С момента подписания тяньцзиньского и пекинского договоров определились новые отношения между Китаем и крупными имперскими державами. Правительство китайского императора сразу же поняло, что, идя на уступки иностранцам, оно может получить от них большую помощь.
Получив уступки от цинских правителей, иностранные державы признали его в качестве законного китайского правительства, и их позиция по отношению к тайпинам изменилась на диаметрально противоположную, тем более, что тайнинское движение, будучи чисто крестьянской войной, имело свои слабости, допуская в ведении военных действий неоправданную жестокость. В то время, как войска европейских держав усиленно готовились к нападению на столицу Китая, тайнинские войска, руководимые Ли Сю-чэном, нанесли в районе Нанкина поражение правительственной армии, угрожавшей тайнинской столице. Затем войска Ли Сю-чэна заняли центр провинции Чжэцзян — город Ханджоу, вынудив командование противника оттянуть часть своих сил из- под Нанкина в этот район. После этого тайнинская армия форсированным маршем двинулась к Нанкину и, разбив правительственные войска, ликвидировала непосредственную угрозу Тайпин тяньго. В июне 1860 г. тай- пины заняли крупный центр провинции Цзянсу — город Суджоу и в августе подошли к Шанхаю. Однако овладеть этим большим портовым городом они не смогли. После взятия англо-французской армией Пекина и подписания соглашения с цинским правительством, представители иностранных посольств продолжали соблюдать нейтралитет в Гражданской войне в Китае, не вмешиваясь в военные действия, однако представители частных кругов Британии и США стали открыто сотрудничать с цински- ми властями против тайпинов, так как имели с этого неплохие доходы. Иностранные суда перевозили по реке Янцзы маньчжурские войска, вооружение и боеприпасы для них.
Эти действия были неадекватно поняты Ли Сю-чэном. «Англичане и американцы условились с нами оставаться нейтральными в нашей борьбе с маньчжурами. Это условие с их стороны соблюдалось так, что они помогали, как только могли, маньчжурскому правительству собрать силы для войны, позволили своим подданным поступать на службу к маньчжурам», — говорил с негодованием Ли Сю- чэн, так до конца и не поняв, что частному капиталу все равно, кому служить, платили бы деньги. Позже американский авантюрист Уорд предложил услуги цинскому правительству. Получив вознаграждение в 30 тыс. лянов, он собрал отряд из английских и филиппинских наемников в сотню человек и начал вести боевые действия. Вскоре Уорд получил полномочия вербовать в свой отряд китайцев, которых обучал обращению с новым оружием. К январю 1862 г. в распоряжении Уорда было до 8 тыс. человек, он располагал па- роходами и джонками, вооруженными современными пуШ' ками. Отряд Уорда стал самой боеспособной боевой единицей правительственной армии и получил название «всегда побеждающая армия». Постепенно расстановка сил в Гражданской войне для тайпинов все более ухудшалась. К тому же в тайпин- ском государстве все более ясно обнаруживалась слабость общественного строя. Тайпины, объявив на бумаге создание государства на демократических основах, фактически установили традиционную для Азии деспотическую форму правления; создали большие возможности для развития имущественного неравенства и образования новой эксплуататорской верхушки. Высшие военные и гражданские чиновники получили возможность обогащаться за счет поборов с селян. В государственном аппарате тайпинов развивалось взяточничество. Разочаровавшись, от тайпинов постепенно начали отворачиваться народные массы.