ЛИКВИДАЦИЯ СТАВКИ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО В МОГИЛЕВЕ


После падения Временного правительства Верховным главнокомандующем стал генерал Духонин (вместо Керенского).
В Ставке Верховного главнокомандующего в Могилеве планировалось создать правительство во главе с эсером Черновым, которое должно было вести борьбу с Советской властью.
Иностранные миссии при ставке советовали генералу Духонину не подчиняться ей.
В свою очередь В. Ленин от имени Советского правительства требовал от генерала Духонина в соответствии с Декретом о мире немедленно начать переговоры с германским командованием.
Генерал Духонин отказался выполнить распоряжение В. Ленина. Он освободил из заключения генералов — участников корниловского мятежа: Корнилова, Деникина, Лукомского, Романовского. Планировалась борьба с новой властью.
Советское правительство заочно сместило Духонина с поста главнокомандующего и назначило на этот пост Крыленко. (22) ноября Ленин обратился по радио ко всем полковым, дивизионным, корпусным, армейским и другим комитетам и призвал их взять власть в свои руки, большевики в очередной раз сыграли на антивоенных настроениях в армии, на естественном инстинкте самосохранения — нежелании солдат умирать на бессмысленной войне.
В Ставку для расправы с генералом Духониным были отправлены солдаты и матросы из Петрограда, Минска и других городов под руководством Н.Крыленко.
Советское правительство разрешило полкам, стоявшим на позициях, вступать в переговоры с противником и заключать соглашения о перемирии с передачей их на окончательное учреждение Совету Народных Комиссаров. Еще до прибытия в Могилев Н. Крыленко местный BPK объявил себя высшей властью в городе и взял контроль над Ставкой.
Генерал Духонин был арестован солдатами и расстрелян без суда и следствия. В борьбе с представителями старой власти большевики активно и успешно использовали поддержку армии.
В течение ноября в большинстве армий власть перешла к военно-революционным комитетам.
Американский журналист Джон Рид, выезжавший в те дни на фронт, писал: «Армия за армией, флот за флотом слали в Петроград депутации, радостно приветствуя новое народное правительство».

Декрет о суде от 22 ноября (5 декабря) 1917 г. отменил старые судебные органы и действие всех прежних законов. Вместо прежней судебной системы учреждались рабоче-крестьянские трибуналы и местные народные суды, избираемые Советами.
М.Козловский, который был в дни Октябрьского переворота членом Исполкома Петросовета и ЦИК первого созыва, председателем Выборгской районной думы, вспоминал: «Нам приходилось в области старого суда делать многое, но творить во время революции, когда события разыгрывались на улицах, перед Зимним дворцом, конечно, было невозможно. Следственная комиссия работала в Смольном: приводили главным образом военных, которых мы отправляли в подвал. Работала комиссия в одной комнатке в Смольном, наверху, в 3-м этаже, в ужасных условиях. Валялась овчина с ужасным запахом, хлеб, все валялось на полу... В нашем распоряжении был стол, несколько стульев, писали на коленях. Бесконечное количество людей, постоянный приток солдат. Весь следственный процесс проходил в классическом беспорядке. Следственная комиссия работала днем и ночью без перерыва. Работа была интересная. Когда прошли эти первые дни, пришлось подумать о том, как создать юстицию. Ho мы натолкнулись на следующее явление. Окружные суды, главным образом их уголовные отделения, которые во время Временного правительства абсолютно не работали и совершенно не открывали заседаний, вдруг стали работать. Пришлось послать туда комиссаров и несколько солдат. Закрыли эти заседания. Они спокойно разошлись.
Нужно было что-нибудь сделать с самым главным судом — «правительствующим сенатом», который пользовался таким большим авторитетом среди юристов, и даже не только среди юристов; но многие и из наших товарищей недоумевали, как можно уничтожить суды и остаться без всяких органов правосудия. Были голоса за их сохранение, предлагали посадить комиссаров, заставить комиссаров участвовать в рассмотрении каждого дела.
Мы разрешили это дело революционным образом. Получили от Военно-революционного комитета солдат и разогнали сенат. Te подчинились беспрекословно, и сенат был в течение получаса ликвидирован.

