ИНДИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ войны


Первая мировая война резко обострила противоречия между Индией и британской метрополией. В годы войны Англия усилила эксплуатацию Индии, использовав ее материальные и людские ресурсы. По размерам военных расходов Индия заняла второе место (после самой Англии) в Британской империи.
На военные фронты отправлялось большое количество продовольствия, обмундирования, снаряжения, оружия, строительных материалов. Общая стоимость этих поставок и других затрат Индии на нужды войны составила, по официальным данным, более 200 млн. фунтов стерлингов.
Сверх того, англо-индийское правительство передало Англии в виде единовременных займов значительную сумму наличных денег — 100 млн. фунтов стерлингов в 1917 г. и еще 45 млн. в 1918 г., не считая всякого рода пожертвований, носивших, как правило, принудительный характер. Англо-индийская армия насчитывала около I млн. человек; ее солдаты воевали у Дарданелл, в Иране, Ираке и на западном театре военных действий; сотни тысяч индийцев: железнодорожников, строителей и рабочих других специальностей — были мобилизованы для работы в прифронтовых зонах.
Бремя военных тягот несли на себе в первую очередь крестьяне и рабочие. Поставки сельскохозяйственных продуктов производились в принудительном порядке. Крестьяне были обложены новыми, повышенными налогами. Множество крестьянских хозяйств разорялось; крестьяне-собственники превращались в арендаторов, арендаторы — в бесправных сборщиков и батраков. Общий уровень земледелия снизился, урожаи значительно сократились. К концу войны Индию постиг голод, который сопровождался тяжелой эпидемией гриппа «испанка». От голода и эпидемии умерли — 13 млн. человек.
Колониальная зависимость, господство английского капитала уродовали развитие индийской экономики, на которой тяжело сказывался и неэквивалентный характер внешней торговли. Цены на импортные товары за годы войны увеличились на 168%, а на экспортные — всего на 50%.
Правда, промышленность Индии выросла. Этому способствовали военная конъюнктура, сокращение импорта из-за границы и повышение конкурентоспособности индийских изделий на внутреннем рынке, рост цен на промышленные товары, а также заинтересованность самой английской метрополии в увеличении продукции некоторых отраслей индийской промышленности, обслуживающих фронт.
Индийские металлургические заводы получили большие заказы от военного ведомства на рельсы и вагоны, а текстильные предприятия — на обмундирование для армии. Увеличилась добыча угля, выплавка чугуна, стали, продукция текстильных и джутовых фабрик. По приблизительным подсчетам, за 1911 — 1921 годы число рабочих (включая плантационных) возросло с 2,1 млн. до 2,7 млн. Однако преобладающая часть капитала, вложенная в индийскую промышленность, приходилась на текстильное производство. Машиностроение отсутствовало.
Рост производства происходил не только за счет строительства предприятий и введения новых технологий, но и за счет использования старых машин и усиленной эксплуатации дешевого и полурабского труда индийских рабочих. Рабочий день на фабриках и заводах продолжался по 13 — 15 ч. Стоимость жизни повысилась с июля 1914 г. по январь 1919 г. на 83%, а номинальная заработная плата в промышленности — всего на 21,5%. Рабочие жили в ужасающих условиях, были беззащитны перед произволом хозяев.
Нищета, голод, политическое бесправие, упадок культуры — все это было результатом колониального закабаления Индии. Колониальная зависимость от Англии стала невыносимой и для индийской национальной буржуазии. Окрепшая за годы войны, она болезненно переживала свое политическое и экономическое неравенство. Ее противоречия с английским империализмом крайне обострились, а национально-патриотические тенденции в политике существенно усилились.
Октябрьская революция в России оказала большое влияние на индийские патриотические и прокоммунистически настроенные круги. По свидетельству Джава- харлала Неру, «грандиозные перемены, совершавшиеся в России, имели огромную привлекательную силу». В Индии, писал он, росла вера в то, что Советская Россия «может явиться для мира вестницей надежды».
Вести из России воодушевляли индийский народ. В конце 1917 г. на одном из нелегальных собраний в Дели было решено отправить Советскому правительству послание, в котором говорилось: «Индия поздравляет вас с великой победой, одержанной вами в интересах демократии всего мира. Индия дивится благородным и гуманным принципам, которые вы провозгласили, взяв власть в свои руки». В ноябре 1918 г. в Москву прибыла первая делегация из Индии.
Обращаясь к Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету, она «от лица индийских народов» передала приветствие «русской революции, которая вдохнула в нас новую надежду и указала нам новый путь борьбы».
Председатель ВЦИК Я.М.Свердлов сказал в ответ: «Недалек день, когда народы, многие столетия угнетавшиеся империалистами, обретут свободу».
К концу первой мировой войны борьба индийского народа за независимость приобрела новый размах и сделалась общенациональной. Складывался антиимпериалистический фронт крестьянства, национальной буржуазии и пролетариата. Эту борьбу, как и во многих других колониальных странах, возглавила национальная буржуазия. Однако политическая раздробленность Индии, многонациональный состав населения, наличие каст и других пережитков средневековья сильно мешали индийскому национально-освободительному движению.
Общий революционный подъем придал национальной буржуазии решимость в отстаивании национальных интересов. Передовые политические деятели партии Индийский национальный конгресс начали понимать, что одними парламентскими комбинациями, без опоры на массовое антиимпериалистическое движение, нельзя заставить Англию пойти на уступки. Ho перелом в политике и тактике этой партии произошел не сразу. Во время войны Национальный конгресс ограничивался робкими просьбами о самоуправлении, о расширении представительства индийцев в совещательном органе при вице-короле. Даже в 1918 г. на сессии, созванной по окончании военных действий, конгресс принял верноподданическое обращение к английскому королю, поздравив его с «успешным завершением войны».
Еще более лояльной по отношению к Англии была так называемая Мусульманская лига, руководимая помещиками и крупными представителями мусульманской буржуазии. Отказываясь от единства действий с Индийским национальным конгрессом, она тем самым помогала британским властям усугублять религиозную рознь в Индии и тормозить развитие национально-освободительного движения.
Только в 1916 г. на конференции в Лакхнау Мусульманская лига пошла на соглашение с Национальным конгрессом об общем плане действий, чтобы Индия стала «в империи равным партнером самоуправляющихся доминионов». Образование в дальнейшем единого индус- ско-мусульманского фронта произошло под давлением народных масс.

