первых, что так называемые земледельческие культуры не были «чисто» земледельческими и скотоводческое производство создавало исключительно важную часть продуктов потребления (в частности, именно мясное и молочное питание наряду с регулярностью земледельческого производственного процесса и обеспечивало этим культурам уровень жизни, несравнимый с существовавшим в период первичной первобытной экономики), и, во-вторых, что пастушеские племена того времени не были и не могли быть кочевыми: не имея транспортных животных (кроме разве что осла), они не могли уходить далеко о г воды или совершать регулярные перекочевки и всегда концентрировались вокруг более или менее постоянной базы в каком- либо оазисе или у реки, где обычно имели и посевы. Но эти племена нельзя назвать и по-настоящему оседлыми, так как именно потому, что они были не способны на регулярные перекочевки, их скот постепенно уничтожал и вытаптывал скудные южные пастбища и сами эти племена время от времени вынуждены были отселяться на цовые места — благо планета наша в те времена была населена очень редко.
В горных областях при благоприятных условиях позже стало создаваться скотоводство, основанное на регулярном летнем отгоне скота на горные пастбища, но этот тип хозяйства широко развился, по-видимому, лишь с введением коневодства во II тысячелетии до н. э., т. е. немногим ранее, чем кочевое скотоводство степей.
В VI—V тысячелетиях до н. э. и еще тысячелетиями позже на большей части суши, покрывающей земной шар, особенно в сплошных многотысячекилометровых пространствах лесов Северной Европы, Северной и Юго-Восточной Азии, в Африке южнее Сахары, на многих пустынно-степных просторах Старого Света и на всем протяжении обеих Америк и Австралии, люди еще множество поколений занимались собирательством и охотой. Лишь в полосе сухих субтропиков Северного полушария, как мы уже видели, никак не позже VIII тысячелетия до н. э. люди одомашнили овец и коз и стали употреблять в пищу дикие злаки; в благоприятных условиях, например на горных склонах, где было достаточно дождевой воды или влаЛ или можно было запруживать ручьи, а также в отдельных оазисах они стали переходить также к земледелию; они вскоре научились выращивать гибридные злаки — двурядный и шестирядный ячмень, а также эммер (полба — вид пшеницы). В VI тысячелетии до н. э. сеяли уже и лен, умели прясть льняную кудель и ткать на примитивном ручном станке; одежды из шкур стали отходить в прошлое. Примерно с VII тысячелетия до н. э. научились лепить, а позже и обжигать глиняную посуду. Это искусство постепенно распространилось по всему Старому Свету.
Освоение долин великих рек и возникновение здесь древнейших очагов цивилизаций стало возможным благодаря коренному изменению в технической вооруженности человека, изменению в орудиях труда, происшедшему с наступлением века металлов.