Остались мировые судьи, которые пользовались среди служебных учреждений большой популярностью, равно как и среди населения. Они продолжали функционировать некоторое время. До народного суда, который бы рассматривал общие преступления было далеко. И они начали возникать стихийно. Первый оригинальный суд возник на Выборгской стороне. Товарищи организовали самостоятельный суд, причем рассматривали дела таким образом, что опрашивали присутствующую публику. Приглашали обвинителя и защитника из публики и голосовали приговор. Такой суд просуществовал около 2 месяцев.
Затем стали возникать суды, организованные по плану, из делегатов Петербургского Совета, с народными заседателями, по спискам фабрично-заводских комитетов. Таким образом, начал работу аппарат, в основном оставшийся до сих пор».
Декретом от 10(23) ноября 1817 г. были уничтожены сословия, сословные привилегии и ограничения, гражданские чины, титулы и звания. Устанавливалось равноправие женщин и мужчин. Все граждане независимо от их имущественного состояния, происхождения, пола и национальной принадлежности, объявлялись равноправными гражданами Советской республики.
Декрет от 20 января (2 февраля) узаконил отделение церкви от государства, отменил привилегии церкви и государственные субсидии ей. Декрет установил «свободу совести», которая в дальнейшем превратилась в полную свою противоположность — в пропаганду «воинствующего атеизма» и борьбу с религией. (23) ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров принял декрет о сокращении численности армии. Была поставлена задача формирования новой, «рабоче- крестьянской армии».
15(28) января Совет Народных Комиссаров принял декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной армии, которая должна была формироваться на «добровольческих началах». В декрете говорилось: «В Красную армию поступает каждый, кто готов отдать свои силы, свою жизнь для защиты завоеваний Октябрьской революции, власти Советов и социализма».
Вступающие в Красную армию должны были представить рекомендации партийных, советских или других организаций, стоявших на платформе Советской власти.

Коллективный переход частей старой армии и флота в Красную армию допускался при условии круговой поруки и поименного голосования. января (11 февраля) 1918 г. был издан декрет об организации Рабоче-Крестьянского Красного флота, который строился на тех же принципах, что и Красная армия.
(16) января ВЦИК принял разработанную Лениным Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа. Декларация провозгласила Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и объявила Российскую республику Советской социалистической федерацией, построенной на принципе равноправия и дружбы народов.
Декларация определила основные задачи Советской власти: уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, построение социализма. ноября (4 декабря) 1917 г. ВЦИК принял декрет о праве отзыва делегатов, стоявших на антисоветской платформе.
В это же время возник вопрос о правительственном блоке между большевиками и левыми эсерами. Левые эсеры признали новую власть, после чего их представители были включены в состав Советского правительства.
Левые эсеры получили наркомат земледелия (Коле- гаев), позднее — наркомат юстиции (Штейнберг), почты и телеграфа (Прошьян), государственных имуществ (Карелин), местного самоуправления (Трутовский); они вошли в коллегии других министерств и в дальнейшем в ВЧК.
Этот шаг решительным образом повлиял на дальнейший ход революции: социалистические партии окон
чательно раскололись на два лагеря — сторонников Советов и сторонников парламентской демократии.
Советы рабочих и солдатских депутатов объединились с Советом крестьянских депутатов, которым руководили эсеры. В ноябре 1917 г. в Петрограде собрался Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов, на котором большинство принадлежало левым эсерам. На совместном заседании этот съезд одобрил Декреты о мире и о земле.
Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов избрал Временный исполнительный комитет Советов крестьянских депутатов, который вошел в состав ВЦИК, что означало фактическое объединение Рабочих, солдатских и крестьянских Советов. октября (8 ноября) 1917 г. в распоряжение новой власти перешел Государственный банк. 14(27) декабря ВЦИК издал указ о национализации частных банков. Все частные акционерные банки и банковские конторы объединялись с государственным банком.
14(27) ноября 1917 г. было принято положение о рабочем контроле над производством и распределением. Положение было разработано Лениным.
Система рабочего контроля предусматривала образование Центрального Всероссийского Совета рабочего контроля и местных советов рабочего контроля из представителей фабзавкомов, профсоюзов, рабочих кооперативов. Эти органы получили право контролировать промышленников и участвовать в управлении производством: планировании, составлении отчетности и т.д.
Союз заводчиков и фабрикантов, часть технической интеллигенции, меньшевики и эсеры призвали бойкотировать закон о рабочем контроле и закрывать предприятия, на которых установился рабочий контроль. Были закрыты многие предприятия в Москве, Петрограде, на Урале, в Донбассе. Бойкот закона о рабочем контроле ускорил принятие большевиками мер по национализации всей промышленности.
Декретом от 28 июня 1918 г. началась национализация всей крупной промышленности. На национализированных предприятиях создавалось государственное заводоуправление из рабочих с участием специалистов.
Декретом от 2(15) декабря 1917 г. для руководства экономикой страны был создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ). Затем последовало создание советов народного хозяйства на местах (совнархозов).
Основой аграрной политики Советской власти явился Декрет о земле. Лозунг «Земля — крестьянам» прозвучал в 1917 г. как санкция на грабеж имений, но не стал серьезной экономической мерой, так как у помещиков к тому времени оставалась едва ли десятая часть земли и около 6% поголовья лошадей и скота.
Как развитие Декрета о земле были приняты законы, определяющие порядок конфискации и распределения помещичьих земель между крестьянами. В большинстве случаев земля распределялась по количеству членов семей с дополнительными наделами для малоземельных и безземельных.
Помещики были выселены из конфискованных имений. По отношению к зажиточным крестьянам Советская власть пока проводила политику «частичной экспроприации и ограничений»: отбирала хлеб, землю, часть «живого и мертвого инвентаря».
«Живой и мертвый инвентарь» конфискованных имений поступал в распоряжение земельных отделов волостных Советов, которые передавали его коллективным хозяйствам или общественным прокатным пунктам. Предусматривались льготы для коллективных хозяйств. В некоторых конфискованных имениях создавались социалистические советские хозяйства — совхозы. В этот период возникли первые коллективные крестьянские хозяйства — колхозы.
В 1918 г. была осуществлена реформа русского правописания. Для установления одинакового с другими странами летоисчисления с 1(14) февраля 1918 г. вместо старого (юлианского) был введен новый (григорианский) календарный стиль. Проводились реформы в области народного образования. Занимался ими Народный комиссариат просвещения под руководством А. Луначарского. октября 1918 г. было опубликовано «Положение о единой трудовой школе». Другим декретом — о приеме в высшие учебные заведения — обеспечивалась возможность поступления в высшую школу всем желающим. Для рабочих и крестьян, не получивших среднего образования, были открыты рабочие факультеты.
Политическим просвещением масс в духе большевистской идеологии ведало Главное Управление поли- тико-просветительских учреждений — Главполитпросвет, деятельностью которого руководила Крупская.
Пресса была взята под контроль большевиков. Свобода печати перестала существовать. Уже через две недели после октябрьского переворота в Петрограде был закрыт ряд газет.
Декрет о закрытии газет был принят правительством самовольно и Советской властью, ВЦИКом не обсуждался. Боровский предложил хитроумную формулировку, оправдывающую подобные действия: «советский парламент не может отказать Совнаркому в праве издавать без предварительного утверждения ЦИК неотложные декреты».
На заседании ВЦИК эсер А.Колегаев выступил против закрытия газет: «Мы не смотрим на вопрос о свободе печати как на мелкобуржуазные предрассудки». Ленин заявил, что допустить теперь существование ряда газет — значит перестать быть социалистом.
Прошьян от лица левых эсеров заявил, что «резолюция о печати представляет собой яркое и определенное выражение системы политического террора и разжигания гражданской войны».
<< | >>
Источник: А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек. Всемирная история. Том 20. Итоги Первой мировой войны. 2002