Во время войны британское правительство, обеспокоенное ростом национально-освободительного движения индийского народа, пыталось путем частичных уступок предотвратить угрозу революционного выступления. В августе 1917 г. государственный секретарь по делам Индии Монтегю выступил с декларацией, подготовленной лордом Керзоном и Остином Чемберленом, в которой содержалось обещание «постепенного создания ответственного правительства в Индии как неотъемлемой части Британской империи». Вслед за тем Монтегю отправился в Индию во главе специальной комиссии. Как он сам записал в своем дневнике, единственной его задачей было «добиться, чтобы она (Индия) оставалась спокойной в критические дни войны». Прошел почти целый год, пока комиссия опубликовала доклад с предложениями о реформах. По именам Монтегю и вице-короля Индии Челмсфорда, также подписавшего доклад, эти реформы получили название реформ Монтегю — Челмсфорда.
Главным пунктом реформ было введение в нескольких провинциях так называемой диархии («двоевластия»). Эта система предусматривала передачу второстепенных органов местной исполнительной власти в управление индийским министрам, избранным законодательными собраниями, с сохранением ключевых позиций в руках министров, назначаемых губернаторами- англичанами. Так, избираемым министрам-индийцам предоставлялись департаменты здравоохранения, народного образования, местной промышленности, сельского хозяйства, а основные отрасли управления, в том числе ведавшие « поддержанием порядка и законности», т.е. полиция и юстиция, а также финансами, сохранялись за министрами, которых назначал губернатор. Губернатор-англичанин имел право распустить собрание, уволить министров и управлять провинцией через назначенных чиновников.
Диархия вовсе не распространялась на центральные органы исполнительной власти, остававшиеся целиком в руках англичан. Несколько расширялось представительство индийцев в законодательном собрании при вице-короле, но, как и прежде, вице-король не был обязан выполнять постановления этого орга-

на. В княжествах полностью сохранялся старый колониальный порядок, причем для усиления их политического значения намечалось создание особой «палаты князей».
<< | >>
Источник: А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек. Всемирная история. Том 20. Итоги Первой мировой войны. 2002

Еще по теме ИНДИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ войны:

  1. АНГЛИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  2. Канада в годы первой мировой войны
  3. БОЛГАРИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  4. АВСТРО-ВЕНГРИЯ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  5. 1. Причины и характер первой мировой войны. Россия в системе международных отношений в предвоенные годы
  6. 3. Политический кризис в России и выход ее из войны. Итоги первой мировой войны
  7. ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ войны
  8. КИТАЙ К КОНЦУ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  9. § 1. До первой мировой войны
  10. § 1. До первой мировой войны
  11. § 4. От 1815 г. до первой мировой войны
  12. АНГЛИЯ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