Первым металлом, который стал использоваться в производственных целях эпизодически еще с VI тысячелетия до н. э., была медь (а затем и ее сплавы), вследствие того что существовали ее месторождения в самородном виде; по этой же причине очень рано появились украшения из золота и серебра; очень долго продолжал использоваться и камень (эпоха энеолита). Даже при всем своем несовершенстве (мягкость, высокая температура плавления) медь дала возможность создать несравненно более совершенные орудия труда и оружие: лопаты, то
поры, серпы, ножи, пилы, стамески, резцы, шилья, иглы, наконечники для копий и стрел, кинжалы — и принципиально новые конструкционные материалы: гвозди, заклепки, листовой металл, проволоку, трубы и: т. д. Использование металлов вызвало применение ранее неизвестных технологических процессов: плавки, ковки, сварки, паяния. Они неизмеримо ускорили и облегчили производство самих орудий труда и позволили многократно переделывать (путем повторной отливки) испорченные изделия, тогда как сломавшиеся каменные почти всегда приходилось выбрасывать.
Появились новые возможности в обработке дерева, кости, кожи, камня, а это привело к перевороту во всей хозяйственной жизни. Возникли металлообработка, плотничье и столярное дело, резьба по дереву, кости и камню, решительно изменились гончарное дело (появление гончарного круга), производство транспортных средств (изобретение колеса, сооружение мореходных судов), строительное дело (деревянное и каменное зодчество). Именно с наступлением века металлов оказалось возможным второе великое общественное разделение труда — отделение ремесла от земледелия. Поднялись города, затем выделились общественные классы, и возникли государство, науки, литература, расцвели искусства, т. е. создалось все то, что и знаменует собой цивилизацию. Не везде наступление века металлов имело одинаковый эффект, но общее его значение в истории человечества было именно таким.
Как мы видели, переход от первичной экономики присвоения продуктов природы и производства и воспроизводства только орудий к земледелию и скотоводству произошел ранее всего в Передней Азии, преимущественно в ее горных районах и предгорной полосе. Здесь же отмечено самое раннее использование металлов. Однако отнюдь не эти области стали основным центром последующего прогресса. Урожаи в этих районах были и неустойчивы, и сравнительно невелики. Лишь выход земледельцев в плодородные долины великих рек сухой тропической зоны Азии зі Африки привел к бурному расцвету производительных сил и к переходу на следующую ступень развития общества — на стадию цивилизации. И дело было не только в особом плодородии вновь освоенных здесь земель. В новой природной среде, при отсутствии достаточного количества осадков, человеком была создана принципиально новая форма сельскохозяйственного производства — ирригационное земледелие. Искусственное орошение полей по мере его постепенного совершенствования не только обеспечивало более устойчивые и обильные урожаи. В условиях ирригационного земледелия в результате оказавшихся жизнеспособными мутаций сформировались новые, более продуктивные сорта злаковых культур. Установлено, что древние зерна пшеницы и ячменя в областях поливного земледелия Нижней Месопотамии в несколько раз больше таких же зерен в районах без искусственного орошения.
Были значительно улучшены породы скота — по-видимому, частично за счет перехода на зерновой фураж, как об этом свидетельствуют уже самые ранние письменные документы (правда, дошедшие от времени лишь на несколько тысячелетий позже). Не удивительно, что накопления, достаточные для создания цивилизации, раньше всего начали возникать именно здесь, в долинах великих рек, и прежде всего в Нижней Месопотамии и в Египте. Археологические материалы достаточно определенно рисуют сложную картину освоения древними племенами этих областей и создания фундамента цивилизации.
Гораздо меньше, чем о так называемых земледельческих культурах, знаем мы по археологическим материалам о племенах пастушеских; первые сведения о них чаще доходят до нас из лингвистического анализа
  1. Каменные ступки из Телль ас-Саввана, VI тысячелетие до н. э.
  2. Каменные статуэтки из Телль ас- Саввана, VI тысячелетие до н. э.

древнейших известных нам языков, и эти сведения датируются не позже VI—V тысячелетий до н. э. Кроме того, начиная примерно с этого же времени в Малой Азии, Палестине, Сахаре и Аравии появляются наскальные изображения сначала дикого, а затем и домашнего скота.
<< | >>
Источник: М. А. КОРОСТОВЦЁВ и др.. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. 1983

Еще по теме Мир в эпоху, предшествовавшую древневосточным цивилизациям:

  1. Три модели древневосточной цивилизации 1
  2. ПРЕДЫСТОРИЯ ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
  3. 3.2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 3.2.1. ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
  4. Глава I Цивилизации Востока в эпоху древнего мира
  5. 4.3.5. Мир в античную эпоху за пределами центрального исторического пространства
  6. ЧАСТЬ I. МИР В ИНДУСТРИАЛЬНУЮ ЭПОХУ: 1900—1945 ГГ.
  7. Глава VIII Цивилизации в эпоху нового времени (вторая половина XVII - XVIII век)
  8. Раздел III МИР ОКОЛО ТЫСЯЧНОГО ГОДА. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
  9. 2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации. Источники сведений о первобытности
  10. Тема РОССИЯ - ЛОКАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. СПОРЫ О русской ЦИВИЛИЗАЦИИ. (ПОНЯТЬ ЛИ УМОМ РОССИЮ?) МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. ПЕРИФЕРИЙНЫЙ ХАРАКТЕР ЛОКАЛЬНОЙ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  11. Древневосточная деспотия
  12. ЧАСТЬ I ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ, ПРЕДШЕСТВОВАВШИЕ ВОЙНЕ
  13. Внешний мир, внутренний мир, совместный мир
  14. § 6. ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ МОНАРХИЯ
  15. 773. Судебная практика, предшествовавшая закону 16 ноября 1912 года.
  16. Древневосточные представления о человеке.
  17. ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
  18. 2. Типология цивилизаций. Содержание, признаки, перспективы планетарной и русской цивилизаций
  19. Мир с конца и мир с начала Вадим Рабинович