Еще по теме ЛИКВИДАЦИЯ СТАВКИ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО В МОГИЛЕВЕ:

  1. 4. Ликвидация остатков бухаринско-троцкистских шпионов, вредителей, изменников родины. Подготовка к выборам в Верховный Совет СССР. Курс партии на развернутую внутрипартийную демократию. Выборы в Верховный Совет СССР.
  2. МЯТЕЖНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ
  3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ О политической ситуации в стране и предложениях Верховного Совета Республики Карелия о путях выхода из конституционного кризиса
  4. §6. Психологіяочної ставки
  5. § 9. Психология очной ставки
  6. §6. Психологія очної ставки
  7. § 10. Психология очной ставки
  8. Процесуальна характеристика очної ставки.
  9. § 9. Тактика очної ставки. Перехресний допит
  10. Тема 13. Тактика допроса и очной ставки
  11. № 76 г. - 5 октября. Отношение помощника главнокомандующего Кавказской армией А.П. Карцова1 начальнику Терской области М.Т. Лорис-Меликову.
  12. № 91 г. - Всеподданнейший отчет главнокомандующего Кавказскою Армиею по военно-народному управлению за 1863-1869 гг. (извлече- ния)1
  13. КОЭФФИЦИЕНТЫ УВЕЛИЧЕНИЯ СРЕДНЕЙ СТАВКИ
  14. Ставка на лузеров
  15. 73. ПРОИГРАННАЯ СТАВКА
  16. Глава 4. Психология допроса и очной ставки
  17. Глав а 14 Психология допроса и очной ставки
  18. § 3. Допрос. Очная ставка. Предъявление для опознания. Проверка показаний на месте
  19. Повноваження Верховного Суду України